Житие святых супругов Петра и Февронии имеет каноническую и апокрифическую версии. Апокриф (повесть о Петре и Февронии), чтобы понять все правильно, следует рассматривать как притчу, метафору отношений между двумя людьми, между мужем и женой, где важны не буквальности и «обстоятельства», а их внутренний смысл.
Без страха и смущения делать то, что считаете правильным
Февронию невозможно ни оговорить, ни подкупить, ни уж, конечно, перехитрить. Почему? Один из секретов: она никогда не сворачивает со своего пути и не предает своих ценностей. На первом месте – Бог, на втором – муж, все остальное – частности.
Читателю житийного сказания Феврония может показаться нескромной. Как же так?
Без обиняков заявляет простая дева, что хочет выйти замуж за самого муромского князя!
Да еще и условия ставит: чтобы был смиренным, чистосердечным. Не много ли на себя берет «дочь древолазца» (отец Февронии промышлял тем, что извлекал из дупел мед диких пчел)? Но она уверена в своей интуиции, а что о ней подумают – дело тридцатое.
Сказать «Нет!» компромиссам
Что до требований Февронии, многих смущающих, то просит-то она не шикарного свадебного пира, не фотосессии в жемчугах-бриллиантах, а мужа хорошего – честного, доброго, надежного. Благородных кровей? Так что же в этом плохого? Петр, на забудем об этом, прежде всего – герой, рисковавший своей жизнью ради чести семьи. Что до «высокого поста», то Петр, хоть и называется в тексте князем – лишь младший брат правителя Мурома.
Знать себя и слушать свое сердце
Когда любишь, недостатки другого перестают быть главными, уходят на второй план. Петр предстал перед Февронией в жутком виде: весь покрытый струпьями после битвы с драконом. И та полюбила его с первого взгляда. Она увидела его сердцем – и в этом ее мудрость. Ведь только увидев молодого князя, Феврония начинает говорить о замужестве, узнав в нем своего героя. И тут уже ничего не имеет значения: ни сословные различия, ни болезни, ни неприглядная внешность… Она любит – и это главное.
Можно возразить: но где же здесь мудрость? Сколько несчастных девиц падают жертвой своей самонадеянности, надеясь вылечить алкоголиков, притерпеться к богатым тиранам, смириться с тяготами ухода за больным!
Но в том и мудрость св. Февронии, что она не налагала на себя неудобоносимых бремен. Она прекрасно знает, что делает, на что способна, на что нет. Она знает себя. И здесь нет никакого противоречия с умением слышать свое сердце. Как подметил академик Д. С. Лихачев: «Ее мудрость – не только свойство ее ума, но в такой же мере – ее чувства и воли».
Не давать повода сплетникам
Дева Феврония была простолюдинкой, вышедшей замуж за князя Петра. Само собой, знатным горожанам (и особенно – горожанкам) такое положение дел не понравилось. Чтобы как-то опорочить княгиню в глазах супруга, им пришлось немало постараться: Феврония вела себя так, что придраться было абсолютно не к чему. Вот настоящая женская мудрость: с одной стороны, она ни во что не ставит общественное мнение, а с другой – не дает этому самому мнению ни малейшего повода для злых слов.
Только так, лавируя между Сциллой и Харибдой, можно жить, не отступаясь от главных ценностей и ориентиров своей жизни. Пришлось сплетникам наскребать в буквальном смысле крохи: доложили Петру, что княгиня по-деревенски собирает после обеда хлебные крошки в ладошку.
Исключить из своей жизни ложь
Честность особенно важна для Февронии. Лживый муж, будь он самых голубых кровей и огромного достатка, обречет свою вторую половину на несчастье. И поэтому она идет на довольно рискованный, даже жесткий поступок. Когда князь выздоровел и не захотел жениться «на простолюдинке», этот первый – и единственный – обман оборачивается для него крайне неприятными последствиями. Он, вновь покрытый струпьями с головы до ног, вынужден идти с повинной головой к своей целительнице и снова просить ее о помощи. «Шантаж», – говорят порой те, кто не жалует святую Февронию.
Но давайте попробуем перенести этот притчевый эпизод на современную почву, в более понятные бытовые обстоятельства. Пусть драконом будет все тот же «зеленый змий».
Любовь способна творить чудеса с павшим его жертвой человеком – не так часто, как хотелось бы, но способна. Тому есть немало примеров. Но нередко случается так, что, избавившись (как ему кажется) от своей болезни-страсти, зависимый человек приписывает выздоровление себе и начинает жить так, как ему нравится.
Любящая женщина видит, что скоро все вернется на круги своя, предупреждает супруга об опасности, но он и слышать не хочет. И в итоге часто очень скоро вновь оказывается в начале пути – беспомощный, покрытый струпьями.
Не мстить
Увидев ее суженого в столь жалком положении, Феврония ни на секунду не дает волю гневу: а ее, между прочим, сильно обидели. Она лишь снова твердо повторяет свое условие. Феврония понимает, что упреками и скандалами нельзя добиться ничего – тем более удержать рядом с собой любимого. Начни она уличать Петра во лжи, скорее всего, тот сел бы на своего добра коня и помчался бы дальше искать другого лекаря, коих, как гласит повесть, в рязанских краях было очень много в ту пору.
Действовать прямо и решительно
Неотъемлемым качеством женской мудрости считается хитрость. Не такова Феврония. Она всегда действует решительно и открыто – рискуя прослыть простодушной, нахальной или даже слегка не в себе.
Специалисты по семейным отношениям подтвердят: никогда нельзя ставить ультиматумы, если не собираешься их выполнять.
