Трансплантация во сне
О первом успешном случае трансплантации конечности известно не из медицинского трактата, а из жития святых врачей – Космы и Дамиана, братьев-медиков (память 14 ноября).
Трансплантация была проведена во сне. История сохранила следующие свидетельства:
У одного человека болела нога. Лекарства не помогали. Во сне ему явились двое с инструментом в руках… Больной узнал святых братьев-лекарей: Косму и Дамиана.
Один спросил другого: «Где нам взять ногу, чтобы заменить больную?» Другой ответил: «Сегодня будут хоронить мавра со здоровой ногой». Два врача отрезали ногу у мертвого мавра, приставили ее к ноге больного и обильно наложили мазь. Когда пациент проснулся, боли как не бывало.
Исцеленный человек всем рассказал о чудесном сне. Люди радовались свершившемуся чуду и благодарили Бога и святых Косму и Дамиана» (Житие свв. Космы и Дамиана Асийских по Аугсбургской рукописи. 1493 год).
Этот сюжет из посмертной врачебной практики братьев-медиков поражал во многие времена. А в эпоху Возрождения знаменитый Фра Анджелико даже написал фреску: «Сон диакона Юстиниана» (1438–1440) в алтаре церкви свв. Космы и Дамиана в монастыре Сан-Марко.
Почему больной назван здесь диаконом – неизвестно. Не до конца ясны и фактические подробности этой истории, кроме одной: больная нога стала здоровой после молитвы святым врачам Косме и Дамиану.
Бессребрениками святых врачей, братьев Косму и Дамиана (III в.), прозвали еще при жизни благодарные пациенты. Но братья были не просто профессиональными лекарями, получившими прекрасное медицинское образование на Востоке (в Сирии). Косма и Дамиан за свою честную жизнь были наделены особым даром лечить болезни, перед которыми медицина была бессильна.
Поскольку свои способности они получили от Христа в дар, братья никогда не брали плату за лечение, помня слова Учителя: «Даром получили, даром давайте». Но они рассказывали тем, кто прибегал к их помощи, о Христе, давшем им силу помогать и исцелять.
В своем родном городе Эгее (современная Вергина в Греции) братья открыли больницу. Они сами изготовляли лекарства и проводили хирургические операции.
Больницы в древние времена
В античном мире больниц как таковых не существовало. Первые лечебные учреждения в нашем понимании появляются как раз при христианских монастырях. Например, одной из первых и лучших была больница при монастыре, основанном епископом Василием Великим, известным богословом (IV в.), в городе Кесария. Внешне она очень напоминала современные больничные комплексы: в ее состав входило столько зданий, сколько было известно в те времена болезней.
Монастырский устав предусматривал, помимо собственно больниц, строительство при монастырях богаделен и ксенодохий – постоялых дворов для заболевших в дороге странников. Больничный городок, построенный святителем Василием Великим и названный «прибежищем», включал, кроме больничных зданий, гостиницы для иногородних, лепрозорий, приют для неимущих.
Людей в монастырских больницах лечили безвозмездно либо за посильное пожертвование.
Позднее начали появляться больницы частные, государственные, стало развиваться аптечное дело, при больницах возникали медицинские школы. Император Византии Иоанн II основал в Константинополе монастырь Спаса Вседержителя, в комплекс которого входила и больница, ставшая крупнейшим медицинским центром того времени.
Сохранившийся монастырский устав дает нам полное представление о работе этого комплекса: пять залов по 50 коек, отделения хирургии, офтальмологии, гастроэнтерологии, гинекологии, еще два отделения – для прочих болезней. Работала аптека.
Койко-местом была кровать с матрасом и одеялами из козьей шерсти. Работали водопровод и канализация, зимой – обогреватели. Была устроена ванная комната. Больные снабжались одеждой, матрасы и одеяла ежегодно обновлялись.
Устав определял и оплату труда служащим. Император был щедр, но врачам, работавшим в монастырской больнице, запрещалась частная практика.
Какими были древние врачи
Врачом в Византийской империи мог стать только человек, получивший специальное медицинское образование. Для этого надо было закончить медицинскую школу (изучение медицины основывалось на трудах греческого врача Гиппократа и древнеримского Галена). Успешно сдавший экзамены получал свидетельство о профессиональной квалификации лекаря.
Врач в те времена был человеком статусным. Врачи могли практиковать частным образом, становиться домашними врачами в богатых семействах.
Была даже своеобразная скорая помощь – странствующие врачи, помогавшие тем, кто не мог сам добраться до больниц.
Существовала должность главного городского врача – «архиатра».
За ошибки врачей византийское законодательство определяло даже уголовную ответственность. Судебная медицинская комиссия решала: виновен врач или не виновен. Наказанием мог стать как небольшой штраф, так и полная конфискация имущества.
Если же врач совершал аморальный поступок, его водили по городу с емкостью для сбора мочи в руках позора ради. А бывало, что врача приговаривали к смерти: закалывали шпагой.
Бог не одобряет перфекционизма
Правда, когда родились свв. Косма и Дамиан, до основания больничного комплекса Спаса Вседержителя оставалось еще несколько столетий. Братьев вырастила мать, отец рано умер. Феодотия была христианкой и старалась воспитать сыновей в добром духе.
Мать свв. Космы и Дамиана также причислена к лику святых, ее память празднуется в один день вместе с сыновьями, 14 ноября.
Когда братья подросли, Феодотия отдала их на обучение. Так впервые они и познакомились с медициной, узнали о целебных свойствах трав и минералов. А потом уехали в Сирию заканчивать образование.
Врачей-бессребреников чтили в народе особо.
Косма и Дамиан помогали не только людям, но и животным. Однажды увидели в пустыне едва живую верблюдицу и исцелили ее.
Построив больницу, они лечили не только в ней, но и сами, переходя из города в город, искали тех, кому особенно нужна помощь. И если на пути они встречали больное животное, то и его лечили.
Братья были известны не только своим бессребреничеством, но и, по крайней мере один из них, особой щепетильностью. Одна богатая женщина, исцеленная братьями, принесла в благодарность Дамиану три яйца и умоляла взять их во имя Святой Троицы. Дамиан не мог ей отказать.
Узнав об этом, Косма огорчился и в завещании своем написал, чтобы по смерти похоронить его отдельно от брата. В ту же ночь явился Косме Господь и сказал: «Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя…» (ради Христа, ради сердечной благодарности).
Косма утешился, но завещания не изменил (!).
По одной из версий жития, во время гонений при Диоклетиане святые братья были арестованы и обезглавлены.