«Я была уже беременна третьим ребенком, – рассказывает Юлия (имя изменено. – Ред.), – когда стала понимать, что живу в постоянном страхе и отчаянии. Муж регулярно изменял и почти не скрывал этого. А после того как он однажды схватил меня за горло, я судорожно стала искать поддержку. Чтобы понять, как жить дальше.
У меня был совсем небольшой опыт общения со священниками, но я решилась и пошла в храм. Священник выслушал мой сбивчивый рассказ и сказал: «Молись и смиряйся». Я бы, наверное, так и сделала, потому что страшно боялась «кары Небесной». Мне казалось, Бог меня ни за что не простит за развод. Я навсегда лишусь Его милости. Но и жить как раньше я больше не могла. Просто не могла.
Я обратилась к психологу, который ни разу не сказал мне «разводись». Он говорил: «Мы работаем на преодоление страха». И когда я увидела, что остаюсь в браке только из страха быть одной, то решилась на развод».
С такими или похожими казусами встречаются те, кто хочет получать духовную и душевную помощь одновременно у священника и у психолога. Нужно ли обращаться верующему человеку к психологу и как относиться к противоречиям – говорим с игуменом Ионой (Займовским) и практическим психологом и писателем Александром Ткаченко.
«Мне пришлось извиниться за свою ошибку»
Чтобы разрешить противоречие между словами психолога и священника, важно понимать, насколько это опытный священник и насколько опытный психолог.
«Я долгое время был неопытным священником, – комментирует историю отец Иона, – однажды ко мне на исповедь пришла женщина, у которой муж был тяжелым действующим наркоманом, я тоже говорил ей, что надо терпеть и смиряться.
Прошло время, она с ним развелась, обрела свое семейное счастье с другим человеком. А я, когда стал заниматься проблемой зависимости, понял, что она жила в аду. И я, мягко говоря, был не прав. Мне пришлось извиниться перед этой женщиной».
Если у человека самого мало опыта в Церкви и в психотерапии, вряд ли он сможет определить, насколько опытный у него наставник. В неофитстве (психотерапевтическом и церковном) нас привлекает внешнее, яркое – необыкновенный священник или необыкновенный психолог. Поэтому легко ошибиться.
А кроме того, эмоционально незрелый человек, который уже хочет разобраться в своей душе, но еще не готов брать ответственность за свою жизнь, часто попадает в ловушку, хватаясь за любое предложение «назначить виноватых» за свои неудачи.
«У меня не хватило ненависти к маме»
Алевтина мечтала о свадьбе, о семейной жизни. Но отношения с молодым человеком зашли в тупик. Алевтина недоумевала, что с ней не так. Подруга посоветовала ей обратиться к психологу.
«Психолог, разбирая мои детские травмы, убедил, что во всем виновата моя мама – рано отдала в детский сад, недолюбила, недообнимала. Она практически убедила меня разорвать с ней общение, прекратить контакты, – вспоминает Алевтина. – А духовник говорил, что родителей нужно почитать. Не знаю, что на меня подействовало. Мне кажется, у меня просто не хватило ненависти, и я не смогла назвать маму «преступницей», как требовал мой психолог. И прекратила к нему ходить».
«Такое поведение психолога – вопиющий непрофессионализм», – комментирует историю Александр Ткаченко.
Грамотный психолог никогда ничего не советует и тем более – не требует!
Никто не застрахован от неудачи: ни при общении со священником, ни при общении с психологом. Как же найти своего духовника, психолога, наставника?
Вымолить своего духовника и своего психолога
«Отец Иоанн Крестьянкин, к которому мы часто ездили, говорил нам, что духовника не выбирают, духовника надо вымолить, – рассказывает отец Иона. – То же самое можно сказать и о поиске психолога или наставника в программе «12 шагов». Нужно набить себе шишки, сто раз наступить на грабли и выстрадать своего наставника, вымолить его.
А найти хорошего, профессионального, да еще и верующего психолога – редкая удача для христианина. Покойный Федор Ефимович Василюк, например, сочетал в себе и глубокую веру, и профессионализм, и умение экспериментировать. Впрочем, я знаю священника, которому, наоборот, рекомендовали проходить терапию у нецерковного психотерапевта: чтобы у того был отстраненный взгляд на проблемы своего клиента».
Федор Василюк
– профессор, доктор психологических наук, автор психотехнической системы «понимающая психотерапия».
Всем ли нужно искать психолога? Профессиональные психологи утверждают, что не всем. Кто-то действительно может решить свои проблемы сам или с помощью духовника.
Но есть покалеченные люди, у которых как будто перебит хребет, и им нужно много поддержки.
«Бывают такие психологические травмы, – утверждает отец Иона, – которые ломают жизнь и преследуют до старости. В таких случаях хорошая терапия спасет человека, поменяет его жизнь. Это не значит, что нужно ослабить свою церковную жизнь. Наоборот, терапия поможет человеку усилить то, что ослабело в церковной жизни.
Скажем, человек пережил в детстве сексуальное насилие от кого-то из родственников. Ему, с одной стороны, нужна длинная профессиональная терапия, а с другой – духовническая поддержка, которая поможет ему прожить и принять свою травму, покажет, что Бог его любит и принимает.
Но главное: найдя своих наставников, важно дорожить ими. Благодарность может стать связующим звеном, основой сотрудничества между самим человеком, психологом и священником».
