В своем богословском труде святитель называет самопознание основой духовной жизни и приводит как минимум три причины всерьез заняться им.
Святой Нектарий Эгинский (1846–1920) – современный святой, прославленный Элладской православной церковью в 1961 году.
В жизни он пережил много перемен и испытаний: сначала сделал быструю церковную карьеру, но был оклеветан и смиренно перенес это. Большую часть жизни святой Нектарий провел в бедности и неустроенности, несмотря на сан митрополита. Но то, что он человек праведный, было очевидно всем вокруг.
Еще в детстве он написал письмо, простодушно адресованное «Господу Иисусу Христу на Небо», а став директором семинарии, тайком мыл в ней туалет, чтобы облегчить жизнь уборщику; в старости своими руками замешивал строительный раствор для строительства храма.
Бог прославил святого Нектария многими чудесами при жизни, а после смерти его тело более 20 лет было нетленным. До сих пор в Греции говорят: «Нет болезни, в которой святой Нектарий не мог бы помочь».
1. Без самопознания человек сильно и бесцельно страдает
«Глубокое познание себя – это первейшая обязанность человека. Без самопознания он запутывается в собственных мыслях, он буквально охвачен своими страстями, его мучают и терзают порывистые желания, от которых он сильно и бесцельно страдает. Все по жизни у него идет не гладко, его жизнь – это непрерывные забавы, занятость пустым и постоянные ошибки.
Человек, не знающий себя, взволнован, он ведет себя неприлично и не имеет почтения к Богу. Он постоянно напряжен как струна, он гордится тем, что представляет собой нечто великое, являясь незначительным, он возвышается и величается собой, хотя является последним из всех. Из того, что он говорит, открывается его невежество и глупость.
Он колеблется по жизни, спотыкаясь на каждом шагу. Он спотыкается, падает и разбивается, постоянно и ежедневно, взращивая в себе скорбь и горечь, наполняя ими свое сердце и страдая из-за этого, и вообще, живя неполноценной жизнью, как будто он вовсе и не живет».
2. Познавшему себя открывается истина
«Человеку, глубоко познавшему себя, истина кажется Божественной идиомой. Она возводит его к максимально возможному совершенству и уподоблению Богу.
Тому, кто познает себя, открывается подлинный смысл науки и истинное знание, научающие его Божественному и человеческому и их причинам. Наука без самопознания вводит в заблуждение исследователя сверхъестественной истины и отдаляет его от нее. А неведение истинной природы вещей приводит ко многим страданиям.
Введенные через самолюбие в заблуждение, люди становятся бесхребетными (особенно молодые люди, которые обманываются по причине своей неопытности), что приводит к непоправимым последствиям и постоянным проблемам.
Как часто эгоизм, движимый невежеством, разжигает душевные страсти! Воистину, невежество тягостно и является причиной людских зол. Вот почему люди должны позаботиться о том, чтобы избавиться от невежества через корректировку своего знания о самих себе. Так мало-помалу мы станем совершенными и докажем, что мы блаженны и в настоящий, и в будущей жизни».
3. Не узнаешь себя – не встретишь Бога
«Кто безразличен по отношению к себе, тот безразличен и к Богу, а тот, кто безразличен к Богу, тот полностью безразличен к истине и природе вещей. Это одна из причин, почему человек, не знающий себя, идет по жизни подобно путнику, заблудившемуся в пустыне.
Всякий, кто не знает самого себя, всегда согрешает против Бога, уходит от Него далеко, все дальше и дальше, потому что не знает природы вещей и каковы они есть в действительности, он не в состоянии оценить их и отличить ничего нестоящего от стоящего.
Человек, который не стремится познать себя, игнорирует свое нравственное состояние. И тот, кто игнорирует его, не понимает, почему он нравственно болен, что душа его ужасно страдает и ее покрывает мрак. Но какое общение может существовать между светом и тьмой?
Если человек не хочет познать себя, то с Богом он даже не может и встретиться. Бог открывается тем, кто имеет чистое сердце и усиленно и с верой просит об этом».