Это – крайняя мера, и разбрасываться словами нельзя.
Случай, описанный выше, – тому свидетельство. Слово Февронии, даже сказанное тайно, никогда не расходится с делом. Она не колеблется в принятом решении – и потому по ее молитве за ночь вырастают деревья, а хлебные крошки превращаются в благоуханный ладан.
Избегать конфликтов и обид
Мудрость женщины не в умении отстаивать свою точку зрения, а в способности избежать споров и ссор – в любой ситуации. Вот пример из жития Петра и Февронии. К княгине начинает приставать некий незнакомец. Есть масса способов избавиться от домогательств: позвать мужа, стражу, отбрить острым словцом.
Но Феврония предпочитает заняться педагогикой, используя «интерактив» и метод сократического диалога. Ухажеру предложено испить речной водицы с правой стороны ладьи, где происходит дело, потом с левой. Вода, конечно, оказалась одинаковой на вкус, что тот и вынужден был признать.
Феврония мирно отправляет его к жене, констатировав, что естество женское тоже одинаково, и совершенно бессмысленно «ходить налево» для новых ощущений.
Речь, конечно, не идет о духовном или душевном естестве, о личности – исключительно о плотском. Только оно и интересовало речного путешественника.
Не тревожиться ни о чем раньше времени
Сегодня бы о такой женщине сказали, что она «мыслит позитивно». Но святая Феврония в любой сложной ситуации уповает на Бога – действует. Даже ее муж-герой, изгнанный из города, дает слабину: «Что же с нами будет?!» А Феврония, помолившись, спокойно ложится спать. Утро вечера мудренее.
Не выставлять напоказ свои способности
Феврония – женщина очень умная. Умнее большинства мужчин, окружающих ее. Она наделена невероятной интуицией (или даром предвидения), умеет читать мысли, по ее молитве Господь совершает чудеса. И все это – молча, со смирением, как бы исподволь. Сидит тихонько за своим бесконечным шитьем, а все необыкновенное происходит словно само собой.
Единственный раз нескромный глаз застал ее за сотворением смешного детского чуда.
Будучи уверена, что она одна, юная Феврония заставила зайца плясать, а тут откуда ни возьмись – посланник князя на пороге. Вот и сокрушается дева, что нет у нее сторожевой собаки, чтобы лаем предупредила о вторжении чужого.
Когда ей нужно утешить унывающего мужа, она просит Господа сотворить чудо ночью. Помните, из двух тоненьких прутиков наутро выросли два могучих дерева?
Знать цену молчанию
Прозорливая Феврония может сказать очень много, но словам она предпочитает молчание или дело. Вместо того чтобы – по женской привычке – взять с Петра обещание, а лучше клятву, не обманывать, не бросать ее, просто оставляет на его теле одну невылеченную болячку. Та сама в случае подвоха образумит молодого князя. Вместо того чтобы оправдываться, будучи оклеветанной боярами, молится. Вместо того чтобы упрекать супруга в маловерии и унынии, сотворяет чудо.
Кстати, на чудеса способно большинство женщин. И для многих из них достаточно всего лишь обуздать свой язык. В тишине сами обстоятельства нашей жизни начинают дивным образом меняться.
Словесный поток, иссякнув, открывает место рефлексии, дает возможность окружающим – близким и дальним – увидеть нас, нашу неповторимость, а не только слышать щебетание (его, кстати, большинство мужчин очень часто пускают фоном, чтобы не засорять свой мозг лишней информацией и эмоциями).
Не забывать о чувстве юмора
Феврония молчалива и сосредоточенна. Но это не значит, что ей чуждо чувство юмора. Помните, как она ответила Петру, повелевшего ей исткать рубаху из льняной ниточки? Послала ему щепочку, чтобы сначала сделал из нее ткацкий станок! А ведь могла бы и обидеться, ведь дело происходило в самом начале их отношений, на той зыбкой почве, где переплелись правда и ложь, смущение и решительность, целомудрие и смелость.
Работать!
Мы видим Февронию практически все время с иглой в руках. Она сидит за рукоделием, оставшись без родительского пригляда девчонкой, а потом будучи княгиней и, наконец, монахиней. Иглу оставляет только для самых важных дел: обсудить свою будущую судьбу или… отойти в мир иной. Быть может, в этой углубленности в дело заключается один из секретов несокрушимого спокойствия святой княгини?
Не бояться побыть в тени
Петр – князь, Петр – герой, Петр – глава семьи. И дело не только в историческом социальном контексте. Феврония все время подчеркивает, какой князь ценный и важный. А она – как нить, следующая за иголкой. Она исцеляет Петра, она творит для мужа чудеса, она вселяет в него бодрость духа, она может заставить подождать саму смерть. И при этом самым-самым-самым всегда остается Петр, совершивший самый великий подвиг своей жизни еще до знакомства с будущей женой.
Такое отношение не просто любовь – подлинное уважение.
Такое отношение вселяет силу в любого мужчину, и если он будет достаточно смел и решителен, то рано или поздно убьет своего дракона.
Строить семейную жизнь на вере
Это, конечно, главный секрет мудрости святой благоверной княгини Февронии и крепости ее брака с князем. Мы не назвали его первым исключительно ради любителей советов из блестящих журналов. А ведь на самом деле все достоинства святой Февронии – следствие ее доверия и любви к Богу. Потому Феврония Муромская числится не в ряду «выдающихся женщин прошлого», а в сонме православных святых. Потому мы не просто учимся у нее, но молимся ей дать нам мудрость.