Итак, у нас Елена Борисовна Мизулина чуть-чуть задержалась, потому что, я ещё раз говорю, она так же, как и я, была на Послании президента. И я сейчас ей, Елене Борисовне – руководителю комитета, председателю Комитета по вопросам семьи, женщин и детей даю возможность выступить с вступительным словом.
Пожалуйста, Елена Борисовна.
Мизулина Е.Б. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые участники парламентских слушаний!
Цель сегодняшних парламентских слушаний – профессиональное и комплексное обсуждение темы, связанной с необходимостью выработки в России эффективной системы органов и процедур, которые позволяли бы, учитывая особенности личности ребёнка, рассматривать дела в отношении самого ребёнка, либо дела, в которых интересы ребёнка затрагиваются, с тем, чтобы минимизировать возможный вред, который при отсутствии таких процедур бывает достаточно высок.
Цель такого рода технологий и системы органов и процедур как раз в том и состоит, чтобы сохранить для ребёнка благоприятную среду. Устранить возможные конфликты, которые возникают между родителями, другими взрослыми людьми по отношению к ребёнку и минимизировать вред в тех ситуациях, когда ребёнок сам является правонарушителем. С тем, чтобы сама процедура рассмотрения, она жёсткая, затратная, психологически очень тяжёлая даже для взрослых, чтобы такого рода процедура была для ребёнка не просто процедурой, где уже наступает момент ответственности наказания, но и воспитывающей процедурой, такой, которая позволила бы в последующем избежать повторения нежелательного поведения со стороны ребёнка.
В рамках сегодняшних парламентских слушаний обратите внимание на проект рекомендаций. Мы предложили, внесли набор предложений по совершенствованию законодательства, над которым сейчас идёт работа в экспертной группе при комитете. И будем признательны, если вы дополните этот набор предложений или его уточните с тем, чтобы по итогам парламентских слушаний мы могли говорить о том, что мы некоторым образом систематизировали на сегодня существующие предложения по совершенствованию законодательства в части применения ювенальных технологий, совершенствования и координации деятельности существующих органов рассматривающих дела в отношении несовершеннолетних, либо дела, в которых затрагиваются интересы несовершеннолетних.
Мы хотели бы обратить внимание, комитет, на то, что неоднократно в рамках парламентских слушаний связанных, например, с деятельностью комиссии по делам несовершеннолетних, парламентских слушаний, связанных с разработкой концептуальных подходов к современной семейной политике российского государства. Мы затрагивали вопросы ювенальных технологий, ювенальной юстиции. И комитет исходит из того, что ювенальные технологии это не только и не столько ювенальные суды. Это достаточно гибкая система, должна быть именно система, а не фрагментарные, не эпизодические, не случайные какие-то моменты, в одних субъектах есть, в других что-то есть, даже ювенальные суды, в других нет ничего.
Мы полагаем, что нужно, во-первых, учитывать тот опыт, который уже есть в регионах, не уничтожая его, опираясь на него. А опыт в субъектах есть удачный и ювенальных судов. Есть очень удачный опыт комиссий по делам несовершеннолетних. Те, кто здесь присутствует, помнят, наверное, о том опыте, которым с нами делились представитель города Чайковский Пермского края. Сбрасывать со счетов деятельность комиссий по делам несовершеннолетних, особенно районный, городской уровень. Потому что районные, городские комиссии по делам несовершеннолетних в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях на самом деле являются сегодня ни чем иным, как органом, который правомочен рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административное наказание. Но, к сожалению, статус комиссий сегодня очень размыт. Они не вписаны в общую систему органов, которые фактически могут быть отнесены к органам ювенальным. И естественно, что нужно эту систему выстроить и учитывать и их опыт тоже.
Мы исходим из того, что очень важен и опыт тех судов общей юрисдикции, это, как правило, многосоставные суды, где имеют место сложившиеся специализации судей. Отрицать и учитывать в общей системе создание ювенальных технологий в России, отрицать и этот опыт существующие специализации судей, тоже было бы неправильно. И естественно, что это тоже должно стать частью системы использующих или учитывающих особенностей несовершеннолетних при разрешении разного рода споров, конфликтов, дел в отношении несовершеннолетних или с участием несовершеннолетних.
