Когда читаешь, что Паисий Святогорец написал о современных людях, становится страшно: ведь все знал, все понимал про нас.
Но удивительно, что и сам он страдал от такого понимания: предупредит, объяснит, как избежать бед и ловушек, а приходивший к нему человек ничего не поменяет в своей жизни, попадет во все перечисленные ловушки, а потом опять идет, спрашивает и просит помочь…
«Мне больно дважды. Сначала, когда я что-то предвижу и кричу, чтобы мы предупредили готовящееся зло. И – потом, когда на это не обращают внимания (не обязательно от пренебрежения), зло случается, и меня начинают просить о помощи. Понимаю сейчас, как мучились пророки. Они все кричали-кричали, а остальные дудели в свою дуду. И когда из-за этих остальных приходил гнев Божий, то вместе с ними мучились и пророки».
Блаженный Старец Паисий (в миру Арсений Эзнепидис; 25 июля 1924 – 12 июля 1994), духовный лидер греческого народа XX века, монах Афонской горы, известный своей подвижнической жизнью, духовными наставлениями и пророчествами. Паисия Святогорца широко почитают как старца во всем православном мире.
Отец Паисий родился в селении Фарасы, в Каппадокии (Малая Азия). Грудным ребенком
был привезен родителями в Грецию. Его родители поселились в небольшом городке
Конице, где будущий старец вырос и получил начальное образование.
Уже с детских лет Арсений жил как подвижник. Читал жития святых, с удивительной бескомпромиссностью стремясь подражать их подвигам. В юности будущий старец выучился плотничать, желая и в этом быть похожим на Христа.
Во время Гражданской войны в Греции (1944–1948) Арсений Эзнепидис был призван в действующую армию, получил воинскую специальность радиста. В армии продолжал подвижническую жизнь, отличался отвагой, самопожертвованием.
После окончания войны хотел начать монашескую жизнь, но ему было необходимо сначала помочь своим сестрам. В 1950 году пошел на гору Афон, в 1957-м пострижен в малую схиму с именем Паисий. В 1966 году отец Паисий серьезно заболел, перенес операцию, в результате которой были частично удалены легкие. Несмотря на противопоказания врачей, старец вел тяжелую аскетическую жизнь и занимался физическим трудом. Отличался крайним нестяжанием.
В 1993 году у него диагностировали опухоль кишечника. Несмотря на операцию, метастазы распространились в легкие и печень.
В конце июня 1994 года врачи объявили, что о. Паисию остается жить не более двух-трех недель. В последние дни своей жизни старец решил не принимать лекарства или обезболивающие, несмотря на ужасные боли, вызванные болезнью.
Отец Паисий скончался 12 июля (н.с.) 1994 года в возрасте 69 лет и был похоронен в монастыре Иоанна Богослова в Суроти около Салоник. С тех пор каждый год с 11 по 12 июля там проводится всенощное бдение с участием тысяч верующих. Место его погребения стало святыней для всего православного мира.
Какие главные проблемы видел отец Паисий в современном обществе и так отчаянно старался предупредить?
Мы не доверяемся Богу
У каждого есть боль. У кого-то больше, у кого-то меньше. Люди озабочены трудностями и по большей части доведены до одурения. Они мало-помалу идут к тому, что не могут контролировать самих себя. Один разочарован жизнью, второй от боли измучен бессонницей. Кто на психотропных лекарствах, кто на наркотиках… Иные хотят наложить на себя руки или же, сделав какое-нибудь зло, устроить хороший тарарам.
Но свою боль люди не приносят Христу. Не доверяют Ему настолько, чтобы полностью на Него положиться. Они выбирают болеть. Один человек сказал мне: «Люди прозвали мегаполисы джунглями, но посмотри – ведь никто из этих джунглей не уходит. Все говорят «джунгли!», и все в эти джунгли сбредаются».
А если принести свою боль Богу, положась на Его волю и Его умение решать проблемы, страдания станут легче – ведь Бог возьмет на Себя их часть, и мы больше не будем чувствовать себя никому не нужными с нашей болью. Доверие Богу – великое дело.
Слишком заняты собой
Сегодня люди вращаются вокруг самих себя.
