Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Пожилой священник вступился за женщин, оскорбляемых красноармейцами-хулиганами, и был убит выстрелом в голову

Будничный сюжет революционных дней, за которым столько драмы. У священномученика Петра Скипетрова (+1 февраля 1918 г.) остались жена и семь детей. Он был первым в Петрограде священником, убитым новой властью, без всякого суда и следствия, за поступок просто порядочного мужчины

Протоиерей Петр Скипетров. Фото: https://globus.aquaviva.ru/

Инстинкт самосохранения, присущий каждому человеку, утробный страх смерти, бессознательно возникающий при столкновении с любой жестокостью и насилием, предостережение сына, студента семинарии, говорившего об опасности положения, о вооруженных агрессивных красноармейцах, не остановили отца Петра.

Среди детей

Отец Петр Скипетров не был совершенно своим в кругу столичного питерского священства. Он приехал из провинции и, хотя получил протекцию от брата, устроившего его в Исаакиевский собор дьяконом, всю жизнь оставался «рабочей лошадкой»: был очень трудолюбив, что ни поручали – делал на совесть и всегда доводил до конца.

Говорить о Боге в детском приюте – работа не из легких: как расскажешь о добром Боге-Отце незаконнорожденным, брошенным и матерью, и отцом? Отец Петр справлялся. Видимо, Богородица помогала.

Скорбященский храм и явление иконы Богоматери

Храм в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» и часовня на Стеклянном заводе, разрушены  в 1932 году
Храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость» и часовня на Стеклянном заводе, разрушены в 1932 году. Фото: https://svyatie-mesta.ru/

23 июня 1888 года была явлена в Санкт-Петербурге чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками: при пожаре на бывшем Стеклянном заводе в главку часовни ударила молния; вспыхнул пожар, а когда огонь утих, сбежавшиеся люди увидели, что одна из икон, бывших в алтаре, не только не сгорела, но и чудесным образом обновилась – буквально сияла, словно только что написанная.

Кроме того, непонятным образом к иконе оказались прикреплены монеты из кружки, висевшей на стене и от пожара раскрывшейся. Одиннадцать монеток образовало вокруг фигуры Богоматери овал.

Весть немедленно облетела город. К иконе потянулись богомольцы, в том числе и инославные, а происходящие чудесные исцеления привлекли к образу внимание всей России. В 1893 году к иконе пришел поклониться император Александр III и пожертвовал местному приходу землю, где раньше была часовня.

Все эти события вызвали в столице удивительный подъем веры; стали собираться деньги на постройку нового храма на месте явления иконы. Уже к 1898 году храм был выстроен (почти полностью на народные средства) и считался одним из самых прекрасных, светлых в Петербурге.

И в этом же году окончания строительства храма, названного, конечно же, во имя иконы «Всех скорбящих Радость», в новый храм перемещают отца Петра Скипетрова сначала штатным священником, а потом настоятелем. Отец Петр попадает в самый центр людского горя – со всех концов шли паломники всех сословий рассказать свою беду, попросить молитв – скольких надо было послушать, утешить, исповедать, помочь делом. Здесь отец Петр прослужил до самой своей смерти.

Убийство в лавре

В первом ряду слева направо: свящ. Преображенский Иван Александрович, Скипетров Александр Ефимович, свящ. Скипетров Петр Иванович, диакон Петр Михайлович Вигиленский. Второй ряд: Скипетров Иван А., Скипетров В. П., Вязники 1903 год
В первом ряду слева направо: свящ. Преображенский Иван Александрович, Скипетров Александр Ефимович, свящ. Скипетров Петр Иванович, диакон Петр Михайлович Вигиленский. Второй ряд: Скипетров И. А., Скипетров В. П., Вязники 1903 год. Фото: https://33mayak.ru/

В январе 1918 года большевистское правительство объявило о конфискации церковного имущества. 1 февраля в Александро-Невскую лавру явился вооруженный отряд солдат и матросов во главе с комиссаром Иловайским – отбирать имущество лавры и реквизировать все помещения, кроме храмов, для советских учреждений.

