Недавнее исследование выявило нарушения осанки у 94% школьников от 10 до 17 лет, причем проблемы начинают возникать с первых лет учебы.
Владимир Маркович Кенис – один из ведущих ортопедов-травматологов России, нейрохирург, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отделения патологии стопы, нейроортопедии, системных заболеваний НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера (Санкт-Петербург).
В возрасте 9–12 лет часто начинают развиваться и серьезные заболевания – деформации позвоночника, у девочек – в девять раз чаще, чем у мальчиков (по статистике, те или иные деформации позвоночника в России имеет около 1,5 % населения, самая распространенная из них – сколиоз).
Их тоже нередко связывают с учебными нагрузками, хотя ортопеды не устают повторять, что сколиоз не возникает от использования неправильных ранцев, парт и матрасов.
Верно и обратное: даже самые лучшие товары, помогающие детям сохранять физиологичную позу во время учебы, не уберегут позвоночник от деформаций, если к ним есть генетическая предрасположенность.
Деформации позвоночника – это сколиоз (искривление позвоночника вправо и влево), кифоз и лордоз — излишние изгибы в грудном и поясничном отделе соответственно.
Главным признаком сколиоза считается наличие не только бокового искривления, но и торсии – скручивания тела позвонка в линии позвоночника вдоль его продольной оси. То есть сколиоз – это деформация позвонков, а не просто их неправильное положение в пространстве. Кстати, ортопеды в России считают, что любое, даже минимальное отклонение позвоночника от прямой линии вправо или влево, особенно у ребенка, является проявлением патологии. Но на Западе сколиозом считается лишь искривление выше 10 градусов.
Нарушения осанки не приводят к деформации позвонков. Осанка — это привычная поза свободно стоящего или сидящего человека. Нарушения осанки — это, к примеру, сутулость, асимметрия плеч. Они также могут оказывать негативное влияние на здоровье, но их можно преодолеть с помощью самоконтроля и физических упражнений. Деформации позвоночника требуют иного лечения – об этом мы подробно писали здесь.
При этом стоимость изделий, которые именуются «ортопедическими», «эргономичными» и «анатомичными», может достигать нескольких десятков тысяч рублей (в то время как «обычный» ранец, стол или стул можно купить за пару тысяч).
Мы разобрались в том, как не навредить осанке и сэкономить.
Как выбрать школьный ранец для первоклассника?
Младшим школьникам лучше выбирать ранец с жестким каркасом – это эргономичнее, да и учебные принадлежности легче содержать в порядке.
Ранец должен быть легким (до 700 граммов для учеников начальной школы, а его общий вес с учебниками не должен превышать 1/10 веса ребенка), с твердой спинкой, которая плотно прилегает к спине, с широкими регулируемыми лямками (оптимальной считается с-образная форма).
Важно, чтобы ранец подходил по размеру – он не должен торчать выше плеч или висеть ниже пояса.
Хорошо, если есть дополнительная стяжка на груди – так ранец прилегает к туловищу еще плотнее, нагрузка на спину уменьшается.
Стол и стул для школьника – как выбрать?
Для младших школьников производители предлагают комплекты мебели, напоминающие школьную мебель – с наклонной поверхностью, регулируемые по высоте, глубине и так далее. Имеет ли смысл приобретать подобное? В принципе да, считает ортопед: если мебель регулируется под размеры маленького хозяина, проще обеспечить оптимальную позу во время занятий.
Для домашних занятий можно приспособить и обычную взрослую мебель, дополнив ее подставкой для ног, подушкой на сиденье и под поясницу.
Какая поза во время занятий считается оптимальной?
Ребенок должен сидеть с согнутыми под 900 коленями, стопы упираются в поверхность, а не висят в воздухе. Корпус может слегка наклоняться вперед. Хорошо, если у столешницы можно установить наклон 10–150 – тогда ребенку не надо будет наклоняться всем телом вперед при письме.
Глубина стула должна быть такой, чтобы школьник слегка опирался поясницей на спинку стула, но при этом ноги не упирались в край сиденья. Обычно это 2/3 длины бедра. Желательно, чтобы стул был достаточно тяжелым и устойчивым, с не слишком мягким, но и не жестким сиденьем.
Если стоит выбор между обычным стулом и вращающимся креслом на колесиках, Владимир Кенис советует выбрать первое.
«На крутящемся кресле сложнее удерживать стабильную позу, – поясняет врач. – И часть ресурсов мозга уходит на то, чтобы контролировать положение тела, а не на учебу». Но позже, когда школьник переходит в старшие классы, начинает активно использовать компьютер, покупка компьютерного кресла вполне уместна.
