Что такое частный дом престарелых
Открыть в России пансионат для пожилых людей со светлыми комнатами, большими садовыми территориями и красиво обставленной гостиной для раскладывания пасьянсов по вечерам (как показывают в иностранных фильмах) не так просто. Во всяком случае, если следовать букве закона.
Чтобы законным образом открыть дом престарелых, необходимо, прежде всего, зарегистрировать юридическое лицо в налоговом органе. Этот этап, как правило, никого не смущает и дается легко. Дальше же начинаются испытания: добросовестные бизнесмены должны в соответствии с указанным типом учреждения (по предоставлению социальных услуг) привести здание в соответствие с определенными стандартами: это касается и требований пожарной безопасности, и санитарных норм.
В случае если предприниматель хочет получать поддержку из госбюджета (порядка 60 тысяч рублей на человека в месяц на территории Москвы) и принимать в стенах своего дома престарелых людей из социальной государственной очереди, ему необходимо войти в реестр департамента социальной защиты. Полномочия по формированию подобного реестра федеральными органами государственной власти в сфере социального обслуживания утверждены Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Медицинские услуги только по лицензии
Если же в доме престарелых будут оказывать медицинские услуги, необходимо наличие соответствующей лицензии министерства здравоохранения. «И стоит отметить: если в частном доме престарелых есть штат медсестер или, например, проводятся занятия по лечебной физкультуре, это уже является предоставлением медицинских услуг», – подчеркнула в интервью «Милосердию» заместитель председателя правления НП «Мир старшего поколения» Анна Хотинская.
По ее словам, на данный момент некоммерческое партнерство активно занимается разработкой стандартов, которые помогут контролировать работу частных пансионатов для пожилых людей на территории РФ. Уже сейчас ассоциация «Мир старшего поколения» (единственная в стране, если не считать питерское не слишком активно работающее некоммерческое партнерство «Объединение компаний индустрии услуг старшему поколению») проводит ежегодную проверку частных домов престарелых. Пока под нее попадают только в добровольном порядке те учреждения, которые не боятся быть аттестованными и хотят продемонстрировать клиентам все сильные стороны: по итогам проверки можно максимально объективно судить о состоянии оцененного дома престарелых и уже с учетом этих данных принимать решение о том, где разместить родственника.
«На государственном уровне проверки частных домов престарелых в России не проводятся, да и специальная лицензия для организации подобного рода социального бизнеса не нужна», – подчеркивает генеральный директор компании Senior Group Алексей Сиднев. И именно в этом, по его мнению, и кроется корень зла: многие «бизнесмены» сейчас открывают центры для пожилых людей, надеясь быстро заработать много денег на несоответствующих европейским стандартам домах престарелых.
Если забить в поисковую строку словосочетание «дом престарелых», одна из первых «подсказок» будет: «Как открыть дом престарелых. Бизнес-план». И судя по количеству советов, подобные стратегии пользуются популярностью. Более того, можно купить франшизу по открытию такого дома. Вместе с франшизой дается «сайт открытка», который как раз и заманивает клиентов. Суть бизнеса не обслуживание бабушек, а загрузка простаивающих коттеджей.
Пока государство ставит пожилых людей в очереди на обслуживание в государственные пенсионные учреждения, родственники стариков ищут коммерческие дома престарелых, где за их родителями будут ухаживать денно и нощно. И с каждым годом число запросов на подобные услуги растет: ведь все больше молодых людей уезжают из родных городов, оставляя родителей.
Сколько стоит
Вопрос номер один, который встает перед молодыми людьми, находящимися в поиске дома престарелых для родственников, – материальный. Википедия просвещает: «Стоимость пакета услуг в подобных пансионатах составляет порядка 80000-150000 руб. в месяц». Такие расценки подтверждает и Алексей Сиднев. По его словам, если дом престарелых функционирует по закону и на совесть, дешевле 50 тысяч рублей в месяц он стоить просто не может.
Однако платить такие деньги под силу, мягко говоря, не многим. И для тех, у кого бюджет на «бабушку» скромнее, есть альтернативные варианты: небольшие частные дома престарелых, где обслуживание в месяц может обойтись в 30 тысяч рублей (в Подмосковье).
История начинается с ложных медсестер
Изучая предложения на этом рынке услуг, сотрудники «Милосердия» наткнулись на описание «православного Пансионата имени Архангела Михаила». Внимание на сайте этого заведения привлекало буквально все, но прежде всего в глаза бросилась фотография координатора программы «Сиделки» (благотворительный проект Православной службы помощи «Милосердие») Алены Давыдовой. К вышеуказанному пансионату Алена не имеет никакого отношения, однако на сайте учреждения почему-то значится как сиделка под именем Луковкина Лариса Ивановна.
Чтобы выяснить, как снимок попал на сайт пансионата, репортеры портала «Милосердие» отправились в деревню Шаганино, где и распложен дом престарелых. «Прекрасно обустроенные комнаты с наличием новой современной мебели, свежий ремонт и грамотно подобранные предметы и цветовые гаммы интерьера – все это превратит пребывание у нас в настоящую сказку», – обещал сайт пансионата.
Православие и психотерапия
В Пансионате имени св. Архангела Михаила, расположенном в современном коттеджном поселке в деревне Шаганино, нас встретила директор заведения – Мыльникова Наталья Юрьевна. Именно ее биография – единственная кликабельная по кнопке «Подробнее» на сайте пансионата в разделе «Сотрудники». И приведенный на страничке список ее заслуг впечатляет: «Наталия Юрьевна Мыльникова – московский православный психиатр, психотерапевт, клинический психолог, онкопсихолог, кандидат психологических наук, доцент, член Российской ассоциации паллиативной медицины».
