Православный портал о благотворительности

Стоп-лист иностранного медоборудования: история вопроса и комментарии экспертов

17 августа заканчивается общественное обсуждение документа об ограничении госзакупок импортного медоборудования. Что ждет российскую медицину в случае, если этот документ будет принят?

По инициативе Министерства промышленности и торговли в РФ в России могут быть введены ограничения на закупки импортной медицинской техники и медицинских изделий. В дополненном списке Минпромторга более 100 позиций.

История вопроса

У обсуждаемого сейчас документа долгая история.

Ограничить импорт медтехники, чтобы поддержать российского производителя, Минпромторг пытался с 2009 года. Но большинство предложений министерства была отвергнуто правительством. В 2008-2012 годах осуществлялись масштабные госзакупки медтехники для нужд российского здравоохранения.

Однако в феврале 2015 года с подачи Минпромторга было принято правительственное постановление «Об установлении запрета на допуск товаров (отдельных видов медицинских изделий), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях защиты внутреннего рынка РФ».

Документ, который общественность обсуждает сейчас, называется «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации ‎от 5 февраля 2015 г. № 102». Его общественное обсуждение заканчивается 17 августа 2015 года.

В чем суть ограничений?

В список медтехники иностранного производства, которую закупки которй предполагается ограничить, входят в частности: томографы,  рентгенодиагностические комплексы, наборы стоматологических инструментов, хирургические иглы и инструменты, дефибрилляторы, электрокардиографы, кювьезы для новорожденных, аппараты искусственой вентиляции легких (ИВЛ) и многое другое, вплоть до глюкометров и бинтов.

Ограничения означают, что все если в тендере на госзакупку предметов, включенных в этот весьма разнородный список – от томографов до антисептиков – участвуют производители из России, Казахстана, Белоруссии или Армении, то заявки от производителей из других стран отклоняются.

Изначально в списке было 67 медицинских изделий, сейчас по инициативе Минпромторга его планируют его расширить до 101 пункта.

Чем это грозит?

Ограничения не коснутся ни розничной торговли, ни частных клиник. Речь идет только о закупках для нужд государственных медицинских организаций.

Проблема состоит в том, что у большинства медицинских изделий, входящих в список, нет конкурентоспособных российских заменителей. Для некоторых видов медицинских изделий, включенных в перечень, существует лишь один-два отечественных аналога.

Например, все средства для лечения пролежней, раневые повязки и покрытия, которые используются сейчас в российских клиниках в основном – импортные.

На этой фотографии – детская реанимация российской нейрохирургической клиники. Среди множества приборов только один сделан в России – это бактерицидная лампа

Фото: facebook.com

Отечественные бинты «лохматятся», а значит, их нельзя использовать, для больных с трахеостомой – нитка, попавшая в бронхи, может вызвать воспаление, чреватое серьезные последствиями. Если бинты и антисептики пациенты могут закупить самостоятельно, то покупка дефибрилятора, кювьеза для новорожденных или стационарного аппарата ИВЛ – прерогатива государства и качество этих приборов – вопрос жизни.

Минздрав: за приоритет интересов пациентов

Несмотря на то что документ относится к сфере здравоохранения, предложен он был Минпромторгом, а не Минздравом.

Комментируя законопроект в 2014 году, министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова говорила о том, что прежде чем этот документ будет принят, его целесообразность должно оценить экспертное сообщество, а специалисты должны выяснить, какими  преимуществами и недостатками обладают отечественные модели медицинской техники по сравнению с зарубежными.

«Министерство здравоохранения исходит из того, что при составлении такого перечня должен, прежде всего, обеспечиваться приоритет интересов пациентов, закрепленный в законодательстве Российской Федерации». При этом министр признавала, что России необходимо развивать собственное производство медицинских изделий. «Однако очевидно, что это не должно негативно отражаться на качестве оказываемой россиянам медицинской помощи» – говорила Вероника Игоревна в марте 2014 года.

