Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Стресс – это и духовная проблема. Как справиться?

Большинство современных людей страдает от стресса и у этого состояния есть в том числе духовные причины, считает митрополит Лимасольский Афанасий (Николау). Прежде всего – неудовлетворенность жизнью из-за неумения благодарить Бога

«Портрет доктора Гаше», Винсент ван Гог, 1890. Музей Орсе, Париж

Стресс – настоящая «болезнь века», которая имеет разнообразные биологические и социальные причины, но также и причины духовные. О том, как неправильное устроение души порождает бесконечный стресс, митрополит Афанасий Лимасольский говорил на одной из своих встреч с молодежью.

О митрополите Афанасии Лимасольском

Митрополит Лимасольский Афанасий (в миру Андрей Николау) родился 8 февраля 1959 года в семье кипрского предпринимателя. В 14 лет поступил в церковную школу-интернат, в 23 года был рукоположен в сан диакона и продолжил учебу на богословском факультете Университета Аристотеля в Салониках. Во время учебы часто бывал на Афоне.

В 1980 году по окончании университета вступил в число братии афонского скита Неа-Скити, спустя два года принял великую схиму и был рукоположен во пресвитера. В 1991—1992 годах был протоэпистатом (управляющим) горы Афон (самый молодой в этой должности). Во время пребывания на Святой горе стал учеником преподобного Паисия Святогорца.

В 1992 году вернулся на Кипр, был избран игуменом обители Махера.

11 февраля 1999 года решением Священного Синода Кипрской Православной Церкви единогласно избран митрополитом Лимасольским. 14 февраля состоялась его архиерейская хиротония с возведением в сан митрополита и интронизация.

В тот момент епархия была обременена огромными долгами, а из-за череды финансовых скандалов и злоупотреблений большинство местных жителей были негативно настроены к Церкви. Митрополит Афанасий собрал комиссию из профессиональных экономистов, которая в короткие сроки помогла епархии избавиться от долгов. Также владыка ввел традицию ежегодных отчетных пресс-конференций, на которых обнародуются доходы и расходы митрополии, рассказывается о ее начинаниях и реализованных за год программах. Треть доходов Лимасольской митрополии неизменно выделяется на благотворительные нужды. Стараниями митрополита Афанасия духовно возродились действующие монастыри, возобновилась монашеская жизнь в трех древних обителях.

В октябре 2020 года митрополит Афанасий был в числе архиереев Кипрской Церкви, которые подвергли критике Архиепископа Кипрского Хризостома II за признание автокефалии «Православной церкви Украины». «Это был вопрос совести, вопрос соблюдения священных канонов Церкви», — сказал митрополит Афанасий. В декабре 2022 года во время избрания нового предстоятеля Кипрской Церкви победил в первом туре, набрав 35,68% голосов членов Кипрской Церкви, но во втором туре получил только 4 из 16 голосов членов Священного Синода.

Большую популярность приобрела передача «Сердечное слово», которая начала выходить на канале pemptusia.tv в 2021 году.

Стресс – это отчуждение от естественного хода вещей

– Одна из причин хронического стресса – наше отчуждение от природы (даже не от Бога, а от естественного хода жизни), – говорит митрополит Афанасий. – Я скучаю по детству, когда летом я приезжал к бабушке в деревню и темнело в 19:30. Бабушка слушала новости по радио, в 20:20 они заканчивались, мы желали друг другу спокойной ночи, она зажигала лампадку, и мы укладывались спать. До рассвета (5-6 утра) было целых 9 часов! Я все хотел встать пораньше, а бабушка говорила: «Андрейка, поспи, еще не рассвело!» Сколько раз успеешь проснуться и снова заснуть – бесконечная ночь! Но что это давало? Во-первых, ты высыпался. Во-вторых, это было прекрасное пробуждение: солнце только всходило, кричали петухи, начинали петь птицы, вся природа была перед тобой, прекрасное начало дня!

Потом, на Святой Горе, мы жили так: в 17:30–18:00 уже было темно, зажигали керосиновую лампу, чтобы что-то перекусить, и уходили по кельям, чтобы внутренне собраться. Ночь имеет особую благодать, особое благословение для разной духовной тем, кто хочет подвизаться. Но когда ночь становится днем, теряется ее смысл.

В монастырях на Святой Горе монахи встают в 3:00–3:30 утра, и все видят восход солнца. Обычно восход бывает, когда мы молимся в храме. Часто я исповедовал в эти часы и выходил на улицу, чтобы полюбоваться утренней зарей, думал о том, что немногие могут наблюдать рассвет.

А сегодня часто бывает по-другому: люди рассказывают мне, что кидают тапками в будильники. Одна женщина поделилась, что семье пришлось купить водяной пистолет, чтобы будить ее на работу холодной водой.

