Православный портал о благотворительности

Стенограмма парламентских слушаний по ювенальной юстиции, ч.10

Выступление Людмилы Тропиной – советника губернатора Московской области, председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Московской области

Читать предыдущую часть

Сейчас предоставляется слово Тропиной Людмиле Ивановне, советнику губернатора Московской области, председателю Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Московской области. «Отработка и продвижение ювенальных технологий на территории Московской области». Пожалуйста.

Тропина Л.И. Уважаемый президиум, уважаемые коллеги, во-первых, я хочу сказать о том, что я сегодня выступаю как председатель комиссии областной, но в то же время с учётом пожеланий комиссий 83 субъектов Российской Федерации, где, практически, в отсутствие правового поля они продолжают работать.

Всё большее число стран принимает попытки отыскать действенные и конструктивные способы избежать ненужных контактов ребёнка или подростка с судебной системой. Это особенно касается правонарушителей, впервые обвинённых и раскаявшихся в совершении правонарушений. И здесь как раз следует вспомнить о нашем российском уникальном опыте комиссиях по делам несовершеннолетних.

Я очень признательна за то, и коллеге из комиссии, который здесь присутствует о том, что вспомнили о том, что они были созданы и что они были созданы вместо судов и тюремного заключения для малолетних (несовершеннолетних).

И здесь мы должны говорить о комиссиях по делам несовершеннолетних в преломлении требований, норм международного права о приоритетности внесудебных процедур и о том, чтобы только в крайнем случае ребёнок оказался в сфере уголовного правосудия. Следовательно, комиссии – это внесудебный и превентивный орган.

Но когда мы говорим орган, вы знаете, людям, которые там работают и выполняют государственные полномочия, сейчас они переданы субъектам, знаете, больше это получается не орган, выполняющий госполномочия, я говорю не о Московской области, но в основном с нашими недостатками в общем, да, я говорю в целом, а больше похоже на кружок умелые руки. Почему? потому что везде законность казанская, рязанская ещё какая-то, прямо по Ленину, и нет единых чётких подходов. И поэтому этот кружок умелые руки мы встречаемся друг с другом и рассказываем: а у нас вот так, вот так, а истина в законе, которого, фактически, нет до настоящего времени.

Екатерина Филипповна здесь вот тоже говорила, вспоминала историю, что был закон, потом, кстати, 11 и так далее. Я думаю, что и сейчас, когда мы работаем над статьёй 11, эффективность, но если и будет какой-то результат, то не знаю. Я думаю, что только тогда, когда у нас будет на федеральном уровне межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав с аппаратом в Правительстве Российской Федерации, а слава тебе Господи, у нас сегодня есть председатель правительства, который в 2002 году поставил вопрос о безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних и там не нужно особо каких-то больших затрат, но тогда будет вертикаль, тогда будет понятно, как могут работать комиссии по делам несовершеннолетних, когда идёт масса дел. То есть, я тогда продолжу. Не так.

Смотрите, ФЗ 120, да, расширил полномочия правозащитной комиссии по делам несовершеннолетних. Дальше. Приняли Административный кодекс, где вся административная юрисдикция относится к комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав. Можно сказать, и, как правило, мы получаем представление прокуратуры, не скоординировали комиссии. Значит, нужно найти мальчика, а в большей степени это девочки для битья, потому что они более выносливые. Здесь у нас кто координатор? Комиссия по делам несовершеннолетних. Как только комиссия по делам несовершеннолетних даже если хочет выйти с каким-то проектом и вот обеспечить вот эту системность, как системообразующий орган, она не является госорганом. Она даже не может выйти в фонд Марины Владимировны с тем, чтобы выйти с какой-то определённой программой. Нонсенс.

Дальше. У нас есть комиссии, это я, в частности, говорю о своих территориях, но и то же самое по стране, где за одну комиссию рассматривается по 90 материалов. Как они могут быть рассмотрены, если ответственный секретарь комиссии только может их, наверное, зарегистрировать.

О чём мы говорим? Что комиссия – это внесудебная процедура. То есть мы, а не западный опыт, где нет этих комиссий, когда ведут детей сразу в суд, а потом делают отвод, понимаете, мы живём в России.

Поэтому всё лучшее нужно взять из иностранного опыта, но в большей степени вспомнить и о том, что делается у нас сегодня в России. И если президент поставил задачу создать систему защиты прав несовершеннолетних, как же это может произойти без системообразующего органа?

Я слышу от коллег и, собственно, я говорю, я сама являюсь приверженцем ювенальной юстиции, безусловно, в течение очень многих лет. Но, понимаете, самое гениальное постановление, решение, приговор суда с возложением обязанностей, и если не работает это реабилитационное пространство, если нет системы, если совершенно … не легализовать … вообще, кто такой специализированный орган, да, у нас в уголовном законодательстве, конечно, Комиссия по делам несовершеннолетних, на которых и должна возлагаться вообще ответственность. Плохие комиссии, а из этих плохих комиссий нужно этих сотрудников гнать метлой, если они не работают. Но если люди ответственные и сидят совершенно бесправные и только получают по затылку, это неправильно.