То есть человек не выходит из своего «я», но постоянно вращается вокруг себя самого. Вокруг своих проблем, своей боли, своих чувств, огорчений, попечений, обид, правд и неправд. Однако, вращаясь вокруг себя, он имеет своим центром себя, а не Христа. Если в центре своей жизни – ты сам, а все вокруг: люди, обстоятельства, вещи, погода и пр, должны быть такими, как хочешь это видеть ты, тогда это идолопоклонство, и твой идол – ты сам.
Если человек хочет преодолеть замкнутость на себе – отцы называли ее «самовожделением», то его ум должен быть сначала утвержден во Христе.
Для начала начните ставить себя на второе место. Даже не на последнее – оно давно занято Христом. Просто не на первое. В диалоге, в дружбе, в семье. Если постоянно упражняться, с Божьей помощью, потихоньку «я» подвинется и появится место для других людей, и тогда ничто не помешает приходу в душу Христа.
Крайне рассудочны, поэтому постоянно осуждаем
Наши сердца очень маленькие. Они сжаты страхом, боязнью другого [человека], боязнью страданий, а еще – «здравым смыслом». Это мешает жить по-христиански. Увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом невозможно. Потому что в основе Евангелия лежит любовь. А в основе здравого смысла – выгода для нашего «я».
В Евангелии написано: «Если кто-то принудит тебя идти одну версту, то иди две» (Мф. 5, 41). Разве в этом виден здравый смысл? В этом, скорее, видно умопомрачение. Поэтому те, кто хочет увязать Евангелие со здравым смыслом, заходят в тупик.
Определенные знания или профессия нередко культивируют в людях сухую рассудочность. Рассудочность – это болезнь интеллигенции. Она поразила их до мозга костей. В этом случае работает лишь мозг, и результат такой работы – осуждение.
Хорошо бы, чтобы Бог взял отверточку и маленько «поослабил» мозги тем, у кого их стало слишком много. Насколько освобождается голова, настолько человек исполняется Благодатью.
Говоря «голова», я имею в виду человеческое суждение, эгоизм, самоуверенность. Однако если человек, поняв, что его суждения неверны, скажет: «Та способность суждения, которая у меня есть, – мирская, в ней нет Божественного просвещения, и поэтому я совершу ошибку, следовательно, мне не надо использовать этой способности», то Бог сразу просветит его, он приобретет рассудительность и будет различать, что верно, а что нет.
Человек есть тайна! И если тебя заставили быть судьей других, то подумай так: свободен ли мой суд от своекорыстия или же преисполнен им? Не доверяйте своему «я» в своем суждении. Если человек судит, в нем много эгоизма.
Меня заставляют выносить суждения по разным поводам, и я вынужден это делать, несмотря на то, что не хочу этого. Вставая после на молитву, я не чувствую той, ну, скажем так, сладости, которую ощущаю в те дни, когда не сужу. И это не потому, что моя совесть в чем-то меня обвиняет, просто оттого, что я судил как человек.
К несчастью, большинство из нас используют рассуждение не по отношению к себе, а по отношению к нашим ближним. Нам следовало бы иметь претензии только к нашему «я», которое не решается горячо взяться за духовную работу.
Мы читаем, знаем, но – не делаем
В наше время умножились слова и книги, но умалились жизненные опыты. В нашу эпоху не хватает живых примеров. Мы лишь восхищаемся святыми подвижниками, но нисколько не стараемся трудиться вслед за ними и остаемся бесплодными, обманываясь своим «знанием».
Хорошо бы совершать по отношению к каждой добродетели следующую работу: находить святого, который этим качеством отличался, внимательно читать его житие и – в свою меру – стараться практиковать, прося у святого помощи.
Конечно, подражать святому труднее, чем читать (писать – Авт.) о нем. Делать доброе труднее и потому, потому что в добром должен потрудиться, приложить усилия сам человек, тогда как в злом ему охотно помогает дьявол. Во время оккупации ты становился героем, если не приветствовал немца. Сейчас ты становишься героем, если не приветствуешь диавола.
Еще мешает семейный балласт – наследственные страсти. Сами по себе они нам не вредят. Все равно что человек рождается, к примеру, с родинкой на лице, которая придает ему особую красоту. Но если эту родинку расковырять, то может возникнуть раковая опухоль. Не надо позволять дьяволу расковыривать наши страсти.