На днях я читал один серьезный журнал, в котором говорилось, что наличие электрического света является причиной многих заболеваний из-за того, что ночь становится днем и мы очень многие свои дела оставляем на ночь. Все эти неестественные вещи приносят в нашу жизнь нервозность, стресс, болезненность, подобно облаку, которое закрывает душу человека и делает его напряженным, усталым, задыхающимся, нервным, чтобы он не был спокойным и расслабленным. Не случайно греческое слово «стресс» (άγχος) происходит от глагола αγχώνω, означающего «душить».

Стресс возникает из-за неправильного восприятия жизни

«Меланхолия», Лукас Кранах Старший.  Первая половина XVI века
«Меланхолия», Лукас Кранах Старший. Первая половина XVI века

То, как мы воспринимаем разные события в жизни, тоже нередко приводит к стрессу: множество «хочу», неудовлетворенность, неумение справиться с эгоизмом, с зацикленностью на себе.

Страшное дело, когда чрезмерно настаивают на своей воле. Каждый день мы видим такое в Церкви. Например, когда приходят, чтобы приготовиться к венчанию. Начинают все переставлять – лучше туда, лучше сюда. Какое-то самоволие, самочиние, пожелания, какое-то сумасшествие, упорство. Это уже заболевание души, когда человек не может отсечь свою волю, послушаться немного другого. И все это упорство начинает душить человека.

Один раз я заметил человека, который все время стоял. Я ему предложил взять стул, присесть.

– Не надо, спасибо, все хорошо.

– Принеси стул и присядь.

– Ничего, все хорошо со мной.

Я специально несколько раз предложил, чтобы дать ему урок. Все время – один и тот же ответ: «Не надо, спасибо, все хорошо». Он не понимает, что дело не в том, что ему стоять тяжело, а в том, что он не может отказаться от своей воли, немного послушаться.

В нашей жизни не хватает славословия Бога. Во дни уныния, которые все мы – и молодые, и старые переживаем, станем непрестанно говорить: «Слава Тебе Боже!», прославлять имя Божие, благодарить. Тогда наше душевное расположение поменяется.

А если человек постоянно будет говорить: «У меня все плохо», «Я не удовлетворен», «Моя работа плохая», начинает все видеть негативно, в черном цвете, считать свою жизнь сложной, тогда даже хорошее станет плохим, а плохое – еще хуже. Нужно научиться славословию, которое строится на благодарении за благодеяния Божии. Для этого необходимо время, чтобы мы могли рассмотреть самих себя, побеседовать с самим собой.

Церковь дает время и место для молитвы, которая является главным деланием человека. Допустим, кто-то не может молиться два часа подряд в храме, но это время можно использовать для того, чтобы исследовать себя. Весь день и всю ночь ты занят разными вещами, особенно в наше время – люди постоянно держат в руках телефон и что-то там делают. Им кажется, что они так отдыхают, но это похоже на непрестанную бомбардировку ума разными вещами, образами, темами, историями. А Церковь дает человеку время помолиться или, если еще нет сил молиться, то заняться своей душой.

Важно находить время для внутреннего диалога: испытывать себя, поучать, советовать. Например, когда мы выходим из себя, можем устроить себе суд. Мы не любим, когда другие это делают, но сами можем осудить себя: «Посмотри, почему ты себя так ведешь? Почему так неприятно разговаривал? Почему так поступил?» И так постепенно исследовать себя, смотреть, что внутри нас происходит. Не для того чтобы мы потеряли надежду и разнервничались, а чтобы исправились, и самое главное, чтобы обернулись к Богу, помолились и попросили бы, чтобы Он помиловал нас, чтобы мы почувствовали надежду на помощь Божию.

Расскажу одну историю. На Святой Горе был молодой монах, который постоянно засыпал в храме. Сложно даже представить, до какой степени его мучила сонливость! Вероятно, что-то со здоровьем было не так. Бедняга, он постоянно боролся со сном, но все равно засыпал. Еще у нас был старец, отец Герасим. Казалось, он не спал никогда, все время молился. И молодой монах как-то подошел к нему, сказал:

– Геронда, что мне делать? Я постоянно сплю в храме, не могу открыть глаз!

– Э, благословенный, и ты из-за этого переживаешь? Спи спокойно. В миру люди принимают таблетки, чтобы заснуть.

– Но я же в храме, геронда…

– Христос плыл в лодке с учениками во время страшной бури и спал. А в церкви – доме Божием, где столько святых, отцы все вместе собраны, и здесь так тепло, – отчего же нам не поспать! Поспим!

