Православный портал о благотворительности

Святой Иоанн Беверлийский

Есть немало святых древней Англии, чей пример любви, тепла, простоты и смирения особенно важен для нас сегодня. Вспоминая имена святых Куберта, Освальда Вустерского и других, мы не должны забывать и про святого Иоанна Беверлийского

Есть немало святых древней Англии, чей пример любви, тепла, простоты и смирения особенно важен для нас сегодня. Это, прежде всего, святой Кутберт, а также святые Свитин Винчестерский, Освальд Вустерский и еще целый сонм, возможно, менее известных святых подвижников и отшельников, таких как Этильвальд с острова Линдисфарн, Герберт с озера Дервентуотер, Алнот из Стоу и Кутман из Стейнинга. Но вспоминая этих святых, мы не должны забывать и про святого Иоанна Беверлийского.

Каков же был этот святой?

Святой Иоанн родился в Харпхеме, в графстве Йоркшир, в благородной семье, примерно в середине VII столетия. Из родного дома он уехал в Кентербери учиться в знаменитой школе аббата Адриана и архиепископа Феодора. В этой школе он постигал греческий и латынь, математику, астрономию, духовную музыку, церковную поэзию и медицинскую науку. Знание последней позднее помогло святому многих избавить от мук телесных. В Кентербери учились молодые люди со всех концов Британских островов. И здесь-то святитель Феодор нарек будущего подвижника именем Иоанн.

Закончив обучение, Иоанн вернулся в родной Йоркшир, где монашествовал в двойном монастыре святой Хильды в городе Уитби 1 Этот монастырь был главным центром церковной культуры, созерцательной монашеской жизни, различных ремесел, образования и учености Йоркшира и Нортумбрии. Эта обитель подготовила не менее пяти епископов, три из которых почитаются церковью в лике святых. Образование в монастыре Уитби, в котором святая аббатиса Хильда собрала огромную библиотеку, было основано на Священном Писании. Со временем святой Иоанн прославился толкованием священных книг.

25 августа 687 года начался новый период в жизни святого Иоанна. После смерти святого епископа Эты святой Иоанн был хиротонисан в епископа Хексема2. Как и святой Кутберт, святой Иоанн неустанно трудился в своей епархии, однако сердце его жаждало затворнической жизни.

На берегу реки Тайн, почти напротив Хексема, скрытое за холмом, поросшим лесом, находилось тихое кладбище, посвященное архангелу Михаилу. Каждый год святой подвижник Иоанн с несколькими учениками удалялся сюда для уединенной жизни и молитвы. Особенно любил он проводить здесь Великий пост. И всегда в это время подвижник раздавал милостыню. Святой отшельник имел обыкновение просить своих учеников искать бедных и несчастных людей, о которых он бы мог позаботиться. Такой авторитет, как преподобный Беда Достопочтенный, свидетельствует, что однажды к отшельнику привели немого мальчика, мучимого телесными недугами. Святой Иоанн исцелил его, осенив крестным знамением, и научил говорить. Вполне возможно, что преподобный Беда был одним из учеников святителя Иоанна; во всяком случае именно святой Иоанн рукоположил преподобного Беду в диакона, а через 11 лет, когда тот достиг канонически допустимого для священства возраста – 30 лет, святитель рукоположил его во священника. Святой Беда всегда любил и почитал святителя Иоанна.

В 705 году, пробыв на Хексемской кафедре 18 лет, святой Иоанн стал епископом Йорка, сменив на этой кафедре преставившегося тогда другого воспитанника Уитби – святителя Бозу Йоркского. В Йорке святой Иоанн оставался следующие 13 лет своей жизни, поддерживая мир и любовь в сложной ситуации, когда святой Вилфрид предъявлял свои права на Йоркскую кафедру, но не мог воспользоваться этими правами из-за своих разногласий с королями Нортумбрии. Святитель Иоанн присутствовал на Церковном Соборе на реке Нидд (она впадает в реку Хамбер. – Примеч. пер.) в 705 году, на котором рассматривался этот вопрос. Святитель Иоанн был очень деятельным епископом: освящал церкви, посещал монастыри, пробуждая любовь в сердцах своей паствы многими совершенными чудесами исцеления, заботой о больных и страждущих и неистощимым состраданием ко всем. Его молодой ученик Херебальд, впоследствии ставший аббатом, свидетельствует, что святитель Иоанн в этих поездках по своей громадной епархии всегда много проповедовал. К нему стекалось множество народа, и он наставлял в церковном пении и других искусствах. Однажды Херебальд, упав с лошади, сильно поранился, но молитвами святого Иоанна был исцелен.