На соборной колокольне звонари ударили в набат, на него отозвались колокола ближайших церквей – Борисоглебской, Знаменской и Скорбященской. Отовсюду к лавре пошел народ, возмущенный действиями «борцов за свободу и народные права». Вскоре на помощь захватчикам прибыл из Смольного грузовик с красногвардейцами, вооруженными двумя пулеметами. Пулеметы были поставлены на лаврском дворе напротив храма в честь Сошествия Святого Духа.

По звонарям было сделано несколько залпов, но набат продолжался. Тогда красногвардейцы вошли в наполненную богомольцами церковь и стали выгонять народ. Раздались выстрелы.

В это время к лавре подошел протоиерей Петр Скипетров – он должен был встретиться здесь с митрополитом Петроградским  Вениамином (Казанским). В воротах лавры батюшку попытался задержать его сын Николай, уговаривая отца подождать, пока все не успокоится.

Отец Петр, не обращая внимания на уговоры сына, направился в покои митрополита. Путь ему преградили несколько вооруженных красногвардейцев: они бранились с женщинами и грозили им оружием.

Отец Петр вступился за женщин и стал уговаривать красногвардейцев не чинить насилия над безоружными людьми, тем более в святом месте, среди святынь. Едва отец Петр начал говорить, раздался выстрел: один из красногвардейцев почти в упор пробил ему голову из револьвера. Пуля пробила челюсть – возможно, солдат целился в рот, стараясь, чтобы священник замолчал.

Смертельно раненного отца Петра успели доставить в лазарет, вызвать к нему старшего сына Петра, который был врачом. Приехала матушка отца Петра Антонина, приехал митрополит Вениамин и напутствовал умирающего. В последних словах отца Петра было беспокойство за семью и за владыку: «Маму… детей … благословить… умираю… владыку митрополита…» Отец Петр попытался благословить детей, но не смог поднять руку. Через несколько часов он скончался.

Матушкин сон

Александро-Невская лавра, Благовещенские ворота
Александро-Невская лавра, Благовещенские ворота. Фото: http://www.ilovepetersburg.ru/

Тело убитого священника было перенесено в Скорбященскую церковь. За два дня у гроба отца Петра побывали тысячи людей, а панихиды впервые служились с прошением: «об убиенном за веру православную рабе Божием протоиерее Петре».

Похоронить отца Петра предполагалось у Скорбященской церкви, где он служил много лет, но местный комиссариат запретил захоронения вблизи храма рядом с Невой «из-за опасности загрязнения воды». Протоиерея Петра похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, вместе с пятью ранее умершими детьми.

Заупокойные всенощную, литургию и отпевание проводил сам митрополит Вениамин. После отпевания гроб, по его благословению, был пронесен по пути, которым в последний день своей жизни шел отец Петр: от Скорбященской церкви в лавру. На месте, где пролилась кровь священника, была отслужена лития.  

В 1934 году, когда закрывали лавру, решили ликвидировать Тихвинское кладбище. Матушке Антонине, жене отца Петра, предложили перенести прах мужа на другое кладбище. Переносить прах в другое место не хотелось: лавра была местом, где пролилась кровь отца Петра, но и оставлять останки мужа-мученика было нельзя.

В нерешительности провела матушка день, а ночью ей приснился отец Петр и сказал: «Матушка, ты не беспокойся, мы (он сам и пятеро детей, похороненных здесь же), никуда не поедем, а останемся на старом месте».

Явление покойного мужа поразило матушку, и она решила ничего не менять.

Сегодня на могиле священномученика Петра Скипетрова на Тихоновском кладбище Александро-Невской лавры вновь установлен крест с неугасимой лампадой.

* * *

Известный христианский публицист, профессор Санкт-Петербургской духовной семинарии Александр Бронзов в статье о погибшем отце Петре в 1918 году сделал интересное примечание:

«Недавно трагически погибший от руки убийцы психиатр П. Я. Розенбах отзывался о нынешних людях, что они чуть-ли не поголовно сошли с ума. Впрочем, говорил он, умалишенные, которых приходилось ему врачевать, все-же имели какую-то логику, но у нынешних грабителей, убийц, насильников нет даже и подобной логики».

Использована литература: Новомученики Санкт-Петербургской епархии. Иеромонах Нестор (Кумыш). Сатис, Санкт-Петербург, 2003.

Бронзов А. Пастырь-мученик (Памяти прот. Петра Скипетрова) // Прибавления к Церковным ведомостям. – Пг. – 1918. – № 2.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?