Периодически на рынок выходят альтернативные варианты стульев, которые позиционируются как новейшее достижение эргономики. Однако, по словам Владимира Кениса, научных подтверждений тому, что эти конструкции имеют какие-то преимущества перед традиционными стульями, нет. «В гробнице Тутанхамона найден детский стульчик, который мало отличается от тех стульев, которые продаются сейчас, – говорит ортопед. – У него четыре ножки, горизонтальное сиденье, подлокотники, относительно невысокая спинка. Я думаю, на нем было очень удобно сидеть!»
Для младшеклассников хороши парты, где стол со стулом представляют собой одно целое – с определенным изгибом спинки, с фиксированным расстоянием от сиденья до стола. Сейчас такие можно купить для дома, а раньше они были стандартом для младшей школы.
«Такая конструкция, конечно, ограничивает степень свободы ребенка, но помогает формировать устойчивую позу, – говорит Владимир Кенис. – К тому же она регулирует нагрузку на глаза благодаря постоянному расстоянию от глаз до столешницы».
Как выбрать обувь для школьника? Нужны ли детям ортопедические стельки?
Медицинское значение повседневной обуви для здорового ребенка преувеличено, считает Владимир Кенис. Обувь для ребенка должна быть гигиеничной (дышащей, подлежащей чистке или стирке), легкой по весу, с гибкой амортизирующей подошвой, не тесной и не слишком свободной (если покупаете обувь с запасом, он не должен быть более 1 сантиметра в длину).
Ортопед обращает внимание на то, что в большинстве случаев обувь в обычных магазинах, маркированная как ортопедическая, таковой не является – это маркетинговый ход.
Настоящая ортопедическая обувь бывает необходима по медицинским показаниям при врожденных или приобретенных заболеваниях стопы, то есть небольшому проценту детей.
Для здоровых детей лучше пользоваться стандартной обувью, тем более что дети довольно болезненно относятся к эстетическим издержкам, характерным для «ортопедической» обуви. Если ребенок носит непрезентабельного вида башмаки, которые куплены из лучших побуждений мамой или бабушкой, это может вызвать не только дискомфорт, но даже стигматизировать ребенка.
«Стельки анатомической формы действительно могут делать обувь более комфортной, но они ни в коей мере они не влияют на формирование свода стопы. Человек начал носить обувь примерно 5000–8000 лет назад, а человеческая стопа сформировалась эволюцией 3,5 миллиона лет назад, и свод у нее уже был, без всяких стелек, – говорит Владимир Кенис. – Причины плоскостопия – в генетической предрасположенности, а обувь его не может ни спровоцировать, ни вылечить».
Как выбрать правильный матрас и подушку для школьника?
Распространенное мнение о том, что сон на жесткой поверхности благотворно влияет на позвоночник, а на мягкой – вредит ему, не имеет научного подтверждения.
Как правило, оптимальным оказывается матрас средней жесткости и относительно невысокая упругая подушка. Матрас и подушка должны быть прежде всего комфортными и поддерживать контур тела так, чтобы позвоночник оставался прямым. Сильные изгибы нежелательны.
Чтобы узнать, удобны ли для ребенка его матрас и подушка, посмотрите, не вертится ли он во сне.
«Если ребенок вынужден слишком часто менять позу, возможно, причина в слишком мягком или слишком твердом матрасе или неудобной подушке. Стоит попробовать их заменить», – говорит Владимир Кенис. Если матрас и подушка продавились, появились бугры и неровности, наполнитель сбился в комки, конечно, тоже лучше купить новые.
Работайте над осанкой, наблюдайте за ребенком и регулярно ходите к ортопеду. Этого достаточно
Работа над осанкой–— это в первую очередь самодисциплина и общее физическое развитие. Подбор мебели, обуви и аксессуаров важен, но недостаточен для сохранения здоровья.
Родителям, которые спрашивают, какие упражнения делать для хорошей осанки, Владимир Кенис рекомендует начать с похода в художественный музей: «Посмотрите на портреты людей из благородных семей! Они никогда не занимались ЛФК, вряд ли делали массаж, точно не ходили в бассейн, но у них правильная и очень красивая осанка, потому что они осознавали свое положение в обществе». Если есть внутренняя мотивация, способ достижения цели может быть разный – от плавания до танцев.
Чтобы вовремя выявить проблемы в развитии опорно-двигательного аппарата, нужно регулярно проходить осмотры у ортопеда (особенно внимательными нужно быть в первых классах школы и во время пубертата). Если у одного или тем более обоих родителей есть плоскостопие или сколиоз, нужно быть особенно внимательным – у ребенка есть риск унаследовать патологию.
«Выраженная асимметрия спины и плеч, хромота, которая не исчезает или имеет нарастающий характер, нарушения походки, сильно или асимметрично стоптанная обувь, деформации стоп – повод для внепланового визита к врачу», – напоминает Владимир Кенис.