Существует мнение, что страдания закаляют человека. «За одного битого двух небитых дают», – говорит пословица. Если однозначно с этим согласиться, выходит, что дети из асоциальных семей, с малых лет хлебнувшие горя и нищеты, становятся сильнее домашних детей. А из взрослых сильнее всех прошедшие через тюрьмы и лагеря. Но так ли это на самом деле? Действительно ли от страданий человек становится сильнее? Мы попросили ответить на этот вопрос людей, не понаслышке знающих мир детских домов и исправительных учреждений.
И.Репин. Иов и его друзья
Протоиерей Анатолий ЕФИМЕНКОВ, клирик Успенского кафедрального собора города Смоленска, руководитель миссионерского отдела Смоленской епархии. С 1960 по 1965 год воспитывался в специализированном детском доме для детей с болезнями легких. В течение 8 лет окормляет заключенных.
— В Писании сказано: «…многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.,14, 22). Но не сказано «муками». Муки же многих людей могут сломать. (И в фашистском, и в чеченском плену некоторые ломались, потому что испытывали нечеловеческие муки). А дети страдают только тогда, когда мучаются. Лишенные материнской ласки, отцовского попечения, они мучаются, и чаще становятся не лучше, а хуже. Попадают в среду наркоманов, бездомных, пьют с опустившимися взрослыми. И из детдомов и интернатов очень немногие выходят с крепкой психикой. Как правило, они бывают ущербные, обидчивые, ранимые. У меня до сих пор это осталось. А недавно видел передачу о детях, которые родились в местах лишения свободы и там пребывают, матери к ним приходят. Несчастные дети! Без следа это не останется.
А как у нас мучают взрослых людей в зонах и лагерях! Редко кто оттуда выходит человеком. Многие потом просто не могут прижиться на свободе, потому и становятся рецидивистами. В воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних дело обстоит лучше, там все же стараются смотреть за детьми, но все равно… Тлетворное влияние сил зла не проходит бесследно для ребенка.
Леонид БОРОДИН, писатель, лауреат литературной премии Александра Солженицына, главный редактор журнала «Москва». В брежневское время был дважды арестован за антисоветскую деятельность, в общей сложности отсидел в тюрьмах и лагерях 11 лет.
— Однозначного ответа нет. Кого-то страдания делают сильнее, а кого-то ломают. Я видел и то, и другое. Но всё же мой опыт нетипичен – я находился в коллективе политзаключенных. Там обстановка не позволяла падать. А уж если кто ломался, то ломался до конца.
Многое зависит от того, какие страдания. Физические могут человека закалить, но моральные страдания, пожалуй, чаще ломают. Но опять же бывает по-разному. В том числе и с детьми. Были случаи, когда страдания делали ребенка сильнее. А вообще о детях разговор особый. Я сам в войну рос в детском доме, и воспоминания у меня о нем и моих друзьях самые светлые. А после войны мой отец был директором детского дома, и я уже в старших классах продолжал дружить с детдомовцами. Славные были ребята и девчата! Не слышал я потом, чтобы кто-нибудь из них пал на дно. Сегодняшние детские дома я не знаю, но слышу о них чаще плохое, чем хорошее. Я не могу оценивать работу воспитателей, но точно знаю, что сегодняшние детдомовцы – совсем другая публика, чем дети послевоенной поры. Тогда это в основном были сироты, дети погибших на войне. Сегодня тоже сироты, но социальные – дети алкоголиков, наркоманов. Есть разница.
Антон КАЛАБАЛИН, руководитель педагогического музея Макаренко в Центре внешкольной работы им. А.С. Макаренко, научный консультант школы Западного округа для детей с девиантным поведением.
— Проблемы делают сильнее, если человек от них не уходит, а решает. А страдания… Смотря какие страдания… Если я хороню любимого, становлюсь не сильней, а несчастней.
Про детей могу сказать, что они становятся опытней, взрослей, циничней. Допустим, прожил ребенок неделю в подвале или на Ярославском вокзале, да еще с компанией пацанов, которые его выбрали лидером. Он за них отвечает, обязан их накормить, напоить. Украсть, но накормить. Да еще столкнется с подлостью взрослых, того же милиционера, который вместо того, чтобы помочь ребятам, говорит: дай 100 рублей, я разрешу вам здесь валяться. Конечно, когда после этого его приведут в школу, и учительница начнет рассказывать в классе сказки о прекрасной жизни, он назовет ее дурой. Ту гадость и пошлость жизни, которую другие если узнают, то лет в 30, а то и в 50, он узнал в 11. И ничему и никому не верит.
Или если мальчишка был в батальоне в Чечне сыном полка, видел смерть. А в школе сидят дети, ничего не понимающие… Он по-другому видит жизнь. Глупо говорить, что он стал мудрее или сильнее. Он стал старее! Это страшно! Задача всех – Церкви, психологов, педагогов, людей – вернуть его к жизни.
Записал Леонид ВИНОГРАДОВ