Православный портал о благотворительности

«Свое кино» – жизнь глазами детдомовцев

С помощью этих коротких фильмов можно заглянуть туда, куда не так-то легко пробиться, куда пускают не каждого – в мир детдомовского ребенка

В московском киноклубе «Фитиль» прошел первый в России фестиваль короткометражных фильмов воспитанников детдомов. Проект «Свое кино» был представлен БФ «Крылья» при поддержке Общественной палаты РФ, РГГУ, ЗАО «Лаборатория Касперского» и др. Зрителям представилась уникальная возможность – увидеть мир глазами детдомовцев, узнать о жизни и чувствах этих детей больше, чем возможно даже при личном контакте. О том, насколько неожиданным оказался такой опыт рассказывает наш корреспондент.

Войдя в зал, я увидела на экране обычную бытовую сценку: заботливая бабушка готовит внукам обед. Но вспоминаешь, что автор фильма – детдомовец и сжимается сердце. Бабушка в фартуке открывает дверь. На пороге – сотрудница органов опеки. Она пришла сообщить о том, что опеку над внуками бабушке не дали «по причине возраста» и забирают детей в детдом. По словам организаторов фестиваля, детдомовцы-кинематографисты признавались, что очень часто сюжетами для фильмов становились реальные истории, в том силе и их собственные. Если бы у бабушки, которую мы видим в фильме, не забрали внуков, этого фильма просто не было бы, как не было бы, возможно, и повода для фестиваля.

Фильм, о котором идет речь, – работа Анастасии Ионовой «Я и моя семья», получил приз в номинации «Самый честный фильм». История, разыгранная детдомовцами (ах, как убедительна была юная актриса, исполнявшая роль пьяной мамы), типична. Разве что действие происходит обычно в других декорациях, попроще, пострашнее. Выпивающая мама, неравнодушный школьный психолог, который сообщает в опеку исключительно из желания помочь. Сотрудница органов опеки, для которой единственным способом помочь семье, является изъятие детей. Бабушка, которая в силу возраста по закону не может стать опекуном. Такова система и такова, возможно, предыстория, приведшая автора фильма в интернат. Такие фильмы нужно смотреть взрослыми глазами, смотреть с одной единственной целью – изменить систему, где единственный способ работы с семьей, попавшей в трудную ситуацию, – изъятие детей и отправка их в детдом.

На фестивале «Свое кино» было двенадцать номинаций, своя нашлась для каждого фильма: «Самый оригинальный, самый настоящий, самый оптимистичный, самый поучительный». А в номинации «Самый самостоятельный режиссер» приз получил Иван Белковский, снявший картину «За спорт!»

Победитель номинации «Самый трогательный фильм» – «Просто он мой друг», авторы Андрей Сивущенков, Сергей Колобов и Драган Радуха.

История мальчика визуально делится на две части, в одной, черно-белой, герой – «ботан» и «чурбан», его преследуют и бьют другие дети. А в другой, цветной части, он играет с собакой-дворняжкой. Когда дети, третировавшие героя, начинают кидать камнями в собаку, он встает на ее защиту, и черно-белые кадры обретают цвет. Не знаю, был ли это замысел режиссера, или искренность актера, но сцены избиения выглядят ненастоящими, видно, что актеры-детдомовцы бьют и кидают камни понарошку. За это зрителям, привыкшим к реализму в подобных сценах, хочется выразить детям благодарность. Настоящим, реалистичным было только выражение лица героя-мальчика, закрывавшегося от ударов. От этого томатный сок, которым были испачканы его руки, казался настоящей кровью. А что касается собаки, будем считать ее художественным допущением, держать в детдомах животных – нарушение санитарных норм.

О жизни за стенами интерната рассказывает и кино Марии Кольченко «Мертвый духом», ставшее лауреатом в номинации «Самый яркий фильм». Врач-корыстолюбец отказывается делать операцию бесплатно. Когда в отделение привозят мальчика, требует денег от водителя, который сбил ребенка. Только получив деньги (пачкой, на стол!), доктор идет осматривать пациента…и узнает в нем своего сына. Но уже поздно, мальчик умер. Фильм у Маши вышел мелодраматический и остросюжетный, не только яркий, но и динамичный. Юный автор не только демонстрирует знание классических сюжетных ходов, но и ставит обществу свой, пусть детский, диагноз.

То, что детдомовцы склонны к мелодрамам, не удивительно, этот жанр диктует логика их жизни. Мелодрамой можно считать и работу Ирины Тюркиной «Оленька», лауреат номинации «Самый интересный фильм». Из-за того, что во всех картинах проекта снимались одни и те же взрослые актеры, эта картина поначалу выглядит логическим продолжением фильма «Я и моя семья», это выглядит очень неожиданно и интересно, да и такое развитие сюжета вполне возможно. Итак, начало картины выглядит как хеппи-энд бабушка забирает внучку из детдома. Казалось бы: «Ура!» Но после титров «Прошло пять лет» мы видим, как внучка Полина несет в корзинке младенца, чтобы подкинуть его под чье-то крыльцо. Дверь открывается, на пороге – бабушка. Читает записку, написанную круглым детским почерком: «Бабушка, прости меня! Я не могу ее воспитывать!» «Ее», это правнучку, бабушки, Оленьку. История повторяется. Специалисты знают, что эта история повторялась в детских домах не раз и может повторяться бесконечно, если не разорвать как-то этот порочный круг.

Все без исключения фильмы, представленные на конкурс, обязательно стоит посмотреть. В том числе и волонтерам, посещающим детские дома, психологам и специалистам, работающим с сиротами. С помощью этих коротких фильмов можно заглянуть туда, куда не так-то легко пробиться, куда пускают не каждого – в мир детдомовского ребенка. Дай Бог, чтобы настало время, когда эти фильмы и другие детдомовские артефакты можно будет увидеть только в историческом музее.

Все фильмы-лауреаты фестиваля вскоре будут размещены в интернете. Следите за обновлениями на сайте фонда «Крылья», а сейчас там можно наблюдать процесс создания фильмов-участников конкурса.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version