Максималистка
О жизни Ксении Григорьевны Петровой в миру мы знаем немного, известно, что она жила в первой половине XVIII века в Петербурге. Состояла в браке с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым. Детей у них не было, вместе с мужем Ксения проживала в собственном доме.
Брак продлился недолго, всего три года, Андрей Федорович неожиданно и скоропостижно скончался, причем так, что перед смертью не успел исповедоваться и причаститься. Смерть супруга и его отход в вечность без исповеди и напутствия Святых тайн чрезвычайно потряс Ксению Григорьевну.
Ксении Григорьевне на тот момент было всего 26 лет, она была молода и не бедна, она могла погоревать о супруге и второй раз выйти замуж. Могла остаться жить в миру вдовой. Наконец, могла пойти в монастырь, обителей в России тогда было предостаточно.
Но Ксения изменила свою жизнь самым радикальным образом – отказалась не только от имущества, дом она отдала под богадельню, деньги и вещи раздала нищим, но и от самой себя. В день похорон облачилась в мундир покойного мужа и объявила всем, что Андрей Федорович не умер, а скончалась Ксения Григорьевна. Зачем она это сделала?
Она безмерно любила своего мужа, и как истинная верующая понимала, насколько страшно уходить в вечность без должного христианского приготовления. Церковь учит, что молитвы за усопших и дела милосердия облегчают состояние отшедших в мир иной, но Ксения была максималисткой – вся ее жизнь стала молитвой и милостыней за покойного.
Такой же максималистский поступок совершила в глубокой древности Мария Египетская, уйдя в пустыню, но она оплакивала грехи своей молодости, а Ксения – нераскаянные грехи мужа.
И посвятила этому всю оставшуюся жизнь. Из вполне респектабельной дамы стала юродивой Христа ради.
Женщина, одетая в полковничий мундир и так ходившая по улицам города, вызывала у прохожих в лучшем случае насмешку, а зачастую ругань в свой адрес, мальчишки часто кидали в Ксению камнями и грязью. Все эти оскорбления святая сносила с глубочайшим терпением, всегда помня о словах Христа «терпением вашим спасайте души ваши».
В чем милосердие юродивых?
Священник Иван Воробьев, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Русской Православной Церкви ПСТГУ:
Юродство для нецерковного или малоцерковного человека – непонятный способ достижения святости.
Из-за особого поведения юродивых часто принимали за сумасшедших. И из церковной истории нам известно, что юродивых святых какое-то время считали сумасшедшими. На блаженную Ксению первоначально именно так и смотрели, как на человека не в себе.
Почему делались такие выводы? У женщины умер муж, и считали, что она сошла с ума от горя.
Но, если мы внимательно посмотрим на житие Ксении, то увидим, что она больше всего переживала не за себя, как многие вдовы, а именно за своего мужа.
Ей больше на этой земле ничего не было нужно, но при этом она отдавала четкий отчет в своих действиях, в отличие от людей психически больных. Без присмотра, вне стен лечебного заведения такие люди могут попросту погибнуть.
А Ксения пожертвовала свою жизнь Богу, с момента смерти мужа она полностью отрешилась от мира. И ее действия, казавшиеся безумными, впоследствии принесли конкретный плод – святость.
Святость Ксении была оценена еще при жизни, люди приходили к ней за советом, звали в свой дом и даже просто хотели, чтобы она прикоснулась к человеку и так через нее снизошло Божие благословение на него. Блаженная Ксения уже при жизни через подвиг юродства стяжала дары чудотворения и прозорливости. Все это получило оценку ее современников – всенародную любовь и почитание. Разве может психически больной человек достичь подобного? Ответ очевиден — нет.
Путь к святости лежит через подвиг, который может быть разным. Но в нем всегда есть жертва ради Христа.
Самый понятный для нас, христиан, подвиг – это мученическая смерть за Христа. Есть подвиг преподобничества, когда люди удаляются от мира в монастырь, и посвящают свою жизнь воздержанию и молитве. Подвиг юродства сродни этим двум, человек ради Христа жертвует социальным положением, богатством и вдобавок своей репутацией.
В подвиге юродства человек все оставляет и следует за Христом, но не удаляется в тихую обитель, а остается там, где жил и где его все знали, и кардинально меняет свою жизнь.
Для обывателя, который живет по правилам общества, такой поступок выглядит сумасшествием – как так можно? Как можно все раздать и ходить вместе с бродягами?
Обычный человек настолько запрограммирован на определенные общественные стандарты, что отказ от имущества и уход на «социальное дно» он воспринимает как отклонение от нормы.
Святая Ксения скиталась так же, как скитались бездомные и нищие Петербурга в ее время. У многих это тоже вызывает непонимание, в чем тут подвиг? Человек проецирует свое представление о бездомном как о человеке опустившемся, на всех без исключения бездомных. Между тем, я как священник знаю некоторых обездоленных людей, которые в этой жизни лишились всего, живут на улице, но при этом не оставили своего упования на Бога. Они приходят в храм, молятся и приступают к таинствам. Их вера намного сильнее, чем у многих, живущих в благополучии и достатке.
Но отличие блаженной Ксении от людей, в силу разных обстоятельств оказавшихся на улице, в том, что она отказалась от имущества добровольно.
Свой дом в Петербурге, она, как мы знаем, завещала на благотворительные цели. У нее появилась иная миссия, в том числе – проповедническая. Без сомнения можно сказать, что юродивые – это еще и проповедники.
Они нарочито показывают настоящую цену тому, что в тренде у общества – деньгам, власти, положению.
«Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» – юродивые своей жизнью напоминают сильным мира сего эти слова Христа. И в этом тоже их милосердие.
В истории юродивые были всегда, ветхозаветные пророки, чтобы обратить богоизбранный народ, совершали «неадекватные» действия. Они ходили нагими и босыми перед людьми, и в своем юродстве указывали на грядущие события. Народ над ними смеялся, но в их действиях заключалось «послание», и оно всегда исполнялось.
Иоанн Креститель, предтеча Христов, для многих был очень странным человеком, который ходил в верблюжьей одежде и питался саранчой.
Интересно, что письменных источников о Ксении Петербуржской никаких нет, все дошло до нашего времени в устном предании и канонизировали ее достаточно поздно, в 1988 году. Но народная любовь сохранила и пронесла сквозь века память о ней.