Лето на исходе, и у нас завершил работу второй за сезон, пятый за всю нашу историю волонтерский лагерь по ремонту и помощи бабушкам – дедушкам дома престарелых в Каргополе-2. На родину Ломоносова в этом году поехало больше 20 смельчаков, волонтеров движения «Старость в радость», решившихся провести свой отпуск или просто свободное время на лоне природы и в тесном контакте с обитателями дома-интерната.
Жили мы частично в здании школы, в первом и третьем классах, частично в лесу в палатках. Я относилась к неопределившимся, спавшим то в душном классе на матах, то в душистом лесу в палатке.
Первой и важной нашей целью был косметический ремонт дома престарелых. Наша команда, состоявшая из четырех мальчиков и примерно двадцати девочек, принялась за работу очень активно.
Шкурим, шпаклюем, красим потолок в душевой | Перекрашиваем прокуренную палату. Очищаем потолки и стены под покраску в изоляторе |
Ребята положили в трех палатах линолеум, частично повесили поручни. Девичьи и смешанные бригады отремонтировали три туалета, обновили три палаты и так далее.
Кстати, линолеум пришел к нам, как чудо: Сергей из компании «Лапсар-Паркет» подарил этому дому престарелых весь необходимый объем материала, даже с запасом, организовал его доставку за 900 километров от Москвы. Спасибо Вам, Сергей!
Но не ремонтом единым жил наш лагерь. Другой нашей важной задачей было как можно больше порадовать бабушек и дедушек и персонал дома – интерната. Погулять с ними, дать им возможность пообщаться. С задачей мы в целом справились!
Каждое утро, когда погода позволяла, наши ребята вывозили лежачих и неходячих погулять на улицу, подышать воздухом, просто осмотреться. К нашему изумлению, многие из бабушек и дедушек не были на улице с момента попадания в дом-интернат. Как сказал один дедушка, который долго отказывался выезжать гулять: «Поеду для рекогносцировки, осмотрюсь, где тут какие базы». А потом долго радовался цветам – кустам, просил нас рассказать, как что называется, грустил, что «плохие из нас ботаники» и удивлялся, какое яркое солнце вне палаты.
Больше всего гуляла с подопечными Даша, учитель английского. Все шутили, что она и тут собрала себе группу учеников
Девушка Катя, занималась тем, что рисовала портреты всех желающих, среди которых были и почти совсем слепые. Они, хоть сами не могли увидеть рисунок, страшно им гордились, показывали его всем входившим в палату и хвастались соседям.
Рисунок Кати и оригинал
В первый выходной, субботу, часть наших поехала в другой дом престарелых, где тоже живут бабушки-дедушки, которым мы пишем и которых навещаем. Нормальный транспорт нам найти не удалось, и 3 часа пути в одну сторону и 4 часа пути домой мы провели в «овощевозке»- оцинкованном кузове грузовика, возившего, судя по слою пыли, картошку, а вовсе не дыни, как утверждал водитель. За три часа пути по грунтовке, в темноте и тесноте, мы успели глубоко вникнуть в судьбу картофеля, везомого на рынок, и даже начали подумывать, не перестать ли есть овощи, если они испытывают такие муки перед попаданием на прилавок.
А в воскресенье мы всем лагерем поехали на экскурсию в находившийся неподалеку город Каргополь, «жемчужину северного зодчества», как повествовали все путеводители по русскому Северу. Городок небольшой и правда очень красивый.
Поездка в кузове грузовика |
Но самое главное: на экскурсию мы поехали не одни. С нами вызвались поехать семеро смелых из дома престарелых: трое колясочников, два молодых инвалида, бабушка и дедушка.
И все вместе мы гуляли по городу, многие поднимались на колокольню, заехали в местный дом престарелых. Бабушка, поехавшая с нами, быстро устала ходить, а лишнюю коляску мы не догадались захватить. И тогда наш Илюша понес ее на руках! Недолго, конечно, но зрелище было стоящее!
Илья несет бабушку на экскурсию
С нашей подачи к бабушкам – дедушкам пришли местные священники, исповедали, причащали, один дедушка даже захотел креститься.
Священники в доме-интернате
А наши героические мальчики ставили на ноги молодого деда-инвалида. В смысле, что у него были протезы, но его самого и протезы никто совмещать не пытался, и пылились они под кроватью. А тут ребята каждый день, а то и два раза на дню, заходили к нему и держали на руках, а он пытался научиться стоять прямо. К концу первой недели он уже даже стал потихонечку делать шаги вперед, потом назад. В общем, это стоило отремонтированной палаты. И, конечно, мы и просто разговаривали с бабушками, пели с ними песни, а на прощальном концерте и вовсе поставили импровизированную сказку про русалку по мотивам «Золотой рыбки».
Волонтер Фаслан, приехавший из Шри Ланки, играет в спектакле
Так некоторые проживающие проводят досуг: голуби, совсем уже ручные, садились и клевали обеденный хлеб с ладони даже у нас, а уж у «хозяев» – тем более.
Одни из наших новых знакомых, бабушка и дедушка, живут в другом доме, в самой Няндоме, в центре временного пребывания перед распределением в дом-интернат. Там они и познакомились. Ему 92, ей 81, но любви все возрасты покорны. Он поддерживает ее, ухаживает за ней, читает книги и гордится, что «сумел отхватить такую молодку». Лишь бы им вместе попасть в дом-интернат и не в Няндомский, а в хороший.
Пожалуй, и все. Палаты отремонтированы. Директор и персонал попрощались с нами за чаепитием с пирогами, подарили грамоту и магнитики. Обещали исправиться и начать работать еще лучше. Будем надеяться!
Добровольцы перед отъездом в Москву
Уезжать не хотелось. Хотя нам самим иногда бывало нелегко, но так просто оказалось порадовать наших подопечных, так заметно изменилась вся обстановка в самом ДП, так влились мы в жизнь этого загадочного заброшенного Каргополя-2.
Огромное спасибо всем, кто ездил, кто передавал нужные вещи и деньги, поддерживал морально. Благодаря вам лагерь состоялся. Он стал событием и в нашей жизни, а уж бабушки-дедушки так просто живут ожиданием новой встречи с бодрыми ребятами из Москвы. Теперь немножко передохнем и снова будем активно участвовать в жизни наших бабушек-дедушек и снова просить вас о помощи и поддержке.
Елизавета ОЛЕСКИНА