В центре иконостаса каждого храма, в центре Господу Иисусу Христу предстоят слева – Пречистая Его Матерь, справа – Иоанн Предтеча. Честнейшая Херувим и «больший из рожденных женами» (ср. Мф. 11:11 и Лк. 7:28). А за Богородицей и Иоанном Предтечей стоят их родители – супружеские пары Евангельской истории.
С родителей Иоанна Крестителя, Захарии и Елисаветы, начинает свое благовествование евангелист Лука. О родителях Пречистой Девы Марии рассказывает нам только Предание, но их невозможно изъять из евангельских событий, из жизни богослужения, – оттого их, «святых и праведных богоотец Иоакима и Анну», поминают, с прошением благословения, на отпустах (в конце) служб.
Памяти этих супружеских пар расположены в календаре совсем рядом: Захарии и Елисаветы – 18 сентября, Иоакима и Анны – 22 сентября, на следующий день после праздника Рождества Богородицы.
Неплодные матери Библии
И та, и другая супружеская чета долго страдали от бесплодия, прежде чем Бог даровал им чудесное рождение детей, равных которым нет во всей истории человечества.
Эта черта сближает их с историями праведников Ветхого Завета.
Первое, что сказано о праведной жене «отца всех верующих» Авраама, праматери Сарре, – что она «была неплодна и бездетна» (Быт. 11:30). Бог многократно обещал Аврааму, что в нем «благословятся все племена земные», но это обетование долго не исполнялось. «Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось» (Быт. 18:11), когда под дубом Мамврийским супругам явился Сам Бог под видом трех Ангелов и пообещал уже скорое – и года не пройдет – рождение сына. После этого родился Исаак.
У Исаака и Ревекки также долго не рождаются дети, и лишь упорная молитва разрешает это неплодство: «И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его» (Быт. 25:21).
И Рахиль, любимая жена Иакова-Израиля (это следующее поколение), была неплодна, пока наконец «вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее» (Быт. 30:22), и родился Иосиф.
Архангел Михаил предвещает рождение Самсона, который «начнет спасать Израиля от руки филистимлян» (Суд. 13:5), его неплодной матери (Библия называет только имя ее мужа – Маноя).
В православное богослужение (в жанр канона) встроена память о чудесном рождении сына – пророка Самуила – от неплодной прежде матери, Анны. С этой истории начинаются книги Царств, а благодарственная песнь Анны послужила образцом для ирмосов 3-й песни всех канонов. «Возрадовалось сердце мое в Господе… Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает… ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную». (1 Цар. 2:1–10).
Все эти супружеские пары стали примером твердой веры и упования на Бога, примером такого состояния сердца, когда человек все, и «унижение и возвышение» готов принять как из руки Божией, с мирным духом.
Между Ветхим и Новым заветами
Родители Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя называются праведными, «непорочными в пути, ходящими в законе Господнем», по псалму (Пс. 118:1).
Со времен патриархов сама супружеская праведность претерпела развитие: уже не было многоженства и наложниц, как во времена Авраама и Иакова-Израиля.
Правда, допускались разводы – «по жестокосердию», как назовет такое допущение законом Моисеевым Христос. А еще в обществе сохранялось многовековое презрение к бесплодию, отразившееся и в историях всех перечисленных выше святых пар. Бездетность считалась проклятием, и особенно во время обострившихся в рассматриваемую пору мессианских ожиданий. С надеждой ждали Мессию, который должен будет установить свое вечное Царство (и это царство понималось большинством иудеев как царство земное). И каждая семья надеялась, что именно среди ее потомства будет рожден Спаситель, которому надлежит стать царем богоизбранного народа и привести своих людей к процветанию.
Бессмертие народа Божия мыслилось именно в перспективе готовивших явление Мессии поколений. Потому праведность, верность, супружеская любовь хотя и почитались, но не имели абсолютной ценности в этом свете. Муж легко мог оставить свою неплодную жену и жениться на женщине, чтобы продолжить свой род – вдруг именно в его семье родится Мессия?
