Православный портал о благотворительности

«А бывало, что мамы и папы целыми классами отказывались участвовать в благотворительности»

Становится ли 1 сентября днем школьной благотворительности? Опыт двух школ – в Москве и провинции

Фото: Евгений Епанчинцев/ТАСС. Обработка Дмитрия Петрова

Известная акция не так уж известна

Уже восьмой год школьники со всей России принимают участие в благотворительной акции «Дети вместо цветов», которую в 2014 году придумала педагог одного из московских лицеев. Идея проекта проста: вместо множества букетов к 1 сентября подарить учителю один общий подарок от класса (причем не обязательно цветочный), а сэкономленные средства направить в благотворительный фонд, помогающий больным детям.

«В нашем поселке, к сожалению, все еще мало кто слышал об акции «Дети вместо цветов», – рассказывает Арина Анатольевна Гусева, учитель русского языка и литературы школы села Лучинское в Ярославской области. – Насколько я знаю, и в самом Ярославле не все знают об этой акции, хотя есть и немало школ, которые участвуют в ней с самого начала и уже успели сделать много добрых дел. Наша сельская школа присоединилась к акции в прошлом году: одна из мам услышала о ней и предложила другим родителям поучаствовать. Я поддержала эту идею – и как учитель, и как родитель: моя младшая дочь учится в этой же школе в третьем классе».

Согласно правилам акции, участвовать в ней можно как всем классом, так и индивидуально. В разных школах это организовано по-разному: где-то все решает родительский комитет, где-то вопрос об участии поднимается в общем родительском чате, где-то – выносится на обсуждение учителем на родительском собрании.

«У нас в школе об акции напоминают учителя на родительском собрании перед началом учебного года, – рассказывает Лина Н., мама троих школьников из Москвы. – А дальше родители сами решают, будет их класс участвовать или нет, и сообщают потом об этом учителю, чтобы для него это не оказалось 1 сентября сюрпризом».

«Мне никто не помогает, почему я должен помогать?»

Учитель с табличкой "1Г" класс
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС. Обработка Дмитрия Петрова

Далеко не все родители готовы участвовать в сборе пожертвований, который предлагает акция. По словам Арины Анатольевны Гусевой, в ее практике встречались случаи, когда мамы и папы целыми классами отказывались участвовать в благотворительности:

«Говорили: мне никто не помогает, почему я кому-то должен помогать? Думаю, здесь сказывается еще сельская жизнь: у людей, которые живут сейчас в деревнях и селах, чаще всего непросто с деньгами, к тому же образование и уровень культуры родителей нередко оставляет желать лучшего».

Арина Анатольевна рассказывает, что в подобных случаях учителя стараются объяснять самим детям, а не родителям, зачем нужна благотворительность и почему взаимопомощь так важна в жизни. Дети, в свою очередь, пытаются объяснить это своим родителям. Учительница вспоминает:

«Как-то мы централизованно собирали от школы деньги для помощи беженцам Донбасса. И были целые классы, в которых родители ничего не хотели об этом слышать.

Но так случилось, что классным руководителем одного такого класса оказалась женщина, которая сама бежала когда-то от войны. И она рассказала на классном часе своим ребятам о том, что пришлось пережить лично ей и ее семье.

Детей это так впечатлило, что одна девочка, причем из очень бедной семьи, отказалась от своих школьных обедов, чтобы поучаствовать в школьной акции. Когда родители об этом узнали, то многие изменили свое отношение к этому – может быть, немного устыдились».

«Благотворительность» как повод сэкономить

Фото: Артем Геодакян/ТАСС. Обработка Дмитрия Петрова

Поскольку участие в акции – дело добровольное, некоторые воспринимают это как повод сэкономить на букете: ведь если класс участвует, то учителю дарят только один общий букет от всех. Лина Н. из Москвы рассказывает:

«Мы присоединялись к акции два года подряд – у старшего ребенка во втором и в третьем классе, у среднего – только во втором. Наши учителя цветы любят, и потому мы обязательно дарим им от класса по букету: каждому ребенку даем по розе, которую он вручает классному руководителю, и так у учителя получается один большой букет роз. И некоторые родители думают: здорово, мне теперь не надо тратить 1000–1500 рублей на букет, а достаточно просто скинуть 90 рублей на одну розу и все. И потом я могу всем рассказывать, что наш класс принял участие в благотворительной акции. При этом деньги на пожертвования этот родитель не сдает. Такая вот хитрость».

В первый год Лина Н. лично собирала от класса деньги на цветы учителю и на участие в акции «Дети вместо цветов»:

«Мне на личную карточку все родители скидывали не фиксированную сумму, а кто сколько планировал потратить на цветы. Я заметила, что большинство переводили меньше, чем стоит самый дешевый букет.

На следующий год мы договорились скинуться только на один букет учительнице и на розы детям, а в фонд (кому какой нравится) каждый переведет сам. Насколько я знаю, перевели всего пара человек».