И, конечно, мы полагаем, что в современных условиях, особенно в условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса, когда сложно рассчитывать на то, что могут появиться деньги на какие-то структурные изменения, в том числе в судебной системе, а только что сейчас озвучивал в своем Послании Дмитрий Анатольевич Медведев предложения по совершенствованию судебной деятельности и на будущий год поставлена задача о распространении или введении апелляционных инстанций по гражданским делам на определенных уровнях судебных инстанций. Естественно, что это очень затратно, учитывая большое количество гражданских дел и вряд ли можно рассчитывать на то, что могут повсеместно появиться ювенальные суды.
Кроме того, я думаю, специалисты здесь буду говорить об этом, не всегда и оправданно и не везде необходимо создание такой сплошной системы ювенальных судов. Нужно взвешивать и нагрузку и количество такого рода дел, и насколько эффективно работают другие институты, которые на уровне региона существуют. Например, те же самые комиссии по делам несовершеннолетних или институт Уполномоченного по правам ребенка в 23 субъектах. Нам нужно учесть в этой системе, сегодня мы будем обсуждать, в этой системе и возможности Уполномоченного по правам ребенка федерального и, естественно, региональных.
Мы знаем, что сейчас есть пожелание создавать такого рода институты во всех субъектах Российской Федерации. Это тоже очень мощный потенциал, от которого отказывать тоже было бы ошибочно, лучше подумать о том, каким образом их полномочия Уполномоченного по правам человека Российской Федерации и возможности создания ассоциации уполномоченных по правам ребенка Российской Федерации использовать в том числе и по разрешению ситуаций, связанных с защитой прав несовершеннолетних, рассмотрением дел в отношениях несовершеннолетних или затрагивающих права и интересы несовершеннолетних.
Ну, и конечно, еще один момент, который комитет считает очень важным, это совершенствование административного законодательства в части процедур или административно-процессуального законодательства и уголовно-процессуального законодательства. Эти возможности еще не исчерпаны, мы вообще в самом начале пути. И мы полагаем, что здесь можно, здесь очень серьезное поле для работы и с этого, может быть, и можно было бы начать, с усовершенствования работы комиссий по делам несовершеннолетних, вычленив специально уровень, который наделен сегодня уже законом полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, затрагивающих права и интересы несовершеннолетних, возможно расширив их полномочия, особенно на полномочия, связанные с предварительным, досудебным рассмотрением такого рода дел. Сегодня они очень ограничены, подавляющее большинство дел идет сразу на рассмотрение суда общей юрисдикции, а зачем, может быть, имело бы смысл расширить возможности по такой, скажем, предварительной, досудебной, досудебному рассмотрению этих дел именно в комиссиях по делам несовершеннолетних. Но для этого надо сделать очень многое, в том числе применительно к организации деятельности таких комиссий, сроку их полномочий, статусу членов комиссии, то есть обеспечив и достаточную их самостоятельность, их самостоятельность.
И, конечно, мы будем очень признательны, если сегодня нам удастся выработать такой пакет предложений. Для сведения всех участников могу сказать и заверить, что комитет обязательно учтет те предложения, которые здесь прозвучат в работе над законопроектом, который мы сейчас готовим. Он называется, это закон фактически о пересмотре 120 закон об основах системы и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, готовится комплекс поправок к нему. И цель этого закона, как в самом заголовке, в целях повышения эффективности системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Но у нас здесь есть только один серьезный принципиальный момент.
Мы обсуждаем вопрос о том, следует ли ограничиваться только детской безнадзорностью, или брать шире и опираться на то, что сегодня используют и регионы в повышении эффективности и в создании единой системы профилактики семейного неблагополучия. Ибо и безнадзорность, и правонарушения, они вытекают из семейного неблагополучия. Неслучайны и ювенальные суды, и комиссии по делам несовершеннолетних эти дела, как правила, рассматривают, как бы они относятся к одной подведомственности, скажем так, и в отношении родителей, законных представителей детей, и в отношении самих детей.
И ещё раз хочу пожелать удачи в нашей сегодняшней совместной работе. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Елена Борисовна.