В предыстории Рождества Пресвятой Богородицы это отразилось особенно ярко.
«В поношении безчадства»
Эту историю мы знаем исключительно по Преданию, в письменном виде донесенному нам так называемыми «апокрифическими евангелиями» II–III веков (Протоевангелие Иакова).
Святые супруги Иоаким и Анна жили в галилейском городке Назарете в любви и согласии между собой. Но за десятилетия брака Господь так и не дал им детей.
Предание повествует о том, как Иоаким в праздник принес в храм двойную жертву, за себя и за народ, но первосвященник оттолкнул его дары со словами: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а, следовательно, и благословения Божия: наверно, у тебя есть какие-нибудь грехи». От этого унижения скорбь всей жизни Иоакима так обострилась, что он даже не вернулся домой, а сразу пошел в пустыню и, поставив шатер посреди стада, сорок дней постился и молился Богу, изливая Ему свою печаль, задаваясь вопросами – в чем же его грех? А Анна, которой, конечно, передали происшедшее, плакала и молилась дома.
И вот через сорок дней этой этого взывания супругов ко Господу им – одновременно и каждому в своем месте – явился ангел Господень и возвестил будущее рождение Преблагословенной Дочери. По указанию ангела супруги поспешили в Иерусалим, где и произошла их блаженная встреча. А священник на этот раз принял дар Иоакима, и супруги возвратились в дом свой.
На иконе «Зачатие праведной Анны» изображен именно момент встречи супругов в Иерусалиме, их первое объятие после того, как оба получили ангельскую весть.
Фактология не всегда стыкуется, но правда жизни остается
Дотошные библеисты и историки Церкви, конечно, находят чисто фактические несоответствия и даже «исторические несуразности» в этом предании – и прежде всего в повествовании о том, что дар Иоакима был отвергнут из-за его бездетности. Такого, по предписаниям Закона, быть не могло.
Впрочем, в Протоевангелии Иакова ситуация обрисована несколько иначе: некий Рувим сказал Иоакиму, принесшему Богу жертвы: «Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю». Это и сокрушило сердце Иоакима, так что он удалился в пустыню.
И если поступок первосвященника, который обязан неуклонно соблюдать правила жертвоприношений и не может вносить в это произвола, «примышлен» преданием, то презрительное замечание очевидца более чем возможно. Ну а если такие слова и не были высказаны вслух при всех, они могли подразумеваться, отражая общее настроение того времени.
Да, священник не мог прогнать Иоакима, но безусловно презирал его за бездетность. Помысл имеет здесь силу реальности. Пример тому – в евангельской истории праведных Захарии и Елизаветы, родителей Иоанна Предтечи.
С чего начинается Евангелие
С истории Рождества Предтечи начинается Евангелие от Луки.
«Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно…» (Лк. 1:5–6). А далее всю эту историю надо читать в самом Евангелии: о том, как однажды во время каждения в святилище Иерусалимского храма Захария получил весть от ангела, что его престарелая жена родит ему сына и он «будет велик пред Господом»; о том, как Захария усомнился и был за маловерие наказан немотой (Лк. 1:8–23); о том, как немота эта разрешилась при рождении младенца Иоанна и Захария «исполнился Святаго Духа и пророчествовал», воспев хвалебную песнь Господу (Лк. 1:57–79). Стихи из этой песни включены в гимн «Величит душа Моя Господа», звучащий на утрене перед 9-й песнью канона с припевом «Честнейшую Херувим…».
Слышен здесь и возглас Елизаветы, которая говорит: «Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми».
А в середине этого повествования – Благовещение, Благая весть, Боговоплощение. Это и есть начало Нового Завета:
«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк. 1:26–27).
В шестой месяц – чего? Какой эры, правления какого императора, после какого великого исторического события?
В шестой месяц после зачатия Предтечи! «На шестом месяце» срока беременности женщины Елисаветы от мужа ее, священника Захарии.
