Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Страстная неделя: семь шагов с Богом

Великий пост закончился, начинается Страстная седмица, которая завершится Пасхой. Что происходило со Христом в эти дни? Что происходит в эти дни с нами?

«Моление о чаше». Эль Греко, 1605
«Моление о чаше». Эль Греко, 1605

Страстная седмица – это неделя перед Пасхой. Каждый ее день имеет свою точку соприкосновения с Господом.

Великий понедельник

На Страстной неделе Евангелие читается на каждой службе суточного круга.

Утром мы слышим Евангелие о бесплодной смоковнице (Мф. 21: 18–43), и описанию этого чуда и размышлениям о нем посвящено богослужение всего дня.

Господь утром шел в Иерусалим на проповедь и недалеко от городской стены увидел дерево. Не найдя на нем плодов, Он его проклял, а вечером того же дня, когда Христос с апостолами возвращались той же дорогой, ученики увидели, что дерево совершенно сухое.

Отрывок этот глубоко символичен: по одному из толкований, этой бесплодной смоковнице уподобился еврейский народ, в котором Господь не нашел плодов, которые ожидал найти. Но в более широком смысле история со смоковницей касается всех верующих. Найдет ли в нас Господь те плоды, которых ожидает? Этот вопрос ставится перед каждым слышащим эти слова. 

На вечерней службе в Великий понедельник мы читаем беседу Христа с учениками о том, что ожидает наш мир, о его судьбах и конце. Потому что старое – проходит. А Царство Небесное – вот, совсем рядом! И кто хочет, может принять его. Христос честно перечисляет многие бедствия, которые придут в наш мир. И говорит при этом: «Не бойтесь!».

Также в Великий понедельник поется тропарь «Се Жених грядет в полуночи».

Подробнее читайте здесь.

Великий вторник

Джеймс Тиссо, «Иисус Христос и фарисеи». Акварель из цикла «Жизнь Иисуса» (1886–1894). Бруклинский музей, США
Джеймс Тиссо, «Иисус Христос и фарисеи». Акварель из цикла «Жизнь Иисуса» (1886–1894). Бруклинский музей, США

В Великий вторник вспоминают это событие: в иерусалимском храме Христос обличает местное священство: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» – и так восемь раз! Лицемерная духовная власть напрягается, не нравятся им слова Христа. Заговор против Него уже составлен, и власть уверена, что все предусмотрела.

На вечерней службе Великого вторника звучат очень важные и глубокие притчи о десяти девах и о талантах, о значении которых спорят до сих пор.

О том, почему разумные девы в ожидании жениха не поделились с неразумными маслом, о том, за что на самом деле ругал хозяин слугу, зарывшего в землю свой талант, и том, чему на самом деле учит притча о Страшном суде, читайте здесь.

Великая среда

Джотто, «Иуда получает плату за предательство» (нач. XIV века). Фрагмент
Джотто, «Иуда получает плату за предательство» (нач. XIV века). Фрагмент. Изображение с сайта wikipedia.org

В Великую среду совершилось предательство Иуды: ученик Христа пошел к первосвященникам, хотевшим убить Иисуса, и рассказал, где можно будет ночью схватить Господа, получив за это 30 сребреников.

Но не только Иуда является «героем» этого литургического дня, вместе с ним Церковь вспоминает блудницу, которая помазала миром голову Христа и Его ноги и отерла своими волосами. Они как бы противопоставлены друг другу: любовь – приношение себя Богу и корысть – желание взять у Бога то, что так хочется, даже ценой предательства. Так сопоставляются два вечных мотива сердца человека: любви и верности и предательства. Что победит?

Интересно, что на вечернем богослужении в Великую среду отрывок женщине, которая умастила миром ноги Христа, читается подробно, а предатель Иуда упоминается лишь вскользь. Песнопения Страстной среды описывают грешницу как «жену злосмрадную и оскверненную» (сопоставляя «смрад» блудного греха с благовониями, которые она принесла: благовоние же – постоянный символ бессмертия). В песнопениях преобладают темы горестного покаяния («отчаянная жития ради» – впавшая в отчаяние из-за собственной жизни) и чудесного отпущения греха.

