«…Скажи мне, ты работаешь тайным сотрудником МГБ или нет?»
На вопрос Луки «источник» ответил:
«… Дорогой владыко, я служитель Христов и не понимаю, о каком сотрудничестве Вы меня спрашиваете.»
Выслушав, Лука заявил:
«… Так слушай, я тебе разъясню: чекисты, переодетые в гражданское платье, а иной раз и не переодеваются, вызывают людей, которые слабы духом и силой воли и их очень ласково начинают упрашивать, а иной раз предлагают со всякими угрозами – заставляют работать у них тайными сотрудниками, говоря им: ведь вы должны быть преданными патриотами своей Родины и должны выдавать нам изменников. Вот таким образом и ведется работа среди массы народа. И вот эти люди должны составлять конспекты и подписывать кличкой, которую им дают, и вечером в определенное время должны являться, где ожидает их чекист <…> Да, много было и сейчас есть архиереев и священников, которые так работают».
На вопрос «источника», как же они служили Богу, Лука, засмеявшись, ответил:
«А так и служили, и у нас в соборе немало таких, даже среди духовенства. как дал подписку о сотрудничестве, так и пропал».
В ответ «источник» заявил:
«… Меня пока Бог миловал, еще не вызывал, да и вообще, я не способен на это, ведь для этого, вероятно, есть особые люди. Вы, владыко, меня прямо напугали».
Засмеявшись, Лука предупредил:
«… Мой дорогой! Если эти сволочи тебя вызовут, смотри, не давай подписки, а пошли их ко всем чертям. Смело скажи им, я работать вам не буду, как это было однажды со мной, а ты еще молод и неопытен, и в жизни они могут что угодно сделать. <…> «.
«Источник» перекрестился и ответил Луке:
«…Спасибо, владыко, что предупредили, теперь я буду осторожен».
На следующий день Лука вызвал к себе других служителей собора.
Из докладной записки начальника Управления МГБ СССР по Крымской области в МГБ СССР, 2 апреля 1949 г. Цит. по «Разработку Луки продолжаем», М: Изд-во Сретенского монастыря, 2011 г.
Понял ли свт. Лука, что перед ним осведомитель? Быть может, да, быть может, нет. Не тот, так другой стучит. «На следующий день Лука вызвал к себе других служителей собора». Получается, архиепископ знает, что «собор полон шпионов» и беседует с каждым.
МГБ делает вывод, что таким образом он выявляет агентуру. А может быть, архиерей и врач так дает последнее увещевание предателям? Не напрямую, а милостиво. Дорогой мой… Ты еще молод и неопытен… Сколько милости и внимания в словах этого пожилого, тертого ссылками человека, который был вынужден «полюбить страдание».