Вот так отмеряются сроки спасения всего мира.
Брак честен и ложе нескверно
Но нам не так уж важны обычаи и нравы иудеев I века, хотя понимать и знать их желательно.
Ведь мы говорим о первых супружеских парах Нового Завета!
С трудно осмысляемой заповедью, с этими странными словами: «брак честен и ложе нескверно» – именно в такой огласовке звучат слова апостола Павла (Евр. 13:4) в чине венчания. В синодальном переводе Библии: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно».
Вот что говорит о святых родителях Богоматери преподобный Паисий Святогорец:
«С детского возраста я относился к святым богоотцам с великим благоговением. Я даже просил о том, чтобы в монашестве мне дали имя Иоаким. Сколь многим мы им обязаны! Святые Иоаким и Анна были самой бесстрастной супружеской парой из когда-либо существовавших. У них совершенно не было мирского мудрования.
Именно так Бог сотворил человека. И Он хотел, чтобы люди рождались так же – бесстрастно. Но после грехопадения в отношениях между мужчиной и женщиной появилась страсть. И как только появилась бесстрастная супружеская пара – такая, каким сотворил человека Бог и каким по Его замыслу надлежало быть человеческому рождению, так родилась Пресвятая Богородица – это чистое создание, а впоследствии от Нее воплотился Христос. Помысл говорит мне, что Христос пришел бы на Землю и раньше – если бы раньше на Земле появилась чистая целомудренная супружеская пара, какой были святые Иоаким и Анна» (Слова. Часть IV. Семейная жизнь. Часть вторая, глава 1).
В службе святым праведным богоотцам Иоакиму и Анне (на второй день празднества Рождества Богоматери) неоднократно звучит мотив целомудрия супружеского сожительства:
«Боговместимая Отроковица и Богородица Чистая… днесь раждается от Иоакима и Анны целомудренныя»; «сопруг свят и сожительство свято, Иоаким и Анна»; «целомудренная двоица, чистоты заря сияющая»; «целомудрия честный сопруг и богомудрая двоица».
Господь Иисус Христос, отвечая на вопрос о разводе, допускавшемся ветхозаветными постановлениями, перевел внимание вопрошавших к истоку, к замыслу Божию о супружестве: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Мк. 10:6–8; также Мф. 19:5). Он привел слова, высказанные Адамом еще в раю (Быт. 2:24). Эти же слова звучат в апостольском чтении чина венчания – из послания апостола Павла к Ефесянам.
И это – о полноте человеческой супружеской любви, о соединении и плотском, сопряженном с верностью, состраданием, нежностью друг ко другу, духовной дружбой. Именно это содержится в замысле Божием о супружестве».
Целомудрие – что оно такое?
Слово «целомудрие» стоит в центре понимания брака по Христу. Оно вообще собирает образ человека, семьи, общества…
И оно как-то очень слабо понимаемо в современном мире – не говоря уж о том, что крайне непопулярно. Да что там говорить, против самого понятия, самой этой сути давно ведется ожесточенная война.
А ведь смысл так ясен из самой формы слова: мудрость целости.
Человек должен быть целым, цельным. Не «плоть отдельно, душа отдельно, дух отдельно» и слабо взаимосвязаны, не «взгляды отдельно, строй жизни отдельно», не вечное «это другое» в личной жизни – а пронизанность тела душой и души духом. Бог сотворил человека – целым, цельным, нераздробленным.
Рядом со словом «целомудрие» – слово «чистота». А где чистота – там и свет.
Этот свет чистоты может исходить от лица человека, близкого к святости, исходит он и от супружеской пары, когда «двое в плоть едину» – и, конечно, это изначальное библейское «в плоть едину» невозможно без целомудренного, всецелого душевного и духовного единения.
Конечно, этот свет чистоты исходил от святых супругов Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы. Этот тихий, но сильный свет благодаря богослужению, молитве, любви к их святости может дойти и до нашего сердечного взора, осветить и нас.