Священник – не психотерапевт!

Скажите, какая разница между психотерапией и общением со священником, когда к нему приходят, как говорится, душу излить? Мне приходилось слышать мнение, что это практически одно и то же, только врач не говорит о Боге.
У меня много внутренних проблем, комплексов, которые мучают меня. Не знаю, стоит ли с этим идти к батюшке или все же обратиться к врачу? Сейчас ведь очень многие пользуются услугами психотерапевта.

В редакцию пришел вопрос:
Скажите, какая разница между психотерапией и общением со священником, когда к нему приходят, как говорится, душу излить? Мне приходилось слышать мнение, что это практически одно и то же, только врач не говорит о Боге.
У меня много внутренних проблем, комплексов, которые мучают меня. Не знаю, стоит ли с этим идти к батюшке или все же обратиться к врачу? Сейчас ведь очень многие пользуются услугами психотерапевта.

Отвечает Андрей БУТЬКО, врач-психиатр, член молодежного православного Свято-Никольского братства (г.Минск)
– Что представляет собой психотерапия? Одно из определений: психотерапия — система лечебного воздействия на психику, а через нее на весь организм человека в целом — на его и душевные, и телесные проявления.

Это может быть процесс влияния терапевта на группу людей (групповая психотерапия), на целую организацию (консультирование) или процесс влияния группы из нескольких врачей-психотерапевтов, например, на семью. Все это происходит с целью влияния на нарушения поведения и болезненные состояния, ведь работа органов и систем организма человека тесно взаимосвязана с его психологическим состоянием.

В медицинском аспекте психотерапия имеет дело с внутренними душевными конфликтами. Ее цели — уладить эти конфликты, уменьшить или полностью убрать душевные страдания, связанные с ними. Немного отдельно стоит психотерапия кризисных состояний, возникших после запредельных стрессов (стихийные бедствия, война). Здесь тоже есть методики для восстановления душевного равновесия человека.

Внутренний конфликт – это наличие взаимоисключающих душевных движений. Например: одновременно хочу дружить и боюсь дружить; хочу быть одиноким и боюсь быть одиноким; хочу быть лидером и вместе с тем хочу быть серой мышкой, которую никто не замечает, быть скромным, тихим и незаметным. В таком состоянии счастья нет ни при одном образе поведения.

Такие внутренние конфликты могут касаться каждой душевной потребности человека: потребности в активности и в пассивности; в лидерстве и в ведомости; в безопасности и в риске; в привязанности и в свободе; потребности не выделяться, быть как все, и в стремлении проявлять свою индивидуальность. И вот когда эти разнонаправленные векторы вступают в конфликт друг с другом, это приводит к душевным страданиям.

Когда же врач-психотерапевт помогает пациенту исцелиться, у того, образно говоря, начинают действовать руки, он получает возможность ими пользоваться для совершения любых поступков. Бывший трус стал смелым, решительным, и эти качества, теоретически, он может употребить как на добро так и во зло. Но врач не занимается вопросами нравственности. Просто психотерапия не дает человеку духовные ориентиры: так делай, а вот так — нет. Она не занимается вопросами добра и зла, греха и добродетели.

Протоиерей Андрей ЛЕМЕШОНОК, клирик Свято-Петро-Павловского собора (Минск), духовник Свято-Елисаветинского монастыря и сестричества (сестры посещают пациентов Республиканской психиатрической больницы)
– Разница огромная. Ведь смысл психотерапии — успокоить человека, вернуть его в рамки, из которых он вышел, избавить его от кризиса, который он переживает. И какие средства использует медицина? Логику, внушение, подсказки,  — в общем, чисто человеческое воздействие. А цель священника как духовника — быть проводником Бога, дать возможность пришедшему к нему человеку узнать, что есть сила Божия и что она всегда рядом.

Конечно, человека, у которого какие-то проблемы, надо успокоить, утешить — и это правильно. Со стороны может показаться, что и у психотерапевта, и у священника вроде бы одно действие… Но цель-то совершенно другая. И силы, которыми они пользуются, совершенно разные: там — человеческое, а тут — Божье.

Люди большей частью путают, происходит подмена понятий. К священнику даже на исповедь приходят поговорить, пожаловаться, чтобы батюшка послушал, по-человечески понял. Все замыкается на этом уровне, а здесь нужен переход в совершенно другую плоскость — в вечность. Люди часто потребительски относятся к Богу, Церкви — они ищут душевного покоя. А если сказать, что тебе в Церкви будет еще тяжелее, они сразу: что вы! Зачем нам это надо?!

У меня сейчас такая боль: раньше я ратовал за частую исповедь. А сейчас вижу такую крайность: идет служба, а люди толпятся в очереди к батюшке — и они вне службы. Людям легче поговорить с человеком-священником, чем участвовать в богослужении. Они не трудятся, чтобы вместить слова богослужения. А это же пища духовная!

Иногда человеку действительно нужно выговориться. Он приходит к батюшке и пока не видит Бога, но священник для него — это надежда… Я думаю, что благодать Божия все же коснется ищущего. И вообще, в духовных вещах нельзя быть категоричным. Священник, к которому человек пришел просто «разрядиться», ни в коем случае не должен вести себя свысока или обличать того, кто не понял еще, куда и зачем пришел. Он должен внутренне молиться и каяться, что пока нет в нем той меры любви, веры, той молитвы, того духа, чтобы помочь человеку через свои страдания и скорби найти Бога.

Подготовила Елена Наследышева

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version