Последнее время в социальных сетях участились обсуждения нового телефонного обмана, на сей раз совсем уж циничного: неизвестные мошенники по телефону объявляют человеку, что у того смертельное заболевание. Испуганные люди готовы отдать все свои сбережения за чудодейственные лекарства или «немедленную, у хорошего врача», операцию. Чаще всего на такой обман попадаются пожилые люди. Медики и юристы предупреждают: по телефону диагнозы не объявляются! Верить таким звонкам ни в коем случае нельзя.
«Сейчас с вами будет говорить самый лучший врач!»
Ольга Попова-Качелкина, руководитель оргкомитета конференции «Социальный маркетинг», рассказывает корреспонденту «Милосердия.ru» о том, как преступникам чуть было не поверила ее бабушка. «Неизвестные по телефону объявили бабушке, что анализы, которые она сдавала, показали рак, и нужно срочно ложиться на операцию». Бабушка Ольги действительно сдавала анализы незадолго перед этим звонком, но они никак не были связаны с онкологией. «Моя бабушка биолог и химик, закончила химфак МГУ, и немножко в теме. И все равно она первый раз немного перепугалась, ей все же 80 лет. Но потом она уже не так панически реагировала», – замечает Ольга. У пожилой москвички, живущей, кстати говоря, в центре столицы, вымогали за «лечение» 600 тысяч рублей. Не исключено, что обманщики (помимо всего прочего) таким образом «прощупывают» жителей Центрального округа, владельцев дорогого жилья. Ольга говорит, что на телефонные номера Центрального округа самые различные мошеннические звонки поступают особенно часто. Из последних – был звонок о выигрыше в10 миллионов рублей. «Мошенники сообщали, что нужно срочно забрать выигрыш, иначе он достанется другому, и так далее». Возможно, эти звонки никак не связаны друг с другом, но, может быть, вымогатели пользуются одинаковыми базами московских абонентов. «То, что они используют доверчивость стариков, – просто подло!» – считает Ольга.
Но и в других московских районах пожилые горожане становятся объектом внимания преступников. Вот что рассказывает Наталия Лескова, главный редактор журнала «Культура и время», научный журналист: «У моей свекрови обнаружили затемнение в легких. Она встала на учет к районному онкологу по рекомендации врача, чтобы следить за ситуацией. Никакого диагноза ей не ставили». Через какое-то время раздается телефонный звонок. Звонок был на домашний телефон, к моей свекрови, Клавдии Михайловне, обратились по имени-отчеству. Некие люди представились онкологами из диспансера. «У вас обнаружен рак легких в третьей стадии», – заявили звонящие. Они сообщили, что помочь ей могут только альтернативные высокоэффективные лекарства, стоимостью около 50 тысяч. Звонившие пояснили, что обычное лечение не подойдет, потому что пожилой возраст, гипертония – и поэтому нужно потратиться на платное лечение.
«Причем они спросили о льготах, узнали, что она ветеран и труженик тыла, и заявили: прекрасно, вам повезло, сегодня 30-процентная скидка».
«Но Клавдия Михайловна позвонила своему сыну, моему мужу. Он велел ничего не предпринимать. Мы перезвонили в диспансер. Там, конечно, сказали, что от них звонить не могли. Кстати, диагноз так и не подтвердился. И никакой онкологии у Клавдии Михайловны не обнаружили».
Похожая история была с мамой Натальи. «Моя мама – инвалид по зрению, должна была ложиться на операцию по замене хрусталика. Ее консультировала профессор Рябцева, и посоветовала сделать операцию. У нее глаукома и катаракта, а еще дистрофия сетчатки – сложный диагноз». Людмила Ивановна уже готовилась к операции, когда буквально за три дня до больницы ей позвонили «врачи из МОНИКИ». «Вам нельзя ложиться на операцию, очень опасно при вашем диагнозе, вы ослепнете! А у нас есть альтернативные лекарства на горных травах. Давайте мы вам их привезем, курьер доставит», – заявили «врачи».
«Они очень хорошие психологи, думаю, не обходится и без НЛП, – замечает Наталья Лескова. – Мама моя преподаватель вуза, кандидат наук, образованный человек, но они ее так обработали, что она была готова отказаться от операции и заплатить за «новое лечение»». К Людмиле Ивановне уже ехал курьер – только в последний момент женщина все же позвонила Наталье. «Я перезвонила по телефону этим людям и сказала: хорошо, приезжайте, я вас буду ждать. С милицией. Они, узнав, что я дочь, заявили: «Мы с родственниками не разговариваем, общаемся только с пациентами». В итоге они бросили трубку, и больше этот номер не отвечал. Потом профессор Алла Рябцева, которой я рассказала эту историю, заметила, что подобные истории ей известны, и другие клиенты тоже жаловались на подобные звонки», – говорит Наталья.
