Св. Авраамий Болгарский: был милосердным, стал православным

Св. Авраамий – один из 13 домонгольских святых Русской Церкви, канонизированных задолго до Собора 1547 года, что указывает на то, сколь важным представлялся его подвиг для нашей Церкви…



Св. Авраамий – один из 13 домонгольских святых Русской Церкви, канонизированных задолго до Собора 1547 года, что указывает на то, сколь важным представлялся его подвиг для нашей Церкви…

Сведений о его жизни очень мало. Несколько скупых слов летописца – вот и всё, чем мы располагаем.

Св. Авраамий жил в конце XII – начале XIII вв., и по происхождению был из волжских булгар. Он относится к числу тех немногих богачей, коим удалось достигнуть Царствия Небесного. Авраамий был богатым и знатным купцом, занимался торговлей по разным землям. Отличало его необычайное милосердие. «Имеяше имение много, нищих питаше, алчущия и жаждущия напаяше, нагих одеваше, больных посещаше и всех скудных всякими потребы удовляше» – так свидетельствует о его образе жизни летопись. И, что удивительно, живя среди городских соблазнов, хранил он целомудрие.

Казалось бы, профессия такого рода не предрасполагает к духовным исканиям, а хорошее материальное положение надёжно охраняет от всего, что может пошатнуть его. Тем не менее, за милостыни его, Господь просветил сего мусульманина светом истинной веры. Самостоятельно разочаровавшись в исламе, он просит своих друзей – русских купцов крестить его, и те выполняют его просьбу. Так наш святой становится христианином и получает новое имя, с которым и вошёл он на страницы Книги Жизни – Авраамий.

По крещении святой ради аскетических подвигов, принимает на себя железные вериги. Он не только лично исповедует, он, как подчёркнуто в житии, проповедует христианство своим соплеменникам. В отличие от св. Ахмеда и св. Абу, Авраамий не проходит периода тайного христианства, что является свидетельством силы его духа и пламенной искренности его обращения. Он не оставляет своей профессии, но использует её для проповеди Слова Божия и милостыни для бедных.

Душа его, горевшая любовью к Богу и к ближнему, не могла спокойно наблюдать духовную гибель соплеменников, погрязших в исламе. И однажды как-то раз прямо на базарной площади города он стал призывать их к познанию истинного Бога-Христа, опровергая магометанскую ложь, разоблачая ее обманы… Такое поведение знатного и богатого гражданина сначала вызвало недоумение у слушавших… Затем последовали увещевания, уговоры, далее угрозы, за которыми уже пошли побои. Били «всем миром», били так жестоко, что на теле мученика не осталось ни одного неповрежденного места. Пытались заставить замолчать, отречься от Христа, но все было тщетно. Но на всё это он, как сказано в летописном упоминании, «проклял Магомета и веру болгарскую». Тогда его отвели за город и недалеко от берега Волги сначала четвертовали, а затем обезглавили… Так с исповеданием истинной веры на устах отошёл к своему Небесному Возлюбленному этот простой и искренний человек Божий – 1 апреля 1229 года.

Русские купцы, бывшие тому свидетелями, взяли тело своего друга и погребли на христианском кладбище. При гробе очень скоро начались знамения, которые послужили поводом к почитанию. Неполный год спустя, 9 марта 1230 года его мощи были перенесены во Владимир. Навстречу вышли святой благоверный князь Георгий с семьёй, епископ с духовенством, и весь народ. Честные мощи святого мученика Христова были положены в Успенском монастыре.

Вскоре Господь прославил своего угодника многими чудесами, происходившими по его молитвам у святых мощей. Было замечено, что мученик обладает особой благодатной силой предстательствовать пред Богом о больных детях, сохранились записи об исцелениях слепых. Текст акафиста мученику сообщает нам о том, что от его святых мощей исходило благоухание, а от его вериг, находившихся, как и его мощи, в Княгинином монастыре, происходили исцеления душевнобольных.

На месте же его казни забил источник чистой воды, от которого также начали исходить исцеления. Видно что и после смерти мученик молитвенно предстательствует за своих соплеменников, как обратившихся ко Христу, так и заблудших – местное предание говорит, что первым человеком, получившим исцеление от этого источника, была мусульманка.

В 1547 году было утверждено общецерковное празднование памяти св. Авраамия. С XVI века св. Авраамий Болгарский почитается покровителем Казанской паствы – после завоевания Казанского царства Иоанном Грозным недалеко от места страданий мученика Авраамия был поставлен храм, где покоилась часть его святых мощей (кисть правой руки). На самом же месте мученической кончины святого Авраамия, над целебным источником, был сооружен колодец, а рядом с ним – памятник-часовня в виде четырехгранного столба, на четырех сторонах которого помещались иконы.

В 1919 году мощи святого мученика подверглись освидетельствованию. В 1923 году Успенский монастырь был закрыт, мощи передали в музей. В 1950-х годах они были списаны из музейного хранения, и по настоящее время не обретены. Ныне в возобновлённом Успенском монастыре хранится уцелевшая частица честных мощей мученика. После литургии её выносят из алтаря, давая возможность приложиться к ней богомольцам.

Богоборческая власть не пощадила памяти святого и в Болгарах (бывший Болгар Великий) – часовня у колодца на месте смерти мученика была разрушена, а сам колодец осквернен.

Милостью Божией осенью 1993 года эта часовня была отстроена заново и освящена; вместе с нею был освящен и колодец, предварительно очищенный от нечистот и мусора, а на дне его было обнаружено два ключа чистой воды. Примечательно, что в самом городе Болгары, находящемся в полутора километрах от источника, вода отсутствует даже на глубине сорока метров.

Память мученика Авраамия свято почитается до настоящего времени не только православными, но и последователями ислама. Удивительный факт: вплоть до настоящего времени паломники-мусульмане, посещающие город Болгары, приезжающие отовсюду, и даже из далекой Турции, считают своим долгом посетить источник мученика Авраамия, пострадавшего за веру православную от руки магометан.

Источник: http://seminaria.bel.ru/pages/mo/2003/mo3_st_6.htm

Тропарь
глас 4
Днесь, благовернии людие, сошедшеся,/ восхвалим добляго сего мученика и страдальца Авраамия,/ сей бо, укрепляемь силою Божиею,/ душу свою положи за Христа,/ много пострадав от зловерных болгар./ Сего ради от Господа венец прият/ и ныне предстоит Ему/ и молится о граде сем/ и о всех нас, чтущих память его.

Кондак
глас 8
Яко многоценное сокровище,/ принесено бысть от Болгарский страны во град Владимир/ пречестное тело твое, мучениче Авраамие,/ имже подавши всем чтущим преславную память твою обилие исцелений,/ предстоя на Небеси Христу Богу/ и моля Его о спасении душ наших.

Ин кондак
глас 3
Укрепився, славне, любовию Господнею/ и Того честный Крест на рамо взем, иго Господне,/ посрамил еси диаволя коварствия/ и пострадал еси даже до смерти,/ и сего ради, досточудне, явися страдалец велик, Авраамие,/ и оружником храбротаинник/ и участник Божия благодати.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?