Старец Паисий Святогорец. Святость

В огне искушений святые стяжали святость и духовный опыт, который оставили в наследство нам, своим последователям, чтобы мы предохраняли себя от коварства человекоубийцы

В огне искушений святые стяжали святость и духовный опыт, который оставили в наследство нам, своим последователям, чтобы мы предохраняли себя от коварства человекоубийцы.

Святые подъяли великие подвиги против страстей и победили. Благодаря этому они получили от Христа победные венцы и обильную благодать, и сейчас помогают нам на небе своими молитвами. Мы же должны воздавать им за это великой благодарностью и благоговением.

Тот, кто почитает святых, без сомнения, намного больше почитает Пресвятую Богородицу. Точно так же, как почитающий Пресвятую Богородицу ещё больше почитает Святую Троицу.

Святые не смущаются, как люди, когда мы почитаем одного святого больше другого, потому что они святые и у них нет человеческой мелочности. Святые имеют, конечно, человеческую святость, а не Божественное совершенство, которое имеет Христос. Поэтому не нужно смущаться, если мы заметим какое-нибудь небольшое несовершенство среди множества добродетелей святых. Опять же не нужно несовершенствами, которые были у святых в начале их духовного пути, оправдывать свои немощи. Ибо Бог в начале духовного пути забирал у них ненадолго Свою благодать, чтобы они познали свою человеческую немощь, смирились, а затем восприняли сугубую благодать для того, чтобы мы имели пример для подражания.

Откуда нам знать, не было ли большинство немощей, которые показывали святые, притворством, с помощью которого они скрывали свою святость ? Потому что если бы святые выдавали1свою святость, то у них её не было бы. Мы должны относиться к ним с большим благоговением и быть очень благодарными даже неизвестным святым, которые помогают нам своими молитвами и молчаливым примером своего великого смиренномудрия. Именно по смирению – как мне говорит помысел — они усердно просили Бога оставить их в неизвестности, чтобы люди их не почитали, а они продолжали бы помогать людям тем же способом, как и при жизни – втайне2.

Каждый святой шёл своим особым путём духовного подвига, а потому и теперь помогает нам своим особым святым способом, обращаясь к каждой душе на том языке, на котором она разговаривает и который может понять, чтобы она получила пользу.

Все святые подвизались ради любви ко Христу: святые мученики пролили свою кровь, преподобные отцы пролили пот и слёзы, поставили над собой духовные опыты. Как хорошие фармацевты, они сами пробовали горькое ради любви к образу Божию. Они оставили после себя духовные рецепты, с помощью которых мы предохраняемся от зла или излечиваемся от своих старых духовных болезней, приобретаем здоровье и, если поревнуем уподобиться им в подвиге, становимся святыми.

Конечно, даже все подвиги преподобных: их посты, бдения и так далее, и муки всех святых мучеников – не могут сравниться со страданиями нашего Господа, потому что всем им Своей Божественной силой помогал Христос, услаждая Своей великой любовью их страдания. Поэтому меч палача у горла казался им приятнее смычка скрипки. Для Себя же Христос совсем не использовал Своей Божественной силы, перенося великую боль в Своём чувствительном теле ради великой любви к Своему созданию. Только ощутив эту боль, наш внутренний человек станет настоящим человеком. Иначе он будет бесчувственнее бессердечных созданий Божих, потому что солнце ощутило страдания Господни и померкло, будучи не в силах смотреть на них. Земля убоялась, когда увидела их, камни распались, гробы сотряслись так сильно, что разбудили многих усопших и выпустили их, чтобы они выразили своё возмущение неблагодарностью людей к своему благодетелю и избавителю Богу.

Поэтому, раз мы не принесли Христу ничего своего, по крайней мере, не будем Его огорчать, но принесём Ему свою благодарность и с великим благоговением будем праздновать Его Святые Страсти3. Чтобы нам самим получить помощь, с благоговением будем почитать наших святых, которые ради любви Христовой пролили либо кровь, либо пот и слёзы. И, слушая их синаксарий «В тойже день память святаго…» 4, будем стоять прямо и с благоговением, как солдаты, стоящие по стойке смирно, когда зачитывают имена их героически павших собратьев.

1. Игра слов. Старец употребляет здесь слово «продавать», которое в греческом языке имеет также значение «выдавать, открывать». – Ред.Назад
2. См.: Мф. 6,4. Назад
3. Святыми Страстями в Греции называют Великую Пятницу. – Ред. Назад
4. В греческих монастырях после 6-й песни канона на утрене, как правило, читается синаксарий (обычно – краткие жития святых, память которых празднуется в этот день) или, по крайней мере, особые стихи в честь каждого из празднуемых святых. Перед чтением каждого жития произносятся слова: «В тойже день память святаго…», в конце произносится: «Егоже молитвами, Христе Боже, помилуй нас». – Прим, пер. Назад

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?