Мама москвича Алексея Степанова тоже в процессе разговора с подобными мошенниками сообразила, что «дело нечисто». Причем проявила себя как настоящий Шерлок Холмс. «У моей мамы (сейчас ей уже 81 год), в 2010 году была онкологическая операция, и она теперь достаточно регулярно сдает разные анализы, проходит обследования, – рассказал нам Алексей. – И после очередных ее обращений к врачу раздался звонок.Причем все было обставлено серьезно: с переключением с одного человека на другого, с музыкой-ожиданием… Сначала женский голос сообщил, что «это из вашей поликлиники, у вас серьезная проблема в последних анализах, сейчас мы вас соединим с лечащим врачом». Дальше звучала музыка, а потом маму соединили с «мужским голосом». Тот, в свою очередь, сообщил, что надо срочно начать лечение, пока все обнаружилось на ранней стадии. И есть две возможности: курс отечественного препарата стоит 300 тысяч рублей, курс аналогичного импортного – 600 тысяч»
Однако мама Алексея уже была знатоком подобных «телефонных шуток». Как-то ее подруге позвонил «сын» из милиции и просил привезти денег: его якобы заподозрили в убийстве. Уже на полдороге женщину все же уговорили позвонить сыну, и тот, конечно, сказал, что у него все в порядке. Этот случай запомнился. Кроме того, подозрение вызвала маленькая деталь. «Женский голос сказал маме, что у них есть уникальная возможность соединить ее с самым лучшим врачом. А этот «самый лучший врач» сказал, что у него полно времени и он готов ждать на линии сколько угодно», – говорит Алексей.
Действия мамы Алексея мы считаем образцом мудрого поведения. Женщина ответила звонящим: «Не вешайте трубку, подождите, пожалуйста, я хочу найти свои сберкнижки и посмотреть, сколько там денег». «Самый лучший врач» сказал, что, конечно, он подождет. А мама тут же отправилась к соседке звонить в полицию. Более того, женщина намеренно воспользовалась соседкиным домашним телефоном, а не своим мобильным, решив, что мошенники могут прослушивать ее сотовый телефон.
Но вот тут начинается самая печальная часть рассказа. Полицейские ничем не помогли. Представители правоохранительных органов заявили, что определить звонок на линии очень сложно, что нужно использовать дорогостоящее оборудование, хотя, считает Алексей, на самом деле достаточно сделать запрос в МГТС.
Женщина вернулась и сообщила мошенникам, висевшим на проводе, что, к сожалению, на сберкнижках такой суммы нет. Но она посоветуется со своими детьми и непременно перезвонит. Больше таких странных звонков не поступало. «Вообще, все это произошло достаточно скоро после введения ЕМИАС в Москве, когда поставили терминалы в поликлиниках, и появилась электронная запись. И незадолго до этого звонка мама как раз сдала какие-то очередные анализы. Я даже подумал, что мошенники имеют какой-то доступ к базе данных, хотя, возможно, это было и совпадение», – говорит Алексей.
По телефону – никаких диагнозов!
Многие отмечают, что вмешательство родственников в ситуацию часто единственный способ спасения жертвы от мошенников. А вот источником «слива информации» часто называют медицинские учреждения – мол, оттуда преступники и берут данные, кто сдавал анализы и ходил к врачам. Пользуясь информацией, звонят пациентам поликлиник и запугивают их.
Однако врачи справедливо отмечают, что даже закон запрещает передавать такие сведения третьим лицам. «В соответствии с законом о соблюдении врачебной тайны, ни один врач по телефону не дает никаких не то, что диагнозов, но и разъяснений состояния. Все только в личной беседе. Обычно сообщаются сведения только формального характера: допустим, в каком отделении находится больной, и в каком он состоянии. А в психиатрии не дают даже комментарии и по состоянию, все только в личной беседе и только близким родным», – напоминает Любовь Фролова, врач, работавшая в одной из столичных поликлиник. Она сталкивалась с подобными жалобами пациентов.
Да, в поликлинике могут сообщить о результатах анализов и по телефону, но там участковый терапевт настолько хорошо знает голос и интонацию своих пациентов и их родных, что ошибок не бывает. «И уже точно никто не будет предлагать по телефону дорогостоящего лечения. В нашей поликлинике мы всем пожилым пациентам давали указания, как поступать при получении таких звонков, – рассказывает Любовь Фролова. – Большая часть перезванивала или секретарю главного врача, или заведующему, или самому врачу. Всем мы говорили исключительно правду: что это работают телефонные мошенники, и если позвонят и скажут, что сданные в поликлинике анализы плохие и необходимо срочно пройти обследование, или купить какое-то лекарство, то нужно сразу перезванивать в поликлинику». Как говорит наша собеседница, все работники на телефоне от регистратора до секретаря знали ситуацию и могли успокоить пациентов, а на следующий день их принимал участковый врач.
