Все началось с Богородицы
Когда святой Анфим был маленьким, к нему пришла Богородица. Ребенок не удивился, а Божия Матерь сказала, что всегда будет ему помогать. Ближе всех по облику явившейся Богородице была ее икона «Скоропослушница», которая находилась в родительском доме будущего святого Анфима.
Сначала св. Анфим работал сапожником. Он так старался, что у совсем юного мастера появились заказчики, денег хватало не только на семью, но и на помощь совсем бедным. В 19 лет он впервые оказывается в монастыре, и вдохновленный, дома пытается жить как монах.
Через какое-то время люди, думая, что парень и правда монах, идут к нему за молитвами и помощью и… получают просимое!
Когда Анфим поступает в монастырь, его сразу посвящают в малую схиму: без всякого испытательного и иноческого периода Анфим приносит вечные обеты. И тут тяжкая болезнь буквально валит Анфима с ног: он не может подняться.
Что-то похожее происходило и с Серафимом Саровским: поступив в монастырь, он заболевает водянкой, долгое время лежит в постели и лишь посещение Богородицы дает исцеление. Лукавый ли брал на испуг святых, проверяя их твердость и злобясь на доброту и свет, которые принесут в мир божии люди?
Игумен отправил Анфима домой: «Поживи пока у родных. Так будет лучше». Анфим подлечился и стал продолжать монашескую жизнь в доме у родителей. Чтобы не сидеть на шее у семьи, сапожничал.
Ночи напролет, словно сова, святой сидел в дупле старой оливы и молился. Совсем молодым его посвящают в великую схиму – высший духовный чин монаха, предполагавший отречение от всего земного, даже труда: дело схимника – сугубая молитва. Но жизнь схимонаха Анфима пошла не совсем классическим образом.
Нам нужен пастырь!
Люди передавали друг другу весть о новом божьем угоднике и силе его молитв. Они просят, чтобы Анфима рукоположили во священники. Им нужен пастырь, а не отшельник!
Епископ отказывает, потому что Анфим неграмотный: не умеет ни читать, ни писать. Как можно рукоположить необразованного человека!
Узнав о народной просьбе и отказе епископа, крестный отец обучает Анфима грамоте, чтобы будущий батюшка хотя бы смог читать Евангелие за богослужением.
Теперь епископ более благосклонен. Но тут опять происходит необычное: в момент, когда совершалось священническое посвящение над Анфимом, вдруг затряслась земля, засверкали молнии и загремел гром. Народ, ни мало не смутившись, единогласно объявил это благословением Божиим; глас народа тут же подтвердил глас свыше: молитвами батюшки Анфима здесь же, в храме, был исцелен одержимый.
Люди шли и шли к о. Анфиму. И вскоре у святого появились завистники. Чтобы не искушать немощных, отец Анфим на год отправляется на Афон.
Преображение ада
Вернувшись на родной Хиос, о. Анфим получает послушание: собирать милостыню для лепрозория (больницы для прокаженных) и ухаживать за больными.
Когда святой впервые пришел туда, ему показалось – он в аду: озлобленные страданиями люди мучились от одиночества, голода и нищеты, ругались и дрались между собой. К некоторым больным никто из медперсонала не решался даже подойти: они сгнивали заживо, всеми оставленные. Само здание лепрозория было полуразрушено, в помещениях грязь. Все «нормальные» люди обходили стороной это место.
Сердце святого разрывалось от жалости и любви. Он не стал никого увещевать, призывать, говорить о Боге и милосердии. Батюшка взял в руки тряпки и засучил рукава: ухаживал за больными, а в перерывах убирал многолетнюю грязь. Питался с прокаженными за одним столом. И очень скоро собрал средства на ремонт здания, рядом насадил фруктовые деревья, цветы и целебные травы. Увидев такие перемены, к отцу Анфиму пришли и другие монахи в помощь.
Раньше многие прокаженные «были в обиде на Бога», либо просто отрицали Его существование. Но, посмотрев на о. Анфима, его ласку и боль, с которыми он обращался с ними, они не нуждались уже в рассказах о Боге. О чем говорить? Вон, отец Анфим есть – значит, и Бог есть, и всё.
Несколько человек из исцеленных прокаженных стали, с благословения о. Анфима, монахами и монахинями. И это больше, чем в известной Евангельской притче об исцелении десяти прокаженных, где поблагодарил Бога только один. А здесь – больше! Но разве не сказал сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду».