Подробнее читайте здесь.

Великий четверг

Мартин де Вос, «Тайная вечеря», 1560
Мартин де Вос, «Тайная вечеря», 1560

Великий четверг – память Тайной вечери, события, которое происходило ночью с четверга на пятницу в последние земные дни Христа. Весь день Господь проповедовал в Иерусалимском храме, а вечером была пасхальная трапеза с учениками. Там Господь сказал им самое важное.

С той самой вечери христиане и собираются вместе, чтобы благодарить Бога за Его жизнь, отданную на распятие «за жизнь мира». Ко Христу страдающему, умирающему и воскресшему мы и приобщаемся в таинстве Евхаристии. Утром в Великий четверг служится главная литургия года. Считается, что каждый православный христианин должен постараться причаститься на ней.

Вечером этого дня читаются 12 Евангелий Страстям Христовым – о событиях Его взятия под стражу, допросов и распятия.  

Подробнее об этом читайте здесь.

Великая пятница

Уголино ди Нерио, «Несение креста» (1324–1325)
Уголино ди Нерио, «Несение креста» (1324–1325)

Все богослужение Великой пятницы – духовное шествие по Крестному пути вместе со Христом. В древнем Иерусалиме это шествие продолжалось целую ночь. В этот день не служится литургия, а все прочие службы наполнены настоящей скорбью.

Утро пятницы начинают Царские часы – они называются так потому, что, по традиции, на этой службе в Константинополе присутствовал император.  Часы продолжают тему чтений Двенадцати Евангелий. Читаются те же Евангелия, только их уже не двенадцать, а четыре (по количеству часов). Мы еще раз возвращаемся к событиям последнего дня земной жизни Христа.

Затем днем следует великая вечерня с выносом плащаницы. Это – воспоминание о погребении Тела Господа во гробе, точно соответствуя тексту Евангелия по времени: Господь был погребен в пятницу. Вновь читаются отрывки из Евангелия, а в центр храма выносят плащаницу – изображение Христа, лежащего во гробе.

Вечером следует утреня Великой субботы, которую еще называют погребением плащаницы.

Подробнее о каждой из служб Великой пятницы можно узнать здесь.

Великая суббота

Христос в окружении ангельских сил. Плащаница монахинь Евфимии и Евпраксии в ризнице монастыря Путна в Буковине, ок. 1405 г., Румыния
Христос в окружении ангельских сил. Плащаница монахинь Евфимии и Евпраксии в ризнице монастыря Путна в Буковине, ок. 1405 г., Румыния

Великая суббота – это день ожидания. Уже мы знаем – Христос победил смерть и спускается во ад. И там, в этом месте заключения всех когда-либо живших людей послепотопного времени, людей всех вер и народов, страдающих в своих Аидах, Шеолах, Паталах, Господь спрашивает: хотите ли быть свободными и со Христом? И, по некоторым отеческим мнениям, среди подготовленных проповедью Иоанна Крестителя обитателей ада не осталось ни одного не захотевшего.

Великая суббота – это день, когда Господь телом пребывал во гробе, поэтому ее еще называют днем покоя, сравнивая с седьмым, субботним днем, когда Бог-Отец отдыхал после шести дней творения.

Утром в Великую субботу служится литургия, которая ранее традиционно происходила вечером и плавно перетекала в праздничную – Пасхальную литургию. На этой литургии крестили оглашенных, которые готовились к важному событию весь пост. Именно в честь них до сих пор звучит песнопение «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся», а священники меняют облачения с темных на светлые, чтобы вскоре переодеться уже в красные ризы.

Также в Великую субботу происходит освящение яиц и куличей. Но это не главное. Главное – ожидание, потому что на самом деле никто не знает, в какой момент Христос воскрес. Но мы ждем этого каждую минуту.

Подробнее о Великой субботе читайте здесь.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?