Но все же, действительно, у мошенников были сведения о том, какие анализы сдавали больные в последние дни. Любовь Фролова, как и Алексей, подозревает, что подобные мошенничества родились при появлении единой медицинской информационной системы, или же преступники используют сведения служб, которые заносят в свою систему данные для страховых компаний. Но все это только подозрения.
«Я работаю в поликлинике, в регистратуре, и пациенты не раз жаловались нам на такие звонки, – рассказывает сотрудница другого столичного медучреждения. – Но мы им объясняли, предупреждали, что это мошенники. Через какое-то время я решила записывать номера телефонов пострадавших от таких мошенников. Мы подумали, мало ли, пригодится, может быть, в случае расследования. Но когда мы стали создавать такой список, звонки прекратились».
Не поддаваться панике
Медики также замечают, что часто жертвы мошенников поддаются панике, вместо того чтобы трезво оценить ситуацию. Они забывают даже, что, к примеру, могли вовсе не сдавать анализы на онкологию, и откуда бы тогда взяться страшному диагнозу? А даже если и сдавали, то при плохом анализе врачи всегда советуют пересдать его, а уж потом делают выводы – и конечно, не по телефону.
Да и в лоб заявлять «у вас рак» ни один уважающий себя врач не будет, онкология бывает разной, ставить диагноз «рак» не совсем профессионально. И главное: по простым анализам крови нельзя определить наличие онкологического заболевания. «Есть еще онкомаркеры, но и они не информативны, просто необходимо расширить обследования или направить к онкологу. Только совокупность различных результатов, например повышение онкомаркеров, определенные изменения в общем анализе крови, подтвержденные инструментальными исследованиями, например УЗИ, рентгенография, КТ, могут говорить о заболевании, – напоминает Любовь Фролова. А окончательно подтвердить вид опухоли может биопсия. Ведь сама опухоль может быть и доброкачественной. Врач только после всех процедур может произнести слово «рак», а до этого будет диагноз будет иметь другие синонимы».
Фото с сайта novayagazeta-ug.ru
А почему мошенники требуют деньги за лечение? Ведь формально такое лечение бесплатно? Но на некоторые обследования, действительно, надо записываться и ждать месяц-два, а в платной клинике, или по платным услугам их можно пройти сразу. Ну а бесплатное лекарственное обеспечение – это вообще слезы. Закупают нужные лекарства не сами медучреждения, они спускаются сверху. А закупаются в основном дешевые аналоги. «В онкологии это препараты для химиотерапии, переносимость их крайне тяжелая. А импортные оригинальные препараты – только за деньги. Одна ампула может стоить несколько тысяч долларов, а курс – от нескольких дней до пары недель. Курсов может быть тоже много. И это минуя оперативное лечение», – отмечает Любовь Фролова. Поэтому, конечно, предложение преступников «срочно пролечиться, но за деньги» объяснимо. Мошенники «давят на психику», сначала пугая, а потом тут же обещая»скорое исцеление». Часто намекая, что такое срочное платное лечение смогут пробить «в обход бесплатного». Но тут важно опять же помнить: вам еще не поставлен диагноз! Так что не нужно поддаваться «разводу».
Цель мошенников – беспомощные пожилые люди
Владимир Каверин, эксперт в области медицинского права, отмечает, что чаще всего жертвами таких мошенников становятся престарелые люди. «Манипулируя сознанием человека в возрасте через запугивание, преступники вызывают у него состояние тревоги, паники, растерянности, склоняют и принуждают его к совершению срочных действий – передаче денег за лекарства или срочную операцию. При этом, периодически, лают установки «конфиденциальности», требуют не информировать родственников, а то «те расстроятся», рекомендуют «не говорить ничего в поликлинике», мотивируя это особыми договоренностями с руководством медучреждения – якобы «чтобы никого не подвести»».
И это понятно, считает Владимир. Цель мошенников – беспомощные люди. После 70 лет в силу возраста, сосудистых заболеваний, у человека нарушаются возможности анализа и прогноза. «Они могут быть не способны критически оценивать ситуацию. И не могут сопротивляться психологическому давлению. Они могут быть так запуганы, или так верить мошенникам, что, несмотря ни на что, исполняют их указания. У нас был случай, когда бабушке отказали в Сбербанке в переводе средств на сомнительный счет. Она отправилась в другое отделение банка, и оттуда все же выслала деньги мошенникам», – говорит Владимир.