В Йорке святитель тоже искал себе место, пригодное для затворнической жизни. Одно время он уединялся в небольшой церковке во имя святого Михаила, которая, возможно, находилась на месте современной церкви святого Михаила-Ле-Белфри, рядом с собором Йорк-Минстер. Но во время одной из своих поездок святой обнаружил иное место, окончательно его покорившее. Это была «земля диких лесов и вод, на которой стояла церковь во имя святого Иоанна Богослова». От протекавшего поблизости ручья, в котором жило много бобров, эта земля получила название «Беверли», то есть «Бобровый ручей». Здесь епископ Иоанн приобрел небольшой участок земли, расширил и украсил церковь, превратив ее в двойной монастырь, который богато одарил.

Уже в почтенном возрасте, прослужив епископом 31 год, святой Иоанн, уйдя на покой, удалился в это так полюбившееся ему место, чтобы провести здесь в затворе три оставшихся года своей жизни. Смиренный епископ Иоанн, рукоположив своего первого диакона и любимого ученика святого Вилфрида Младшего († 744) в епископа этой области, закончил свою полную трудов жизнь в монастыре в тиши и молитве. Он, общавшийся со столь многими великими святыми своего времени – святителем Феодором, святым Адрианом, святой Хильдой и другими, закончил здесь свои дни. Святитель отошел ко Господу 7 мая 721 года. И совсем не случайно это произошло в канун дня памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, так как этот апостол был покровителем его монастыря. Святителя Иоанна сразу начали почитать как святого угодника Божиего. Многочисленные совершенные им чудеса были письменно засвидетельствованы преподобным Бедой и позднее, в VIII веке, Алкуином. Так сильно святитель Иоанн был привязан к любимому им Беверли, что стал известен не как «Иоанн Йоркский» – так ему подобало зваться, но как «Иоанн Беверлийский», до сих пор являясь святым-покровителем города Беверли. Большая область общинных земель в районе Беверли, известная сейчас как Уэствуд, была, по некоторым свидетельствам, пожертвована Беверли самим святым епископом.

Многие церкви освящены во имя этого угодника Божия. Это, прежде всего, церковь, стоящая на родине святителя Иоанна, в Харпхеме, где есть и святой источник, носящий его имя. Другой такой же источник можно найти поблизости, на берегу реки Тайн, почти напротив Хексема. Находящаяся здесь церковь «во имя святого Иоанна Ли» (это сокращение названия «во имя Иоанна Беверлийского») напоминает о той часовне святого Михаила, к которой приходил святитель Иоанн в поисках духовного укрепления, тем самым освятив это место. Во имя святителя были или до сих пор освящены церкви: в Йоркшире – в Сaлтоне и Рессле, а также в Ноттингемшире – в Скаррингтоне и Уоттоне, где во времена святителя существовал женский монастырь. Вполне возможно, что все эти церкви были основаны самим святым Иоанном во время его многочисленных поездок по своей епархии.

Его мощи были положены в соборе Йорк-Минстер города Йорк, и, насколько нам известно, они до сих пор почивают под полом нефа этого собора (однако, по некоторым данным, мощи святителя Иоанна почивают под полом в монастырской церкви города Беверли. – Примеч. пер.). И конечно же, все слова и дела святого долгое время сохраняли сердца и память его учеников и паствы.

Как писал в прошлом веке автор работы о святых покровителях Англии Ф. Арнолд-Форстер, «в этих местах до сих пор помнят святителя Иоанна, а дух его, по-видимому, часто посещает места, в которых святитель телесно присутствовал в земной жизни, где совершал многочисленные добрые дела, где возносились его молитвы и где получали наставления для земной и будущей жизни его ученики».

Святитель Иоанн Беверлийский, моли Бога о нас!

Протоиерей Андрей Филлипс
Перевел с английского Дмитрий Лапа

Глава из книги «Orthodox Christianity and the English Tradition»
Обработка http://www.pravoslavie.ru/put/30238.htm Православие.Ру

——————

1. Двойные монастыри, в которых жили монахи и монахини, – феномен первых веков христианства. Такие монастыри были как на Востоке, так и на Западе, особенно в Испании, Галлии, а оттуда пришли в Британию. Они возникали, очевидно, по причине редкости духовных наставников – аббатов и аббатис святой жизни. Но нигде, кроме Англии, эти монастыри долго не могли существовать, ибо вскоре возникали все искушения, которых можно ожидать. Чуть более чем через 100 лет после святой Хильды 20-е правило VII Вселенского Собора (787) категорически запретило создание подобных монастырей. Это правило начинается словами: «Определяем не быти отныне монастырям двойным, потому что сие бывает соблазном и преткновением для многих». Назад

2. Епархия Хексема, как и Линдисфарнская епархия, необычна тем, что не менее восьми служивших в ней епископов прославлены в лике святых. Назад

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version