Глазами экспертов

Одним из первых документ прокомментировал главврач городской клинической больницы № 1 г. Москвы Алексей Свет. В эфире радиостанции «Говорит Москва» он высказал опасение, что ограничение закупок импортной техники и медицинских изделий может снизить качество медицинских услуг. Руководитель одной из крупнейших московских больниц уверен, что российское здравоохранение не способно эффективно работать, используя медицинскую технику исключительно отечественного производства.

Директор Фонда независимого мониторинга «Здоровье», член Общественной палаты и Общества врачей России Эдуард Гаврилов утверждает, что проект постановления правительства не коснется той иностранной продукции, которая не имеет аналогов отечественного производства: «Российские пациенты ни в коем случае не должны остаться без необходимых им медизделий и медтехники. В то же время мы верим в наших производителей и думаем, что им выпал хороший шанс нарастить качество и объемы производства своей продукции при должном контроле со стороны регулятора». При этом эксперты Фонда «Здоровье» считают, что функцию по контролю за качеством медицинской продукции может осуществлять Росздравнадзор.

Юрист Александр Саверский, президент «Лиги защитников пациентов»:

«Пока отечественный производитель не доказал нам качества своих изделий, эта идея импортозамещения в медицине доверия не вызывает. Доказательством этому, как ни странно, служит само существование этого постановления правительства. Потому что получается, что в рыночной борьбе отечественный производитель победить не смог и ему понадобилось постановление правительства, которое нейтрализует конкурентов.

Ограничение рынка у нас вводится там, где существует конкуренция. В итоге происходит монополизация. Зачем отечественному производителю улучшать качество, если он и так станет монополистом? Это неизбежно происходит там, где конкурентов устраняют административным путем.

Отечественного производителя можно поддержать налоговыми преференциями, можно финансировать его развитие. А вместо этого ему оказывают медвежью услугу по устранению конкурентов».

Вопрос о том, не повлияет ли введение постановления на закупки расходных материалов к уже имеющейся импортной технике – аппаратам ИВЛ, томографам и др., мы задали Михаилу Потапову, директору по вопросам правового регулирования Ассоциации международных производителей медицинских изделий IMEDA:

«Формально, если под конкретное оборудование, стоящее на балансе медицинского учреждения, нет российских расходников, то, при правильном обосновании заказчиками требований к закупаемым расходникам в конкурсной документации, новые ограничения на такие закупки повлиять не должны.

Российские производители не смогут обеспечить поставку локальных расходников, полностью соответствующих оборудованию, установленному в медицинской организации заказчика и требованиям конкурсной документации для соответствующей категории товара, поэтому заявки с иностранным товаром не должны быть отклонены.

Для медицинского учреждения закупать российские расходники, которые не подходят к имеющемуся оборудованию – довольно бессмысленно. При этом в постановлении №102 достаточно четко сказано, что отклоняться заявки с иностранным товаром могут только в случае наличия как минимум двух локальных товаров, соответствующих конкурсной документации. Но если локальные аналоги к имеющемуся оборудованию имеются, то ограничения будут действовать.

Вместе с тем, есть опасения, что государственные заказчики, чтобы не быть обвиненными в нарушении требований постановления, будут слишком формально относиться к устанавливаемым ограничениям и, при отсутствии российских аналогов для стоящего у них оборудования, могут просто перестать покупать расходники даже с учетом риска потенциального простоя оборудования».

НКО: проект нужно обсуждать

Общественное обсуждение документа продолжается. Благотворительный фонд помощи людям с БАС «Живи сейчас», ассоциация «Семьи СМА» и фонд помощи пожилым людям и инвалидам в домах престарелых «Старость в радость» попросили граждан выразить свое отношение к документу Минпромторга об ограничении импорта медицинской техники и изделий медицинского назначения.

До 17 августа еще не поздно высказать свое мнение, проголосовав на посвященной проекту постановления странице портала «Нормативные правовые акты»: «против» (красная кнопка наверху страницы) или «за» (зеленая кнопка). Внимание: для того чтобы ваше мнение было засчитано, нужно зарегистрироваться на сайте.

 

 

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version