Замкнутый круг возникает еще и в вопросе банковского обслуживания таких слоев населения. Центробанк дает банкам разъяснения о том, что операционист при переводе денег должен спросить у пожилого клиента, кому тот переводит деньги – родственник ли ему этот человек. Или рекомендовать прийти в банк с родственниками, чтобы те помогли осуществить перевод. «Но или банковские сотрудники не всегда следуют таким инструкциям, или пенсионеры, «обработанные» мошенниками, все равно переводят деньги на указанный расчетный счет», – поясняет эксперт. По мнению нашего собеседника, нужно законодательно защитить беспомощных пожилых граждан в подобной ситуации. Продумать возможность присутствия третьих лиц, допустим, представителей органов соцзащиты, при подобных денежных расчетах, переводах. «Мы сейчас пытаемся проработать с законодателями эту ситуацию», – говорит Владимир Каверин.
«На зоне мошенники изучают психологическую литературу»
Сотрудник правоохранительных органов рассказал корреспонденту «Милосердия.ru», что схема телефонных мошенничеств применяется обычно стандартная. Меняются только «темы телефонных бесед». «Эти мошенники, стоит отметить, очень хорошо знают психологию. Мы даже во время обысков находили у них в квартирах книги по психологии. Удивляться нечему – ведь обычно занимаются подобным способом «зарабатывания денег» заключенные – или же те, кто недавно вышел из зоны. Они не могут найти работу, или же не хотят, и такой способ заработка вполне удобен и несложен. Так вот, на зоне чем еще заниматься, как не читать книги? И они не теряют времени зря – они читают нужную, специальную литературу. Мы даже выясняли, что эти мошенники специально изучали психологию сотрудников правоохранительных органов».
По мнению представителя полиции, мошенники в самых крайних случаях берут информацию в медицинских учреждениях. Конечно, тут действует человеческий фактор и совсем исключать подобные варианты не стоит. «Но в целом они работают наугад. Ведь 99 процентов пенсионеров ходят по врачам. Бесконечно сдают анализы, проверяются, получают рецепты на бесплатные лекарства. Они – постоянные клиенты поликлиник». Так что мошенники, обзванивая таких «клиентов», в любом случае поймают нужного – того человека – того, кто недавно сдал анализы. «Мошенники садятся за телефон и делают за день сто звонков – и какой-то процент из них срабатывает», – говорит наш собеседник. Недаром раньше телефонным мошенникам тоже попадались на удочку чаще всего пенсионеры – только по другим мошенническим схемам: преступники «отрабатывали» пенсионеров в дни получения ими пенсий. «Звонивший сообщал, что с сыном или дочерью абонента что-то случилось, и срочно нужны деньги. Доходило до того, что мошенники внаглую приезжали прямо к дому своей жертвы, и люди безропотно выносили им последние свои сбережения».
Но такие мошеннические схемы постепенно становятся известны большому кругу людей. И тогда мошенники, поясняет наш эксперт, меняют схему. Принцип тот же – только причина звонка становится другая. И теперь обманщики переключились на «медицинскую сферу».
Как же уберечься от такого обмана? В первую очередь, советует наш эксперт, обращайте внимание на номер звонящего. У мошенников это чаще всего «кривой», немосковский номер. Потому что звонят часто, как мы уже сказали выше, с зоны.
Во-вторых – ни в коем случае не впадать в панику. Помните, что звонок никак не связан с вашим походом к врачу – это в 99 процентах случаев совпадение, вы лишь очередная жертва в списке. Не нужно обливаться холодным потом, услышав по телефону страшный диагноз. Начинайте задавать конкретные вопросы: из какой поликлиники звонок, от какого врача звонят и так далее. Мошенники пугаются таких «умников» и «сливаются». Обязательно обратитесь в то медучреждение, на которое, может быть, ссылаются обманщики или где вы последний раз были у врача. Сообщите туда о подозрительных звонках, спросите, являются ли звонившие представителями этого медучреждения. Конечно, вы получите ответ, что звонок был не из поликлиники, не от врача, – врачи, как мы уже говорили, не имеют права сообщать подобные диагнозы по телефону.
Не стесняйтесь пойти в полицию и написать заявление. Не нужно думать, что подобные преступления нераскрываемые. «У нас было очень много уголовных дел по различным телефонным мошенничествам, и многие доходили до суда», – говорит наш эксперт. Кстати, даже то, что потом мошенники блокируют свои номера (обычно это «одноразовые» симки), не мешает угрозыску раскрывать такие преступления – у полиции свои методы.
А самое главное – о всех случаях мошенничества нужно как можно больше говорить. «Приходится проводить настоящий ликбез, – сетует наш собеседник. – К сожалению, население, особенно пожилые люди, часто впадают в панику, доверяют таким мошенникам, становятся жертвами их психологических атак и механизмов давления, используемых преступниками. Мы постоянно рассказываем об этих схемах, профилактическая работа, для предупреждения таких преступлений, очень важна. Но до сих пор находятся все новые и новые жертвы таких мошенников. Необходимо распространять информацию о таких схемах обмана, чтобы граждане были во всеоружии, и знали, что верить подобным звонкам нельзя ни в коем случае».