Леночка лежала в больнице полтора года. Для хирургического отделения по пересадке почки это почти норма. Ждать донорскую почку приходится долго. И даже когда пересадка случилась и почка прижилась, Леночка оставалась в больнице под присмотром врачей. Врачи опасались отпускать ее домой, в поселок Владимирской области, пока не удостоверятся, что состояние ее хорошее. Но дело шло к Новому году. И Леночка с мамой Леной мечтали оказаться на праздник дома. Тем более что дома их ждали папа и трое других детей.
Святой Спиридон не оставит
Леночка часто приходила в храм Покрова Пресвятой Богородицы, не пропустила ни одной литургии за то время, пока лежала в больнице. У них все в семье верующие. И бывать в храме Леночке привычно. Здесь ей спокойно и радостно.
Храм в Российской детской клинической больнице особый, он расположен прямо внутри больничного корпуса. Это он дал название проекту «Дети под Покровом». Священники и добровольцы этого проекта приходят в больничные палаты или приглашают детей в храм, чтобы вместе помолиться, поиграть, поговорить.
Координатор добровольцев Вероника шла по коридору в мучительных раздумьях. Накануне благотворитель, как часто бывает перед большим праздником, передал ей деньги со словами «Отдай тому ребенку, которому нужнее». «Кому же из них нужнее?» – перебирала мысленно Вероника своих подопечных.
Вероника Малова – опытный координатор. В проекте «Дети под Покровом» она со дня его основания. И ей ли не знать, как много нуждающихся семей в больнице. Когда ребенок тяжело болен, семья почти автоматически становится нуждающейся. «Кому же передать?!»
В храме читали акафист святому Спиридону Тримифунтскому. «Помолюсь и я», – подумала Вероника, передавая милостивому святому этот сложнейший вопрос: «Кому отдать деньги?».
«Пою, и вдруг мне приходит отчетливая мысль «Отдай деньги Леночке и маме Лене», – рассказывает Вероника. Как только закончился акафист, она подхватила конверт и побежала в отделение по пересадке почки. И не успела туда зайти, как в коридоре натолкнулась на маму Лену. «Вот! Это вам! Просил передать благотворитель. Помолитесь об Александре!»
Лена заглянула в конверт и опешила. В горле появился слезный комок. «Как же так? Неужели так бывает?» И стала рассказывать, как накануне они с дочерью читали житие святого Спиридона, молились о том, чтобы он помог им управиться с делами. Деньги на ближайший запас лекарств, чтобы пережить праздники, собрали по близким. И на что теперь купить детям рождественские подарки, накрыть праздничный стол – Елена с мужем совершенно не представляла.
И вот тебе – тут же получили подарок от него. «И ведь представляете – у меня и сын, и отец тоже Александры!»
Потерял память, документы и себя
Сергей Кононов был не похож на классического бездомного. Что-то выдавало в нем человека «домашнего»: грамотная речь, ухоженный вид, вежливая отзывчивость, даже благородная седина производили впечатление благонадежности. Вероятно, их владелец просто попал в трудную ситуацию.
Но в какую именно, Сергей не помнил. И вообще не помнил, где был последние дни, куда делись его документы и телефон. В таком растерянном состоянии он пришел в отделение полиции и попросил о помощи.
Свое имя он знает, фамилию тоже. Помнит, что родился в Кишиневе и долгое время работал дальнобойщиком: «Я работаю дальнобойщиком с 1975 года. В Португалии купался в Атлантическом океане, а во Владивостоке – в Тихом».
Двое его взрослых сыновей, утверждал Сергей, тоже живут в Кишиневе. И он очень хочет вернуться к ним. Из полиции Сергея привезли в социально-реабилитационный центр «Теплый прием». И начались поиски его родных.
Оказалось, отправить Сергея в Кишинев не так просто. «Я – гражданин Молдовы, я там родился!» – утверждал Сергей. Но он оказался гражданином России и не имел никаких прав на въезд в Молдову без загранпаспорта. А чтобы восстановить российский паспорт, необходимо было делать запрос в Сыктывкар, где жила сестра Сергея и где когда-то давно, 20 лет назад, Сергей получал документы.
В таких случаях, когда остается уповать только на чудо, социальный работник «Теплого приема» Максим Пилькевич обращается в программу «Жди меня». И чудо случилось.
Волонтеры программы разыскали Татьяну – сестру Сергея. К этому моменту она уже подала в полицию заявление о розыске пропавшего брата. 30 сентября она отнесла заявление в полицию. А через две недели раздался звонок от волонтеров: «Татьяна Ивановна? Вас разыскивает ваш брат Сергей. Только он просил не говорить, где он находится».
Максим стал связующим звеном между братом и сестрой. И наконец, когда паспорт был готов, Татьяна приехала забирать брата. С сестринской деловитостью помогла ему собрать вещи, поблагодарила сотрудников центра и заверила, что в Сыктывкаре они начнут оформлять загранпаспорт, чтобы Сергей смог увидеть своих сыновей и внучек.
Мы не знаем, вернулась ли память к Сергею в полном объеме. Но он точно в надежных руках любящей сестры. Такие истории в «Теплом приеме» любят больше всего.
На Камчатку на коляске
Пять лет назад Настя Анпилогова попала в автомобильную аварию. За рулем был ее папа, он случайно врезался в припаркованную фуру, когда вез домой из Крыма всю свою семью. Его жена и младшая дочь погибли, а старшая дочь – Настя – серьезно повредила позвоночник.
С тех пор Настя передвигается на коляске. В такой момент обычно о человеке начинают говорить «с ограниченными возможностями». Но ограничены ли возможности Насти?
В этом году она летала на Камчатку. Да, ей очень хотелось побывать на Камчатке: потрогать Тихий океан, попробовать камчатского краба, забраться на сопку. И когда она писала заявку в проект «Иной взгляд», то, на секунду задумавшись, указала именно эту точку на карте. Документальный сериал «Иной взгляд» рассказывает и показывает, как могут путешествовать люди с инвалидностью.
Настя полетела в Петропавловск-Камчатский: «Было, конечно, непросто. Почти девять часов перелета, потерянная в багаже электроприставка, которая помогает мне управлять коляской, пять часов сна и съемки без передышки. Но мне все это очень понравилось! Я мечтала стать телеведущей программы о путешествиях. И вот моя мечта почти сбылась!»
Пляж с вулканическим черным песком, и набегающие волны Тихого океана, и королевский краб произвели на Настю сильное впечатление. Правда, Настя не смогла забраться на самую высокую – Мишенную – сопку, потому что туристическая тропа наполовину состоит из ступеней, которые на коляске невозможно преодолеть. Не существует удобного подъема и на вулканы.
«Но я точно туда вернусь и заберусь на вулкан», – уезжая пообещала Настя.
И мы верим, что она это сделает. Ведь все, за что она берется, ей удается! Получить сертификат дайвера, выступить в чемпионате России по танцам на коляске, пройти отбор и выступить в спектакле на сцене Губернского театра Сергея Безрукова, попасть в группу тестируемых экзоскелет – новейшую современную технологию реабилитации, и при этом учиться в магистратуре Высшей школы экономики по специальности «журналистика». Это список Настиных достижений всего лишь за 2023 год.
Пусть и у вас их будет не меньше в наступающем году!
Фотографии из личных архивов героев статьи