Новый рейтинг вузов
С самого начала стипендиальной программы в 2000 году в нее пригласили ведущие университеты, но решили не превращать ее в закрытый клуб, куда нельзя попасть. Так у фонда появился свой рейтинг вузов: на его основе проводят ротацию, освобождают места и включают в программу новые университеты.
Рейтинг измеряет созданную в вузе среду – насколько она стимулирует студентов и преподавателей развиваться и решать социальные проблемы. Традиционные показатели похожих рейтингов – количество преподавателей со степенью, без степени, индекс цитируемости, сколько квадратных метров в здании приходится на человека и есть ли спортзал – не так важны. «В нашем рейтинге очень высокая волатильность: некоторые вузы могут резко «просесть», а некоторые – неожиданно вырваться вперед за счет, например, волонтерских инициатив, – говорит Оксана Орачева, генеральный директор фонда. – Мы учитываем разработанные студентами и преподавателями социально значимые проекты, оцениваем их участие в нашей программе».
В лидерах рейтинга – Томский государственный университет, Томский политехнический университет, Высшая школа экономики, включая ее филиалы.
Заочный отбор: привилегий не будет
Для участия в конкурсе студенту нужно подать заявку через сайт Благотворительного фонда Владимира Потанина. В нее входит мотивационное письмо, эссе на тему лидерства и научно-популярное эссе на тему предполагаемой магистерской диссертации. Все заявки проходят экспертизу, в том числе на плагиат.
Для заочного отбора привлекают экспертов из той же сферы, в которой выступает сам студент-заявитель. Это могут быть преподаватели, сотрудники научных организаций, НКО – все зависит от темы. В этом году в оценке заявок участвовали около 170 человек из 12 регионов. Каждую рассматривают как минимум два эксперта. Если их оценки сильно отличаются, привлекается третий специалист.
«Чтобы гарантировать объективность, каждый год мы ротируем экспертов, – говорит Оксана Орачева. – Приходят новые специалисты, со свежим взглядом, но обязательно остаются и старые, чтобы сохранялась преемственность. Имена экспертов мы не разглашаем. Отслеживаем также, чтобы не было конфликта интересов. Заявка не попадет к человеку, который знает заявителя и может быть заинтересован в результате. Эксперты в этом плане тоже очень строго к себе относятся. Например, можно услышать и такое: «Лучше я эту заявку оценивать не буду. Этого студента я не знаю, но я знаю его научного руководителя».
Очный отбор: договариваться тяжело, но надо
К очному этапу конкурса допускается не более 2000 заявителей. Он проводится на базе 5-10 вузов – участников программы. Формат второго этапа отбора – деловые игры. По его итогам формируется финальный рейтинг. Победителями становятся участники, занявшие первые 500 мест. Цель – выявить ответственных, умных лидеров с развитыми навыками коммуникации, умением договариваться и профессионалов.
Баллы участникам очного отбора выставляют уже другие специалисты, в основном тренеры, специалисты по проектному менеджменту, коучи. Они смотрят на навыки и компетенции, необходимые будущим лидерам, которые проявляются в совместной деятельности.
Каждый участник должен пройти серию игр, выполнить разные задания в разных командах – где-то он будет «ведомым», где-то – «ведущим». В одном отборе участвуют примерно 100 человек, всем раздаются номера. В соответствии с номером у каждого участника есть маршрут по семи аудиториям. В эти аудитории нужно заходить в определенной последовательности. Поэтому на каждом задании участники перемешиваются.
Что стало со стипендиатами
Те, кто заканчивали вуз в нулевых, сегодня находятся в середине своей карьеры. Главное, что можно сказать обо всех выпускниках стипендиальной программы, – у них резко повышается планка требований к себе, к собственному образованию и образованию в стране. Многие стремятся передавать знания дальше. «Когда-то они выучились, стипендия им помогла, и теперь все – приверженцы качественного образования, – говорит Оксана Орачева. – Для это необходимо, чтобы приходили сильные абитуриенты. А откуда они возьмутся? Надо работать со школьниками».
Так, в Екатеринбурге появились интересные проекты по популяризации химии. В Воронеже инициирован студенческий «Турнир трех наук»: физика, химия, биология. В Красноярске создан интерактивный музей науки «Ньютон-парк», эта технология теперь активно используется и в других городах.
Среди тех, кто реализовал свой потенциал, – создатель и издатель журнала «Артгид» (путеводитель по художественной жизни Москвы) Данила Стратович, он один из лидеров мнений в сфере искусства и культуры. Один из стипендиатов стал проектором Петрозаводского государственного университета. И таких примеров множество.
Недавние выпускники активно взаимодействуют с НКО – например, организовали сетевой некоммерческий проект «Отражение», благодаря ему пополняется Национальный регистр доноров костного мозга.
Сообщество лидеров
Важная цель программы – познакомить между собой и сплотить будущих лидеров. Начиная с отборов, будущие стипендиаты приезжают в другой вуз, целый день проводят с ребятами из других городов, работают в командах не со «своими».
Другой формат знакомств – Школа фонда, она существует уже десять лет и ежегодно принимает более 300 человек. Школа проходит один раз в год в течение нескольких дней. Участник стипендиальной программы Владимира Потанина может изучить в ней лучшие практики решения социальных проблем, пройти стажировку в НКО, выиграть грант и воплотить собственный проект.
«Мы не создаем искусственную ассоциацию, куда записывают всех выпускников, а потом она управляется сверху, – говорит Оксана Орачева. – Участники программ фонда зачастую объединяются независимо от нас. Например, в Твери есть активное сообщество – Ассоциация потанинских стипендиатов. Эта некоммерческая организация создает важные для города проекты, например, «Добрая Тверь» – продвижение идей добровольчества среди молодежи, «Лучший подарок – книга» – помощь сельским библиотекам».
В Татьянин день в Москве проходят ежегодные встречи стипендиатов. В Волгограде периодически собираются выпускники, приезжают туда в отпуск летом. Интересные формы взаимодействия возникают, когда студенты, преподаватели, представители музейного сообщества пересекаются на разных междисциплинарных площадках. Например, музейный проект «БиоАртЛаб» в Нижнем Новгороде создал Евгений Стрелков на биологическом факультете университета им. Лобачевского – теперь в университете возникло пространство нового типа, и для профориентации школьников, и для развития «научного волонтерства» в самом университете. В Школе дизайна НИУ ВШЕ студенты разработали айдентику для музейных проектов и сайтов, победителей конкурса «Музейный гид» фонда. Таких кейсов у фонда много.
Сейчас, по словам Оксаны Орачевой, фонд разрабатывает виртуальную платформу, которая поможет грантополучателям, экспертам и партнерам оставаться в контакте и капитализировать связи внутри сообщества.Там можно будет размещать информацию, искать друг друга, обмениваться лучшими практиками и придумывать новые проекты.