Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Святитель Вонифатий Ферентийский Милостивый

Святой Вонифатий был родом из Италии. Он еще с детства отличался любовью к нищим: когда ему приходилось увидеть кого-нибудь раздетым, то он снимал с себя одежду и одевал ею нагого


Вонифатий Милостивый, Ферентийский

Святой Вонифатий (1) был родом из Тускийской области (2) в Италии. Он еще с детства отличался любовью к нищим: когда ему приходилось увидеть кого-нибудь раздетым, то он снимал с себя одежду и одевал ею нагого; посему приходил он домой то без хитона, то без свиты (3), и мать его, сама бывшая бедной вдовой, часто сердилась на него и говорила:
– Напрасно ты так поступаешь, одевая нищих, сам будучи нищим.

Однажды она вошла в свою житницу, в которой на весь год заготовлен был хлеб, и нашла ее пустою: Вонифатий, сын ее, тайно раздал все нищим; и начала мать плакать, ударяя себя по лицу и восклицая:
– Горе мне, где я возьму пищи на весь год, и чем буду кормить себя и семью свою?
Вонифатий, пришедши к ней, начал утешать ее; когда же и после сильного плача не мог успокоить ее речами, то стал умолять ее выйти на время из житницы. Когда мать вышла, Вонифатий, затворив дверь в житнице, упал на землю и стал молиться Богу, – и тотчас житница наполнилась пшеницей. Вонифатий, возблагодарив Бога, призвал свою мать; когда она увидела житницу полною хлеба, то утешилась и прославила Бога. С того времени она не запрещала более сыну раздавать нищим, сколько он хочет, так как видела в нем столь великую веру, по которой он не беднеет от подаяния и, сколько сам попросит у Бога, получает.

Мать Вонифатия имела в своем доме кур, которых похищала лисица, причиняя тем убыток бедной вдове. Однажды отрок Вонифатий, стоя у своих дверей, увидал, как лисица по обыкновению пришла, похитила птицу и убежала в гору. Сожалея об огорчении матери, он побежал в храм, пал на землю и в молитве жаловался пред Богом на лисицу, говоря:
– Господи, неужели благоугодно тебе, чтобы я не мог питаться от трудов матери? А вот, между тем, лисица приходит и похищает пищу нашу!

После молитвы Вонифатий возвратился домой и увидал ту же самую лисицу, пришедшую к ним на двор и принесшую во рту похищенную птицу; она пустила ее живою пред Вонифатием, а сама тотчас издохла. Так Бог слушает надеющихся на Него и в малых вещах, имея о нас великое промышление, чтобы мы, получая от Него малое, надеялись получить, по возможности, и большее.
Святой Вонифатий был впоследствии поставлен епископом в городе Ферентине (4), и об его многих чудесах повествует пресвитер Гавденций, который был слугою святого и видел своими глазами все совершаемое им. Ферентийская епископия находилась в большой бедности, которая людям благочестивым служит охранительнецей смирения; епископ не имел на свое пропитание никакого церковного имущества, кроме одного дохода с виноградника, принадлежавшего церкви. Однажды был большой град и побил все лозы с ягодами, так что осталось лишь немного кистей винограда на некоторых лозах. Блаженный Вонифатий, войдя в виноградник, увидел, что все побито, и начал благодарить Бога, что в такой своей бедности начал терпеть еще большую нищету. Когда же наступило время созревания винограда, Вонифатий, по обыкновению, поставил сторожа и повелел оставшиеся кисти винограда бдительно хранить. В один день он велел пресвитеру Констанцию, своему внуку, вымыть все имевшиеся в епископском доме сосуды для вина и по обычаю засмолить. Пресвитер, услыхав это, весьма удивился тому, что он, не имея вина, приказывает приготовить винные сосуды. Не осмеливаясь спросить, для чего нужно готовить сосуды, но, исполняя приказание, он сделал все по обычаю. Вонифатий, войдя в виноградник, снес их в точило (5) и повелел всем оттуда выйти, а сам остался с одним отроком, которому велел все эти немногочисленные кисти выжать в точиле. Когда вино понемногу начало течь из точила, святой взял его в сосуд, и разлил по небольшой части во все приготовленные кувшины, чтобы благословить их, разделив все вино так, что сосуды едва омочились вином. Таким образом, Вонифатий благословил все сосуды, призвал пресвитера и велел созвать нищих, чтобы по обычаю пришли и взяли нового вина, находившегося в сосудах. Тогда вино в точиле начало умножаться, так что все принесенные сосуды нищих наполнились. Святой, видя, что всем пришедшим достало вина, велел отроку выйти из точила; хранилище же с вином затворил, приложил печать и ушел в церковь. Через три дня Вонифатий призвал пресвитера Констанция, и, помолившись, отворил дверь в винное хранилище, и увидал, что все сосуды и кувшины, в которые для благословения понемногу было налито вина, переполнены пенистым вином, так что оно лилось через края, даже земля напиталась вином, и если бы епископ немного замедлил войти в хранилище, то вся бы земля была покрыта вылившимся вином. Когда пресвитер, видя это, весьма удивился, то святой запретил ему говорить кому-либо об этом, боясь и избегая суетной человеческой славы.

В другой раз, когда праздновалась память святого мученика Прокла (6), один благородный муж из того же города, по имени Фортунат, просил святого Вонифатия, по совершении службы святому мученику, прийти в дом его и преподать благословение; святой не отказал ему, потому что Фортунат просил его об этом с верою и истинною любовью. Вонифатий, совершив Божественную службу, пришел на трапезу к Фортунату. Прежде чем он по обычаю помолился пред трапезою, один из скоморохов стал пред дверями с обезьяною и заиграл на кимвалах (7). Святой, услышав звуки кимвал, рассердился и сказал:
– Увы, мертв есть сей нечестивец, поистине мертв; я пришел обедать и еще не успел открыть уста для обычного восхваления Бога, как он предупредил меня, пришел с обезьяной и заиграл на кимвалах!

