14-18 мая 2008 года в Центральном Доме Художника в рамках 12 Международной художественной выставки «Арт-Москва» был представлен «Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой. Узнать, как интерпретирована Благая Весть ведущими мастерами современного искусства в России, отправилась наш корреспондент Алиса Орлова.
Майская «Арт-Москва» — мероприятие шумное и яркое, экспозицию сопровождали многочисленные перформансы и зрители становились участниками праздника. Особенно дети – а многие были с детьми: некоторые экспонаты разрешалось не только рассмотреть, но и потрогать, а еще можно было поваляться на ярких мягких подушках, посмотреть мультфильм, восхититься футуристическими движущимися фигурами, голографическими изображениями и другими чудесами — живописными и техническими.
И только на одной экспозиции не было ни чудес, ни радости. По этим залам посетители ходили в молчании. «Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой занял в ЦДХ шесть выставочных залов — большую часть третьего этажа.
Гигантские многометровые постеры в черно-коричневой гамме выглядели впечатляюще. 27 огромных принтов-полотен — картинки из теленовостей подписаны евангельскими цитатами, и пояснительный текст. Например, такой: «Футболисты Фредерик Кануте и Серджио Паоло Барбоса после пенальти забитого Кануте в финале матча кубка Испании» 2007
«Американская баскетбольная команда после победы над командой Венисуэллы», Невада август 2007.
«Американскому солдату оказывают врачебную помощь, Багдад август 2007».
«Иранская женщина пытается объяснить солдату, что она не связана с нелегальными продавцами топлива».
«Приглашенные на свадьбу в период массовых бракосочетаний в Багдаде проходят через военный контрольный пункт».
Связь картинок с евангельским текстом не внутренняя, а чисто внешняя. Зрителю предоставляется самому судить, какая связь между предателем Иудой и «Хусейном Кавусифаром, приговоренным к повешенью вместе со своим старшим братом за убийство судьи Хассия Мокаддиса, отправившего в тюрьму многих диссидентов».
Далеко не все новости, плохие: вот «Пэрис Хилтон прибывает на благотворительную церемонию в Пальма де Майорка», испанский футболист забил трехтысячный для своей команды мяч, мать вывела сына из Бесланского ада, «гопник» улыбаясь во весь рот, красуется в своей кепке, продавцу после долгого запрета разрешили продавать птиц, вот у него белый голубь в руках, девочка с увлечением смотрит спортивный матч, женщины идут на свадьбу… почему же так мрачна картинка? Неужели сегодняшний мир безрадостней того мира, где первых христиан скармливали львам? В мире «Евангельского проекта», в мире черных постеров, Бога нет. Он умер, и не воскрес, превратился в статую из разрушенной землетрясением церкви.
Подмена тезиса
В начале экспозиции посетители могли ознакомиться со статьей Бориса Гройса, из которой можно было узнать удивительные вещи: «… главная новость, которую Евангелие сообщило миру, и которая породила современные средства массовой информации, – это новость о природе самой новости. А именно: это новость о том, что только плохая новость – хорошая новость».
Еще одна цитата: «… слово Евангелие обозначает «благая весть», или, если выражаться более современно, «хорошая новость». В этом смысле Евангелие можно считать прообразом современных медиа: Евангелие было прессой и телевидением своего времени – средством распространения сообщений о сенсационных событиях, происходивших в тогдашней Палестине. Именно с Евангелия начинается все то, что характеризует также культуру нашего времени: культ нового, требование следить за новостями, чтобы не пропустить знамения и предвещания грядущих событий, призыв отбросить старое и следовать духу времени, господство моды и дизайна, глобализация, ориентация на медиальных звезд (в виде апостолов и мучеников, прилюдно страдавших на аренах, услужливо предоставленных им для этой цели римлянами) и т.д.».
Матфей 27,5. «И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился»
Этот прием в риторике называется подмена тезиса. Евангелие никогда не было «телевидением» своего времени. Главное в «событиях происходившие в Палестине» две тысячи с лишним лет назад является их актуальность для каждого из нас, а о начале апокалипсиса те, кому доведется жить в те времена, узнают явно не из новостей.
Этот проект некоторые СМИ назвали «одним из главных событий нынешнего художественного сезона». А мои личные ощущения, пожалуй, лучше всего передает фраза, которую записал в своем Интернет-дневнике один из блоггеров «Фотографии гопников и мусульман с подписями из Евангелия. Остались не очень приятные ощущения». В разноцветных залах «Арт-Москвы», «Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой был самым мрачным и унылым местом. Там не было ни чуда, ни радости, ни любви, а ведь именно эти слова точнее всего передают суть Евангелия. Может быть, причина в том, что авторы листали Евангелие только в поисках цитат?
Пути Господни неисповедимы. К вере (и к радости!) людей приводят самые разные вещи.
Многие далекие от христианства люди говорили, что выставка произвела на них серьезное впечатление, заставила о чем-то задуматься. Дай Бог, если так.
Только благая весть, та самая «главная новость», которую Евангелие сообщило миру, вообще-то состоит в том, что преданный и распятый Христос воскрес, чтобы даровать нам жизнь вечную, а Его ученики основали Церковь, через которую к радости можем приобщиться и мы. Мне показалось, что авторы и кураторы проекта имеют весьма смутное представление о том, во что верят христиане и представляют себе веру, как служение некой отвлеченной идее, хотя «Символ веры» можно без труда разыскать в любом молитвослове.