Православный портал о благотворительности

Стенограмма парламентских слушаний по ювенальной юстиции, ч.13

Выступление Ирины Лодыженской, Ричарда Даддарио, прения с залом

Читать предыдущую часть

Сейчас слово предоставляется Лодыженской Ирине Игоревне – председателю Ленинградского областного суда. «Роль субъекта Федерации и муниципального образования в вопросах внедрения ювенальных технологий в правосудие». Пожалуйста, пять минут.

Лодыженская И.И. Уважаемые коллеги!

Статья 1.4 минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, говорит о том, что правосудие это должно являться составной частью процесса национального развития страны.

Судя по тому, что в 21 веке у нас такой системы правосудия ещё нет, надо, наверное, признать, что национальное развитие у нас остановилось. И я вас призываю всё-таки, объединиться с тем, чтобы сдвинуть это с мёртвой точки.

Меня в своё время поразило, что Франция 2 февраля 1945 года ещё до окончания Второй мировой войны приняла ордонанс, который касался правонарушений несовершеннолетних, закрепила те принципы, о которых мы говорим, воспитательного подхода к несовершеннолетним, столкнувшихся с законом, изучение их психологических особенностей, восстановительных процедур и специализации судей, тогда ещё в 1945 году.

Мы знаем, что в России уголовная ответственность установлена для всех нас с 16 лет, за некоторые преступления с 14-ти. Но, наверное, следует признать, что в отсутствии жизненного опыта у подростков у них не может быть устойчивой мотивации поведения, нельзя требовать от них осознания опасности последствий своих действий. И им действительно нужно помогать.

Кто должен помогать? Встаёт вопрос. Статья 72 Конституции, которая закрепляет общие вопросы, говорит о том, что общие вопросы воспитания, образования, науки и так далее, они относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относит решение вопроса, в том числе о социальной поддержке безнадзорных детей и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, к ведению субъекта, создание комиссии по делам несовершеннолетних, организация деятельности по опеке и попечительству и осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми.

Частично это относится… Частичное осуществление мероприятий по работе с детьми и участие, в частности, в организации финансирования занятости подростков от 14 до 18 лет Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» отнесено на муниципальный уровень.

Вот мы столкнулись с тем, что попытки реализовать указанные возможности во благо суда у нас получились лишь в одном муниципальном районе – это Кингисеппский район, где благодаря инициативе председателя суда удалось объединить правоохранительные органы, органы системы профилактики безнадзорности, муниципальную власть. Они достигли и письменно оформили своё соглашение о необходимости, вот то, что здесь называлось, реализовать ювенальные технологии в правосудии. Но это единственный район из 18 в Ленинградской области.

Я глубоко убеждена, что вот развитие правосудия в отношении несовершеннолетних, как составной части, я уже говорила, процесса национального развития не может зависеть оттого, с какой ноги утром встал губернатор субъекта Федерации. Обязанности субъекта Федерации по обеспечению социального наполнения деятельности компетентных органов, которые впоследствии решают судьбу подростка, столкнувшегося с законом, должны быть, с моей точки зрения, закреплены в федеральном законе.

Наша просьба в других муниципальных образованиях и просьба к правительству Ленинградской области обеспечить участие в работе суда социального работника, педагога, психолога наталкивается на ответ один: что это нигде не предусмотрено, что в должностных обязанностях этих лиц это не прописано и что деньги они за это не получают.

Поэтому я бы предложила… Я не уверена, что это должны быть комиссии по делам несовершеннолетних – вот тем органом, который обеспечивает суд сведениями. Не только суд, все предшествующие органы правоохранительные, которые начинают работу с подростком, столкнувшимся с законом. Но какая-то структура, которая бы объединяла социальных работников, психологов, педагогов, которые бы помогали составлять вот ту карту социального сопровождения, в итоге поступающую в компетентный орган, она должна существовать. Специалисты, которые там работают, должны уметь применять примирительные процедуры, медиацией владеть. Безусловно, правила говорят о том, что до суда ребенок должен доходить в крайнем случае, но должна быть система помощи детям и решения их судьбы без суда.

Мы действительно, наш опыт работы и участие в нескольких международных проектах показывает о том, что мы можем создать правосудие, дружественное детям. Причём детям всем – … тем, кто совершает правонарушения. Но безусловно в систему ювенальной юстиции должны входить дети, которые стали жертвами преступлений, и дети, в отношении которых решаются какие-то гражданско-правовые споры.

И я не буду долго задерживать ваше внимание. Я бы хотела просто закончить фразой из того самого французского ордонанса: «Что мы не настолько богаты детьми, чтобы пренебрегать теми факторами, которые могут сделать из них людей».

Поэтому я вас призываю объединиться за ювенальную юстицию. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо, Ирина Игоревна.

А сейчас я хочу предоставить слово Ричарду Даддарио, постоянному представителю по правовым вопросам Министерства юстиции США в Российской Федерации. Его тема выступления: «Правосудие в отношении несовершеннолетних в США».

Из зала. Когда родителям дадите слово?

Председательствующий. Значит, уважаемые коллеги, я извиняюсь. Кого не устраивают парламентские слушания, пожалуйста, освободите зал. Прошу вести себя прилично. Я не могу сегодня выделять людей второго сорта, первого сорта или ещё кого-то другого. И есть порядок, который утвержден. Поэтому прошу соблюдать порядок в Государственной Думе.

Пожалуйста.

Из зала. (Не слышно.)

Председательствующий. Пожалуйста. Пожалуйста, выступайте.

Из зала. (Не слышно.)

Председательствующий. Пожалуйста, пожалуйста, Ричард. Время идет, пожалуйста.

Даддарио Р. (Звучит иностранная речь.)

Председательствующий. Спасибо большое.

Из зала. (Не слышно.)

Председательствующий. Уважаемые коллеги и участники парламентских слушаний, я хочу с вами посоветоваться. И хочу спросить всех, кто следом стоит по очереди на выступление, если кто-то скажет, что он согласен, что можно сдать свое выступление и не выступать, я буду вам признательная.

Голубовский Владимир Юрьевич, руководитель департамента обеспечения межведомственного взаимодействия Российской Федерации. Можете Вы свой доклад сдать? Спасибо Вам большое. Спасибо.

Мне не удобно, потому что люди приехали…

(Шум в зале.)

Так, я прошу тишины. Люди приехали с Петропавловска-Камчатского, с Хабаровска, с Красноярского края, с Перми, поэтому те, кто находятся здесь в Москве, все могут свои вопросы решить здесь. Надо уважать, наверное, тех, кто приехал, и с ними посоветоваться.

Я вас предупреждаю, коллеги, кто будет вести себя неправильно, у меня найдется возможность отсюда из зала вас удалить. Вот так.

Давайте дальше.

Автономов Алексей Станиславович, доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, главный редактор журнала «Государство и право». Можете не выступать, а отдать свое выступление в секретариат? Я Вас благодарю.

Шипшин Сергей Сергеевич, член координационного совета при Ростовском областном суде, заместитель начальника Южного регионального центра судебной экспертизы Минюста Российской Федерации.

Из зала. (Не слышно.)

Председательствующий. Спасибо большое.

Вельянинов Владимир Николаевич, председатель Пермского краевого суда.

Меркушева Татьяна Фёдоровна, заместитель председателя Красноярского краевого суда. Вы настаиваете или сдадите? Спасибо Вам большое. Спасибо.

Читать следующую часть

Скачать стенограмму целиком в формате Word

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version