Мы сыты духом мира сего – поэтому далеки от нищеты духовной
Люди ныне радуются материальному. Если у них новый автомобиль – бьется сердце. Если у них замечательный дом – бьется сердце. Если у них одежда, обувь и прочее – бьется сердце.
Несчастные люди с их мирским восприятием вещей наполнили психиатрические лечебницы. Они говорят: вот счастливый, потому что он построил особняк, а мне в жизни не повезло и т.п. И начинают работать без отдыха. Они не понимают, что как раз не повезло тому, кто построил особняк больше, чем ему нужно.
Так действует на нас мирской дух, величайший враг нашей души, враг больший, чем даже диавол. Это «мирское» разрушит мир. Приняв в себя мир сей, люди изгнали из себя Христа.
Мирской дух проникает в нашу жизнь мало-помалу. Как еж к зайцу в домик входил: сначала он попросил зайца разрешения просунуть в его домик свою голову, чтобы она не мокла под дождем. Потом просунул в домик одну лапку, потом другую и наконец весь протиснулся внутрь и своими иголками вытеснил косого из его жилища. Так и мирское мудрование обманывает нас маленькими уступками и мало-помалу овладевает нами. Если бы оно продвигалось резкими скачками, то мы бы не обманывались.
Все – и стар и млад – гонятся за легкой жизнью. Рассчитывать на дармовщинку тоже учит дух мира сего. Люди мирские хотят заработать побольше денег, не работая. Люди духовные стремятся к тому, чтобы освятиться с меньшим трудом.
Как-то раз на Святую гору приехали два молодых офицера: «Мы хотим стать монахами». – «А почему вы этого хотите?» – спросил я. – «А вот, – отвечают, – мы приехали на Святую гору на экскурсию и теперь вот думаем остаться здесь насовсем. Там, в миру, кто его знает – может, еще война начнется!» – «Да у вас, – говорю, – стыда нет! «Может еще война начнется!» Да и как бы вы смогли уйти из армии?» – «Найдем, – отвечают, – какой-нибудь повод». Что они там найдут? Прикинутся душевнобольными или придумают еще что-нибудь… Да что тут говорить, что-нибудь точно найдут…
Конечно, не сами по себе вещи и попечения этого мира являются злом. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. И негреховное хотение становится злым, потому что через него враг мешает моей любви ко Христу. Потому что немного сердца уходит к одному, немного к другому, и для Христа ничего не остается.
Часто семейные беспокоятся: как им без мирских привязанностей, попечений? Если сумеешь правильно иерархически относиться, все получится. Например: детей своих будешь любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, святых – как святых, ангелов – как ангелов, Бога – как Бога. Как сказал апостол Павел, нужно воздавать каждому честь и уважение, которое ему надлежит.
Хотим грешить и иметь добренького Бога
Такого Бога, чтобы Он нас прощал, а мы продолжали бы грешить. То есть чтобы мы творили все, что хотим или попускаем себе, а Он прощал нас, чтобы Он прощал нас не переставая, а мы дули бы в свою дуду.
Но мы даже не можем себе представить, сколько Он уже нам прощает и как оберегает! Мир давно бы провалился в тартарары, если бы Господь не берег, не ждал, не терпел, не прощал и не помогал нам.
Однако надо человеку и самому для себя же постараться – если он считает себя разумным. Не бывает такого: ты на боку пролежишь свою жизнь, а потом скажешь «прости, Господи», и, пожалуйста, – в рай. Страшно будет такому человеку очнуться от своей дремы и представления Бога «добряком». Это большое обольщение.
А еще мы очень много шумим
Сегодня все приучились жить с шумом. Например, многие из современных людей любят читать, одновременно слушая рок-музыку. То есть им больше нравится читать под музыку, а не в тишине. Им так спокойнее от беспокойства, потому что беспокойство сидит у них внутри.
Тишина – великое дело. Находясь в тишине, человек тем самым уже молится – даже и не молясь. Тишина есть таинственная молитва, и она очень помогает молитве. Затихший в объятиях матери малыш не говорит ничего. Он уже находится в единении, общении с ней.
Использована литература:
Собрание Слов преподобного Паисия Святогорца (в 6 томах). Том 1. С болью и любовью о современном человеке. Изд-во Святая Гора, 2013.