Страсть – это к священнику, негативные эмоции – к психологу
Александр Ткаченко считает, что священники зачастую перегружены задачами, часть из которых успешнее решали бы психологи: «Священник помогает людям достичь Царствия Небесного. Он занимается высокими вопросами.
А если человек приходит и жалуется на то, что не может выстроить отношения в семье, священник, возможно, будет пытаться его утешить, но он не имеет навыков, чтобы ему помочь. Такими земными вопросами, как и другими негативными эмоциональными состояниями, занимается психолог. И если он компетентен, если он хорошо и честно учился своему ремеслу, то сможет помочь, независимо от того, какой подход в психологии он предпочитает».
Существуют проблемы, к которым следует приступать с двух сторон.
Скажем, если человек гневлив – это проблема духовного порядка. Потому что в человеке действует страсть. И о ней нужно говорить со священником. «Но на практике люди десятилетиями носят на исповедь свою страсть и не могут ее преодолеть, – размышляет Александр. – Что тут может сказать батюшка? «Терпи. Смиряйся. Господь попускает, Он само твое усердие вменит в подвиг…» Есть такой стандартный набор выражений. А результата, к сожалению, нет. И в то же время я знаю, что психологи работают с гневом достаточно эффективно».
Можно порадоваться за тех людей, которые имеют возможность общения одновременно с опытным священником и с опытным психологом. Тогда в терапии у человека постепенно и плавно будет созревать душа. А работа с духовником будет иметь более точный, стремительный характер.
Если священник с уважением относится к психологии, а психолог понимает важность духовного окормления человека, могут получиться замечательные результаты.
«У меня был такой опыт, – делится отец Иона, – с согласия прихожанки ее проблему я обсуждал с ее психологом. И мы с двух сторон, с разных позиций, старались ее поддерживать. Священник – это, скорее, отцовская фигура, а психолог – материнская, утешающая. Но, важно понимать: если психолог начнет потакать тяжелому греху, это может плохо закончиться».
«Я встречалась с женатым мужчиной, психолог меня поддерживал»
«Этой истории много лет, и я могу посмотреть на нее со стороны, без эмоций, – поделилась Валентина (имя изменено. – Ред). – Я встречалась с женатым мужчиной. Три года я не могла отказаться от этих отношений. И не могла признаться даже самым близким людям – так было стыдно. И одновременно больно оттого, что он не может сделать выбор.
У меня тогда не было духовника. Чтобы облегчить свою боль, я ходила к психологу. «Живи одним днем, – советовала она мне. – Позвонил – и хорошо. Позвал – иди. Слушай свои чувства!»
Сегодня, когда у меня есть духовник, я уверена: он не позволил бы мне продлевать эти мучения целых три года. Не знаю, мягко или жестко, помог бы мне выйти из них. Да и отношения были ненужные, пустые, как я сейчас понимаю. Просто не хватало честности признать это».
Священник – отцовская позиция, но не все готовы это принять
Позиция священника может быть и запрещающей, и ограждающей. В некоторых ситуациях человек нуждается именно в такой фигуре наставника.
«Один мой друг, – вспоминает отец Иона, – получив на исповеди от священника утешение и поддержку, ушел совершенно разрушенным. Дело в том, что он ожидал «отцовской ладони», которая «надает по заднице» за плохие поступки. Он «поплачет», и станет легче. И мне это понятно.
В прежние времена, когда я ездил к архимандриту Кириллу (Павлову) в Троице-Сергиеву лавру, за одно конкретное прегрешение он отлучил меня от причастия до конца поста, разрешил причащаться только на Пасху. Это было тяжело, но я был с этим абсолютно согласен. Если бы он поступил иначе, это было бы неправильно.
Но сегодня не все готовы принимать наказание во исцеление.
– Я много работаю с алкоголиками, – добавляет отец Иона, – и вижу, что только дойдя до самого дна, зачастую потеряв работу и семью, человек готов делать то, что ему говорит наставник. Без рассуждений и без споров. Потому что только в этом состоянии он признает, что у него нет другого выхода».
Духовник воспитывает душу, психолог штопает прорехи в душе
«Грамотные психологи работают в связке со священником, сами того не зная, – утверждает Александр Ткаченко. – Потому что, повышая эмоциональную зрелость человека, они помогают его взрослению, формируют осознанность в принятии решений, уменьшают его инфантильность.
Любого батюшку спросите, устраивает ли его, когда взрослые люди на каждый чих прибегают: «Благословите, батюшка!» Какая духовная жизнь может быть, когда человек не готов решиться делать сам элементарные вещи?
Эмоционально зрелый человек способен брать ответственность за свою жизнь и поступки, а не пытается перевалить все на батюшку или на психолога. Он также способен выбрать священника, который не забирает его волю и его ответственность за поступки».
Отец Иона тоже уверен, что психолог может помочь человеку в его духовной работе: «Терапия не может вылечить зависимость. Но благодаря терапии человек может осознать свою зависимость как болезнь. А дальше психолог поможет ему оставаться в трезвости: не обрушиться от негативных эмоций, оставаться верным самому себе, принимать себя на самом глубинном уровне и позволить негативным событиям, даже очень тяжелым, присутствовать в жизни.
И тогда человеку проще осознать, что Бог есть Любовь, что Он не наказывает и не отвергает нас, что любое испытание – это задание, которое дает нам Учитель с большой буквы, и Он точно желает нам лучшего».
Игумен Иона (Займовский)
– кандидат богословия и выпускник факультета психологии РПУ святого Иоанна Богослова.
Коллажи Дмитрия Петрова