Чтобы избежать подобных хитроумностей, родительский комитет класса, где учится дочь Арины Анатольевны Гусевой, решил перевести в фонд акции «Дети вместо цветов» не специально собранные деньги, а оставшийся с прошлого года «хвост» из средств, собранных на нужды класса. Никто из родителей не был против.

«Непонятно, когда букет дарит ребенок, который тебя не любит, дает обидные клички»

Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости. Обработка Дмитрия Петрова

Арина Анатольевна признается, что как учитель и классный руководитель она приветствует акцию «Дети вместо цветов»:

«Я не очень люблю, когда мне дарят много цветов, потому что это неудобно: ваз не хватает, букеты приходится ставить в ведра, они вянут и вообще выглядят печально; домой огромную охапку физически не унести, и уже через пару дней просто приходится выбрасывать все в мусорку на заднем дворе школы.

Помню, однажды в начале сентября я посмотрела на эту заваленную цветами помойку – и мне стало ужасно грустно: она напоминала кладбище.

Особенно мне не понятно, когда букет дарит ребенок, который тебя откровенно не любит, дает за глаза обидные клички и тому подобное. Поэтому мои ребята знают, что лучше подарить мне что-нибудь памятное: сделать коллаж, нарисовать что-то… В прошлом году они писали мне письма с пожеланиями. Ведь смысл именно во внимании, которое тебе оказали, в знаке уважения. А он может быть и бесплатным в плане финансовых затрат. В селе, конечно, с цветами проще: можно и нарвать букет у себя в палисаднике, и помочь при этом какому-то больному ребенку».

Помощь по своему усмотрению

Фото: Алексей Никольский/РИА Новости. Обработка Дмитрия Петрова

Для тех, кто участвует в акции, предусмотрены брендированные флажки и плакаты для украшения класса, а также личные значки и наклейки – в случае персонального участия. Однако многие родители признаются, что присоединились к движению «Дети вместо цветов» неофициально – решив адресно помочь нуждающимся семьям по своему выбору.

«Собранные классом деньги я сначала хотела перевести в какой-нибудь из известных фондов, – рассказывает Лина Н., – но узнала, что у младшей сестренки одной из девочек нашего класса онкология.

С согласия всех родителей деньги мы перевели лично маме этой девочки, а не в фонд (тем более что семья многодетная, а маме предстояло несколько месяцев с младшей лежать в больнице).

В классе дочери Арины Анатольевны Гусевой в этом году также обсуждали возможность перевести собранные деньги не в конкретный фонд, а адресно, родителям детей с особенностями. «Вообще, я заметила, что сельские дети намного отзывчивее и добрее, чем городские. Но окончательное решение о том, куда мы направим собранные средства, будут принимать родители в начале учебного года на общем собрании».

Лина Н. рассказывает: «Всегда было сложно найти общее решение для 25–30 разных людей, поэтому несколько родителей все равно приходят со своим букетом каждый год. Для кого-то это способ «замолвить словечко» перед учителем. Кто-то назовет это подлизыванием. Лично я считаю, что участвовать в акции «Дети вместо цветов» нужно, только если делаешь это от чистого сердца – ведь благотворительностью нужно заниматься постоянно, а не только на 1 сентября. И явно не для того, чтобы себя в соцсетях порекламировать».

Цветы – знак праздника

Участие класса или семьи в акции «Дети вместо цветов» не предполагает полного отказа от дарения букета учителю. Впрочем, это даже сложно себе представить. Когда дети Лины Н. переходили в другую школу, мама отправила их обоих с букетами – лично от себя:

«Многие почему-то забывают, что подарить букет учительнице – это важно еще и самим детям, особенно первоклашкам. Не нужно лишать их этого!» – говорит она.

Эту же мысль высказывает и сельская учительница:

«Я считаю, хорошо прививать детям любовь к дарению подарков и цветов, – говорит Арина Анатольевна Гусева. – Ведь, когда совсем без цветов – нет и ощущения праздника. И потом, это красиво – когда ребенок дарит цветок своему учителю, но дарит с пониманием, зачем он это делает и что вкладывает в этот жест».

С 2015 по 2022 год акция «Дети вместо цветов» в одном только фонде "Вера" собрала около 254,5 млн рублей

На сегодняшний день участие в акции «Дети вместо цветов» приняли десятки тысяч семей из нескольких сотен населенных пунктов России. По информации фонда помощи хосписам «Вера», к ней также присоединились более 10 иностранных государств. Общего сайта у проекта нет: каждый фонд, решивший принять в ней участие, делает у себя на сайте собственную информационную сводку о формате своего участия в акции, вывешивает отчетность по ней и создает индивидуальную благодарственную атрибутику для жертвователей. Для участия в акции необходимо зайти на сайт фонда, который присоединился к акции, и зарегистрироваться.
Благодаря акции «Дети вместо цветов» один только фонд «Вера» с 2015 года смог помочь почти 3000 семей с неизлечимо больными детьми – в общей сложности на это собрали около 254,5 млн рублей.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version