Поэтому я очень прошу от имени всех 83 комиссий по делам несовершеннолетних, там есть это в проекте, обязательно хотя бы рекомендовать ввести штатных сотрудников: один человек там на 3-5 тысяч населения несовершеннолетнего, для того чтобы люди могли работать. Понимаете, пока мы сегодня работаем по тому закону, который есть. … Все юристы это прекрасно понимают. Мы сегодня должны исполнять закон, а мы его не имеем возможности исполнять.

Дальше. Давайте с вами вспомним … правила, статья 57, в которой говорится, что…, я опускаю предшествующее: или другой орган через регулярные интервалы времени опубликовал бы доклад о достигнутом прогрессе и трудностях. Это разве не Комиссия по делам несовершеннолетних? Причём, обратите внимание, в … конвенциях часто произносится: или-или. И правозащитный орган как раз произносится: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Вы знаете, мы очень много говорим о статистике. Я тоже вот… Здесь идёт презентация, но я уже от неё отошла, потому что времени мало. Кого будет интересовать, я могу её дать. Мы говорим о снижении преступности на территории России и в отдельных регионах. Я горжусь, что у нас тоже там с 2003 года, как мы начали отрабатывать ювенальные технологии, у нас идёт стабильное снижение преступности на территории Московской области.

Вы знаете, это, кстати… Вот можно вот эту остановить? Это у нас председатель суда Ногинского района, вот тоже вот такое проведение совместного совещания, и заместитель председателя суда. О судьях потом. Я считаю, что в Московской области и судьи отрабатывают ювенальные технологии. И мне очень жаль, когда через запятую не произносится Московская область только оттого, что нет если отдельного здания суда. А если они добросовестно выполняют постановление Пленума Верховного Суда, что, значит, нет отработки ювенальных технологий? Неверно. У нас более 30 лет существует на уровне области состав по делам несовершеннолетних. У нас работает около 200 судей по делам несовершеннолетних, которые специализируются.

Другое дело, ещё раз я вам говорю, если мы не будем…, если системообразующий орган не будет работать качественно, то ничего не будет. Ещё на чём хотела остановить ваше внимание. Во-первых, основополагающие… Пропускаю очень много, чтобы время не тратить. Основополагающие принципы деятельности комиссий в Московской области по закону, который был принят в конце 2005 года и есть в 2006 году положение о комиссиях.

Первое. Ранее выявление и введение единого межведомственного банка данных о несовершеннолетних и семьях, с которыми проводятся индивидуальная профилактическая работа. И не просто введение, а анализ эффективности этой работы. Естественно, это и есть один из элементов внедрения ювенальных технологий. Должен быть трёхуровневый банк данных межведомственный с учётом миграции населения по территории России. Почему у нас и происходит, что появилась семья, да, она не из космоса появилась, но с другой территории, и вот этот вот обмен взаимоинформацией очень слабый. Поэтому и бьём зачастую по хвостам, а дети от этого страдают.

Дальше. Обязательность исполнения принимаемых комиссиями решений. У нас, я думаю, что так должно быть, координация. Понятно, всего по предупреждению безнадзорности, беспризорности, суицидов, алкоголизма, наркомании, где…

Председательствующий. Людмила Ивановна, я извиняюсь, я должна Вас остановить, 10 минут вы вместо пяти, и если у вас есть какие-то, ваш текст будет напечатан, но если есть предложения в рекомендации, пожалуйста, дополните тогда их.

Тропина Л.И. Хорошо. Я могу закончить, буквально?

Председательствующий. Да, пожалуйста.

Тропина Л.И. Значит, основное направление – это восстановление семьи.

Дальше. Мы начинаем работу, если говорить вот о несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, не с момента, когда дело в суд поступает, а с момента привлечения к уголовной ответственности. Здесь тоже есть моменты, потому что с одной стороны ФЗ обязывает систему работать с этой категории, а у следователей в ведомственном приказе это не сказано, поэтому, конечно, нужно вносить здесь изменения.

Значит, предоставляется доклад следователю, предоставляется потом доклад судье, сотрудники комиссии докладывают и вносятся в состав лиц, которые приглашаются в суд.

Так вот я хочу вам сказать следующее, что если у нас будут достойные, значит, достойная организационно-правовая форма деятельности комиссии, то вот тогда возникает вопрос, социальный работник при суде, если у нас есть межведомственный орган, в котором находится вся межведомственная информационно-аналитическая работа и вся информация, и когда он может сделать достойный доклад судье, вот как делается у нас, с причинными условиями и так далее.

Тот же социальный работник опять пойдет в комиссию, и там же будет брать эту информацию.

Значит, я, мои предложения изложены, и в том числе предложена схема деятельности всех уровней, начиная с правительственной комиссии по делам несовершеннолетних.

Значит, ну я уже основное сказала, что это аппарат комиссий, кроме того, безусловно, нужно Министерству юстиции проанализировать всё действующее законодательство, касающееся комиссий по делам несовершеннолетних, должен быть все-таки принят в результате закон федеральный об основах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних. Статистики у нас нет. Понимаете, когда, значит, начинается какой-то…

Председательствующий. Людмила Ивановна, я не могу больше вам давать возможности, Вы забрали выступления двух представителей общества нашего. Присаживайтесь. Спасибо.

Тропина Л.И. Всё. Я поняла. Спасибо. В основном я всё сказала. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Читать следующую часть

Скачать стенограмму целиком в формате Word

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version