Православный портал о благотворительности

Страна глухих

У нее был забавный выговор, но его вполне можно было списать на девичью экстравагантность, еще всегда пристально смотрела на собеседника. Если хотела поговорить, проводили рукой перед глазами или щелкали пальцами, привлекая внимание. На самом деле это очень легко — общаться с другим человеком. Если знаешь как. Материал из журнала «Русский репортер»

Единственный профессиональный театр глухих есть в Швеции. Один из актеров — русский, учился в Петербурге. Существует театр с 70-х годов: сначала была студия, потом министр культуры сделал его частью знаменитого шведского Riksteatern. Хотя, казалось бы, зачем государству крохотный театрик из семи человек?

Приехала я на Бергмановский фестиваль в Стокгольм. В программе мировые звезды: Патрис Шеро, Хейнер Геббельс, Кейт Бланшетт. И вдруг спрашивают: «А не хотите ли посмотреть театр глухих?»
Tyst Teater — в переводе «Театр тишины». Там играют в тишине. Ну, могут для слышащих музыку поставить, чтобы тем не было неуютно. А сами глухие танцуют под вибрации. Есть, правда, сурдопереводчик, который все это озвучивает.

Объясняют, что лучше всего, когда в зрительном зале половина глухих, а половина слышащих, — всем полезно. Первые понимают, что их театр нужен не только им. Вторые — что в искусстве все равны. И что границы между мирами нет, если только ты ее сам не возведешь.

<">Они играют Шекспира, Мольера, Чехова, Беккета, Стриндберга. Они были с гастролями в Австрии, Южной Корее, Аргентине, Норвегии, Дании, Уганде, Самаре. Их русский коллега, Алексей Светлов, научил их русскому языку глухих, потому что осенью они приедут на фестиваль «Гаврош» в Москву.

У актера Йиану Ианку дуэт с актером Манне Клинтбергом, обычным слышащим человеком. Они делают потрясающие детские спектакли, наряжаясь братом и сестрой Гримм: говорящий озвучивает глухого, и дети даже не подозревают, что дяденька не слышит. Им просто смешно и интересно.

Манне — типичный белый клоун, грустноватый, трогательный. Когда напарник, Йиану, начинает горячиться, берет его за плечо. Спрашиваю Манне:
— А вам-то зачем театр глухих?
— Понимаете, у меня дочь глухая.
И показал фотографию актрисы, красивой девушки с красным клоунским носом.

В Швеции родители по закону должны знать язык глухих, даже если их ребенок носит имплант и слышит. Язык глухих даже входит в число государственных языков. Образование в Швеции бесплатное, для глухих есть два университета — в Стокгольме и Оребро, есть спецшколы и гимназии. «В Швеции хорошо быть глухим!» — смеется Йиану.


Глухие и слышащие дети вместе исполняют песню

В Швеции вообще к инвалидам особое отношение: если в здании нет пандуса или в музее — лифта, можно штраф с государства взыскать. Только в королевском дворце лифт нельзя устроить — историческая конструкция не позволяет. За что шведы очень извиняются. Инвалидов можно встретить везде — в аэропортах, где их окружают заботой специальные сотрудники, в музеях, в кафе. Они живут такой же жизнью, как и все мы. А ведь человеку порой достаточно нюансов, чтобы чувствовать себя убогим и жалким.

Одна моя подруга никогда не говорила, что она практически глухая. У нее, правда, был забавный выговор, но его вполне можно было списать на девичью экстравагантность. Ну, еще всегда пристально смотрела на собеседника. Немножко суетилась: «А? что?» Но никто и не подозревал, какая постоянная внутренняя работа шла в человеке.

Она много общалась, везде хотела успеть. Выстроила свою жизнь так, чтобы никто ее не жалел. Училась в институте, никому не открываясь. Но однажды поздно вечером ловила такси — остановилась машина, водитель сказал что-то, чего она в темноте по губам не считала, и он привез ее вместо дома в какую-то глухомань и, расстегнув штаны, сказал: «Ну, давай». А она-то не поняла, что, притормозив, он договаривался с ней о цене. Хорошо — вырвалась, убежала. Конечно, это могло случиться с кем угодно, даже с человеком, у которого абсолютный слух. Но с ней все получилось как-то особенно показательно: оказывается, не все можно учесть и подчинить себе, даже если у тебя колоссальная воля.

Однажды я долго, опухнув от крика, орала ей в спину, стоя рядом, а она и ухом не вела. Потом повернулась с улыбочкой. И тут меня как обухом ударило. Я спросила: «Почему?» Она ответила: «Не хочу, чтобы ко мне относились как к инвалиду».

Актеры Tyst Teater, выходя, здоровались со слышащими актерами Riksteatern. Никто никому в спину не кричал: подходили, если хотели поговорить, проводили рукой перед глазами или щелкали пальцами, привлекая внимание. На самом деле это очень легко — общаться с другим человеком. Если знаешь как.

Саша ДЕНИСОВА
Фото Ирины РЕДЬКО

См. также: Году равных возможностей посвящается

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version