Это показывает, как духовные люди относились к разным вещам, случавшимся в жизни, – с добрым помыслом, со свободой и простотой. Они не начинали поддаваться стрессу и умели с пользой принять обстоятельства или свое состояние.

Когда человек начинает воспринимать этот дух благодарности, славословия, начинает беседовать с самим собой, то он меняется – не в форме мечтаний, а в форме добрых мыслей, добрых начинаний, добрых помыслов. Тогда начинает врачеваться и стресс.

Люди перестали плакать. И это тоже вызывает стресс

«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», В. Васнецов, 1896

Причиной многих проблем, на мой взгляд, стало то, что люди почти перестали плакать в наше время. Обычно говорят, что мужчины не плачут, но сейчас и девушки не плачут (могут только поплакать немного наедине с собой, чтобы успокоить нервы). А когда человек не плачет, это вредит его душе, он не выражает своих эмоций и не вкушает великого отдохновения, которое дают слезы.

Но когда же человеку плакать? У нас нет времени на это даже на похоронах! С епископского места я нередко вижу на отпевании толпу людей в черных очках. Наверное, не хотят, чтобы люди видели, как они плачут. Как грустно, что мы не можем себе позволить поплакать даже на похоронах.

Некоторые люди плачут, но плачут от безысходности, а это помрачает и утомляет человека. Это не те слезы, которые исцеляют, когда плачешь и отпускаешь свою боль и постепенно приходит отдохновение.

Святые отцы Церкви, подвижники учат плачу, скорби, огромной ценности слез. Авва Исаак говорит, что духовная жизнь начинается со слез. Когда человек выделяет время на молитву, он постепенно учится плакать на молитве и стяжает благодать Духа Святого.

Как справиться со стрессом? Могут ли помочь психологи и психиатры?

«Портрет Марии и Маргарет Гейнсборо», Томас Гейнсборо, 1758

Поговорим, как с этим стрессом справиться. Прежде всего нужно выстроить свою жизнь правильно, по естественным законам. Упражняться в славословии, благодарении Богу. Будем стараться давать себе время рассмотреть себя, расслабиться, присесть, успокоиться.

Я видел людей прошлого поколения, они имели время, чтобы поплакать, чтобы все обдумать, поразмышлять, побеседовать с самими собой, помолиться. Сегодня у человека день наполнен тысячей разных вещей, но он не находит времени общаться с собой.

Что у нас за общение с родителями, с детьми? Каждый в своем углу, телевизор включен, у каждого телефон в руках. Многие ли супруги имеют время, чтобы общаться друг с другом? Один раз у меня был с собой телефон одного человека. И вот за полчаса пришло 35 сообщений. Я потом спросил того, кто их отправлял: «Ты женатый человек, время – 10 вечера, и ты шлешь другу 35 сообщений за полчаса? Когда ты со своей женой разговариваешь? Или она тем же занимается?» Как тут не начнешь страдать от стресса?

Родители делают очень плохо, когда спешат исполнить все пожелания своих детей. Когда я поехал учиться, мама проводила меня на корабль и ушла. Я приплыл в Пирей, первый раз увидел это место. Мы с ребятами учились, преодолевали сложности, сняли себе дом, купили плиту, столы, холодильник. Это было нормально. А современные родители порой едут за своим сыном в другой город, чтобы снять ему квартиру, а потом приезжают раз в месяц, чтобы купить продукты и наполнить холодильник, а потом еще через месяц, потому что не работает раковина. Это ненормально, если 22-летний парень не знает, как работает умывальник! Дайте своим детям повзрослеть немного, научиться трудностям, естественной жизни, которая имеет сложности, неудачи и разочарования, печали и радости, опасности и все остальное. Если мы будем избегать естественной жизни, терять связь с нашим Богом-Отцом, со святыми Таинствами Церкви, тогда мы навлечем на себя беды.

Психологи и психиатры – это тоже феномен сегодняшнего времени. Раньше не было психологов, и было не так много психиатров. К счастью, сегодня они существуют и помогают миру в той степени, насколько они могут помочь. Это действительно Божие благословение, что можно с помощью лекарств помочь справиться с психиатрическими проблемами. Но все это не лечит душу. Лечит тело, головной мозг, нервные окончания, гормоны, а не душу. Хорошо, когда врач подлечит телесные недуги, а духовник – духовные.

Современный образ жизни, который так далек от Бога, а потому далек и от естественного уклада жизни, привносит тяжесть и стресс, депрессии и многие психические заболевания. Если мы это поймем и постараемся вернуться к Богу, научиться славословить и благодарить Его, находить время для самих себя, для внутреннего диалога, научимся молиться со слезами, тогда начнет сокрушаться стена стресса, которую мы выстроили перед собой.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?