Изображение с сайта podmoskovie.info
Также на сайте написано следующее: «Ею основан Гельштальт подход в консультировании, фото- и библиотерапия, системной семейной терапии, психоматики, тренер по развитию навыков работы в группе. Автор многих психотерапевтических подходов в психотерапии».
То, что слово гештальт написано неверно, конечно, мелочи, по сравнению с самой попыткой присвоить себе лавры Фредерика Перлза. Познакомиться с человеком, который не побоялся приписать себе такие достижения, было очень любопытно. И, как и следовало ожидать, недостоверная информация на сайте – это было только начало.
На вопросы о работе пансионата Наталья Юрьевна отвечала с воодушевлением и как будто даже с гордостью: «Такого места вы нигде не найдете, ведь у нас не просто пансионат, у нас есть медицинские работники. Я – психиатр, и нахожусь здесь 24 часа в сутки. В будние дни с 8 утра и до 15 дня здесь работают кардиолог и терапевт, а в течение дня и ночи ежедневно дежурят пять медсестер».
Картина, исходя из описания, складывалась довольно радужная. Однако насчитать пятерых медсестер нам так и не удалось, а в разговоре с одной из сотрудниц пансионата, выяснилось, что за пожилыми людьми ухаживают, как правило, три человека. Действительно ли они имеют медицинское образование – осталось загадкой. На просьбу показать лицензию Минздрава или дипломы сотрудников Мыльникова ответила отказом. Доказательств своей компетенции как врача она также не предоставила.
В холле пансионата – просторном и чистом – сидели и молча смотрели телевизор две старушки. На втором этаже, куда нас проводила «на экскурсию» Наталья Юрьевна, мы увидели несколько комнат: в каждой из них – от двух до шести кроватей. Стоит отметить, что там, где спальных мест шесть, явно не выполняется санитарная норма: не меньше 6 кв. м на человека. Наличие более, чем 3 человек в комнате, отсутствие санузла в комнате просто не гуманно. Мировые нормы – от 12 кв. м на человека, размещение всегда по одному человек в комнате, в исключительных случаях по двое. Увидеть стоящие впритык друг к другу кровати и лежащих на них в молчании, отвернувшихся к стенке старых людей было жутковато.
На третий этаж нам пройти не разрешили, сославшись на то, что там лежат тяжелые онкобольные. Позже, уже стоя на улице, мы с грустью отметили, что окон у третьего этажа с фасада нет.
Расписывая преимущества пансионата, Наталья Юрьевна отметила, что в течение дня здесь проводятся занятия с пожилыми людьми, в частности, сама Мыльникова ведет психотерапевтические группы. Под этим, пояснила директор учреждения, она подразумевает занятия с песком.
Рассказывая, почему пансионату было присвоено название святого Архангела Михаила, «московский православный психиатр» (так она называется на сайте) Наталья Юрьевна отметила, что рядом находится Михайловская церковь и выбор имени состоялся по благословению батюшки. Также Мыльникова отметила, что в пансионат регулярно приходит батюшка: побеседовать и исповедовать подопечных. Мы спросили в ближайшем храме Архангела Михаила в Станиславле, выяснилось, что никто оттуда в пансионат не ходит.
На вопрос, что за фотографии размещены на сайте пансионата в разделе «Сотрудники», женщина смело заявила, что это фото ее работников, которые сейчас все находятся в отпуске. Когда же мы показали открытый на телефоне сайт пансиона «медсестре» учреждения, она ответила, что людей этих не знает и с ними не работала (оно и неудивительно, так как все фотографии «подставные», а кнопка «подробнее» под подписями к изображениям просто не работает).
Цены на уход в Пансионате святого Архангела Михаила варьируются от 1200 до 4500 рублей в сутки, в зависимости от состояния пожилого человека.
На сайте пансионата написано, что Мыльникова Наталья Юрьевна «обучалась в клинической ординатуре, аспирантуре, защитила кандидатскую диссертацию… руководит патронажной службой».
В результате поиска других упоминаний о госпоже Мыльниковой в интернете мы наткнулись на сайт «Патронаж сервис». На этой странице размещена фотография Натальи Юрьевны и ее рекомендации по выбору сиделок для пожилых людей. На сайте она представлена как «клинический психолог, доцент, руководитель патронажной службы «Патронаж сервис»».
Чтобы выяснить, что это за сервис, и есть ли все-таки у госпожи Мыльниковой медицинское образование (клиническая психология – это раздел психологии, а не психиатрии), мы позвонили по указанному на сайте номеру. Трубку подняла… Мыльникова Наталья Юрьевна: «Здравствуйте, Пансионат святого Архангела Михаила», – сказала она. Круг замкнулся.
Между тем на сайте «пансионата» рекламируются скидка на день без забот о пожилом родственнике. Скидка на его жизнь в коттедже, где непонятно, что происходит, когда закрываются двери за посетителями. Скидка на размещение в пансионате, где обещают медицинский уход за пенсионерами, развлечение и комфорт, и все это без специальных лицензий, в комнате размером около 20 кв. м на шесть человек. Скидку на уход «профессионалов», которые пишут о себе небылицы в интернете и размещают чужие фотографии в разделе «сотрудники нашего пансиона».