При этом он присовокупил:
– Пойдите, дайте ему есть и пить, но знайте, что он мертв.
Нечестивый же тот человек, взяв хлеб и вино, хотел было выйти из ворот, но тотчас же большой камень сзади внезапно упал и ударил его по голове; скоморох упал на землю, и полумертвым был отнесен на руках в свой дом, а на другой день, как предсказал святой, умер. Так должно благоговеть пред святыми угодниками Божьими и почитать их, ибо они суть храмы Божии и Бог пребывает в них. Когда святой прогневается, вместе с ним гневается и живущий в нем Бог, и тогда святой может одним словом покарать оскорбившего его.

В другой раз тот же пресвитер Констанций, внук святого, продал своего коня за 20 золотых монет, и, положив их в ковчежец (8), ушел по своему делу. Неожиданно случилось, что много нищих пришли к епископу и с назойливостью приставали к нему, прося чем-нибудь помочь им. Святой, не имея ничего, чтобы дать им, скорбел в душе, не желая отпустить нищих без помощи; вспомнив же про деньги Констанция, взятые за коня, пошел в комнату, где был его ковчежец, и, благословныя ради вины, открыл его, взял золотые монеты и отдал их бедным. Когда пресвитер возвратился и увидал ковчежец открытым и не нашел в нем денег, то сильно оскорбился, поднял большой шум и стал с гневом кричать:
– Невозможно мне жить здесь!

На его голос сошлись все бывшие в епископском доме, пришел и сам епископ и стал утешать его, уговаривая добрыми словами. Он же с досадой отвечал святому:
– Все у тебя живут хорошо, один я не имею места и не могу пожить спокойно, отдай мне мои деньги, и я уйду от тебя.

Епископ пошел в храм Пречистой Богородицы, надел на себя фелонь (9) и, подняв кверху руки и возведя глаза к небу, молился, чтобы Господь послал ему откуда-нибудь столько золотых монет, сколько он взял у пресвитера, чтобы отдать их ему и смягчить гнев его. Святой, молясь, обратил глаза на себя и увидел на фелони внезапно явившиеся двадцать золотых монет, которые лежали между рук, поднятых кверху, и так блестели, как будто только что были сделаны и вынуты из огня. Возблагодарив Бога, епископ вышел из церкви и бросил деньги на одежду гневающемуся пресвитеру, сказав:
– Вот, возьми деньги, о которых ты скорбел, и да будет тебе известно, что по смерти моей за свою скупость ты не будешь епископом этой церкви!
Действительно, так и было: пресвитер для того и деньги копил, чтобы получить епископство, но слово, сказанное Божиим человеком, не бывает тщетно, и Констанций окончил свою жизнь в пресвитерском сане.

Некогда два готфянина шли в город Равенну (10) и, как странники, с любовью были приняты святым Вонифатием в епископском доме. Когда они уходили, Вонифатий, провожая их, сам налил вина в деревянный сосуд и дал им на дорогу в знак благословения. Сосуд был мал, так что вина должно было хватить только на один обед. Они взяли и ушли, и в потребное время пили вино из этого сосуда; и однако вино в сосуде нисколько не убавлялось, и сосуд всегда оставался полным. Пробывши несколько дней в Равенне, странники возвратились назад и пришли опять к святому, благодаря его за благословение, и принесли ему сосуд с тем же вином, извещая, что во всю дорогу нигде другого вина не пили, однако вино в сосуде все таки не истощилось
Не должно умолчать и о том, что рассказывает один из клириков той страны, муж честный.

– Некогда святой Вонифатий, – говорит клирик, – вошел в свой виноградник и увидел такое множество гусениц, что весь виноградник был покрыт ими, и вся зелень должна была погибнуть. И сказал святой гусеницам: заклинаю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, уйдите отсюда, и не смейте больше есть этой травы; и тотчас все множество гусениц, по слову угодника Божия, вышло из виноградника, так что не осталось ни одной.
Господь Бог, прославляющий святых Своих и исполняющий желание боящихся Его, да будет и Сам прославляем в них во веки. Аминь.
__________________________________
(1) Святой Вонифатий Милостивый жил в VI в.
(2) Туския – иначе Этрурия – древняя область средней Италии, расположенная между Тирренским морем и Аппенинскими горами; на севере от Рима.
(3) Хитон – греческое название нижней одежды (рубашки) у восточных народов, – свита или свитка – верхняя, простая, грубая одежда.
(4) Ферентин – город в древней Этрурии, в Италии, ныне развалины Ференто.
(5) Точило – яма, в которой давили созревший виноград для приготовления вина из его сока; давили виноград или посредством особого снаряда, или же просто ногами.
(6) Память святого мученика Прокла празднуется Церковью июля 12-го дня.
(7) Кимвал – древний ударный музыкальный инструмент, состоящий из металлической тарелки, посреди которой прикреплялись ремень или веревка, для надевания на правую руку. Кимвал ударяли о другой кимвал, надетый на левую руку, отчего и получался звук.
(8) Ковчежец – ящик небольшого размера.
(9) Фелонь – одно из священнических облачений, риза. В древности фелонь надевалась при совершении богослужений, как священниками, так и епископами. Ныне в нее облачаются лишь одни пресвитеры.
(10) Равенна – город с гаванью при Адриатическом море, находился на северо-восточном берегу Аппенинского полуострова. Император Август сильно укрепил его, и он считался оплотом Италии. Императоры Западной Риской империи, начиная с Гонория, имели здесь свое местопребывание.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?