Щедрые пожертвования, которые люди, безоговорочно доверяя, давали о. Анфиму, помогли решить все бытовые вопросы. И вскоре лепрозорий, как говорили в народе, из ада превратился в рай: из бывших больных составилась небольшая монашеская община, куда многие стали приходить и приводить своих болящих родственников, потому что здесь умели утешать.
«Скоропослушница» нашла свое место
В 1922-1924 годах на Хиос прибыли беженцы из Турции, где в те времена грекам жилось крайне тяжко. Некоторые женщины тоже вскоре захотели жить христианской общиной, а потом устроить монастырь. Обратились к о. Анфиму. В момент колебаний, есть ли на то воля Божия, Анфиму явилась Пресвятая Богородица и решила все недоумения. Прежде чем выбрать место для будущего монастыря, о. Анфим трижды после служения Божественной литургии бросал жребий, не желая довериться своему мнению.
Но и тут, как и раньше, раздавались недобрые голоса: «Твое дело бесполезно, несвоевременно!», «У тебя ничего не выйдет!», «Ты замахнулся на слишком большой монастырь!».
Но святой Анфим слушал Богородицу, а не голоса. И в 1927 году тридцать женщин приняли монашество в новой обители. Вскоре любимая икона «Скоропослушница», с которой не разлучался раньше о. Анфим, была празднично перенесена в новый монастырский храм, посвященный, конечно же, Пресвятой Богородице.
В скором времени в монастыре проживало уже более восьмидесяти монахинь. Об обители говорили как о лучшем женском монастыре во всей Греции. Святой Анфим остался жить в монастыре, став священником обители и духовником сестер.
Духовник острова Хиос
Своим духовником святого Анфима считали все жители острова Хиос. К нему тянулись больные и одержимые, нищие и унывающие. Кому-то он давал целебные травы, кому-то – дельный совет, а за кого-то со слезами молился. Уже одно его участливое отношение давало надежду.
Икона «Скоропослушница» стала одной из святынь острова. По молитвам Богородице перед этой иконой происходило много исцелений и случаев помощи.
Как-то во время монастырской трапезы отец Анфим неожиданно вскочил из-за стола и выбежал на улицу. Изумленные сестры не поняли, что случилось. Святой помчался ко входу в монастырь, возле которого рабочие выдалбливали камни для стройки у основания соседней горы. Отец Анфим крикнул: «Чада, уходите, бегите быстрее! На вас упадет гора!»
Рабочие разбежались, и тут же с горы на место, где они только что стояли, упала огромная каменная глыба. Люди долго не могли прийти в себя от страха и благодарили отца Анфима. А он им пояснил: «Мне повелел идти к вам неземной голос, предупредивший, что работники в опасности».
Во время немецкой оккупации Греции во Вторую мировую войну святой заявил: «Не под каким предлогом я не разрешаю пускать на территорию монастыря немецкие войска!»
Однажды оккупанты попытались превратить одно из зданий обители в склад для артиллерии. Протесты монахинь могли спровоцировать гнев захватчиков и разрушение монастыря, а согласие – привлечь войска союзников, которые для уничтожения склада разбомбят всю обитель. Монахини рыдали от безысходности, а святой Анфим их успокаивал: «Не бойтесь! Ничего не случится!»
Немец-управляющий подошел к воротам монастыря, где его встретил о. Анфим. Очевидно, что-то в облике о. Анфима так поразило офицера, что пару минут он простоял как вкопанный. Взгляд немца был такой, словно он не мог поверить своим глазам. Вся его надменность и суровость в один миг превратились в доброту и кротость.
Военный робко погладил святого Анфима по плечу, а потом стал кланяться и просить прощение: «Прости меня, отче… мы пойдем в другое место. Отче, мы тут не останемся… прости, мы уйдем».
Больше, чем три десятка лет святой Анфим словом и делом служил людям.
Когда он занемог от старости и понял, что не может больше работать, то закрылся в своей келье и зарыдал как ребенок.
И как ребенок, от сердца просил Бога: «Господи, дай мне возможность помогать людям любым возможным способом до последних мгновений жизни!»
Господь услышал молитвы о. Анфима: теперь батюшка повел «настоящую жизнь старца», выслушивая и исповедуя людей. Даже перед последним вздохом в день своей кончины 28 февраля 1960 года о. Анфим еще утешал и благословлял. Старцу был 91 год, когда его душа тихо отошла ко Господу.
На похороны собрался весь остров, а всхлипывания и рыдания еще долго раздавались на улицах Хиоса. После смерти о. Анфима почитание о. Анфима, вскоре прославленного Греческой церковью, и помощь по молитвам к нему только продолжают расти.