Говорим с протоиереем Павлом Хондзинским, доктором богословия, деканом богословского факультета Православного Свято-Тихоновского университета, преподавателем пастырского богословия:
Сравните свое сердце с капустой
– Человек приходит в храм, старается жить с ориентиром на заповеди Христовы, с возможным самонаблюдением, с желанием меняться к лучшему. Как понять – действительно ли что-то меняется в нем к лучшему?
– С одной стороны, мы должны следить за своим внутренним состоянием, но с другой стороны, как мне кажется, оценивать его изменения очень трудно. В самом себе найти и обозначить точку отсчета практически невозможно. Почему так?
Нередко мы с трудом можем понять до конца мотивацию каких-то своих действий. Не самое возвышенное сравнение, но человек в этом отношении немного похож на капусту – из-под каждого следующего листа появляется новый. И возникает вопрос – а где же капуста сама по себе?
В Писании сказано: «Сердце человека глубоко». Нам кажется, что в неких своих действиях мы исходим из таких-то вполне добрых мотивов, а на самом деле наши мотивы одному Богу известны.
А главное, что человек – существо крайне неустойчивое и переменчивое. И даже если мы сегодня и зафиксируем какой-то, как нам покажется, благоприятный сдвиг, совсем не обязательно, что этот сдвиг с нами останется на всю нашу жизнь и мы в дальнейшем никогда не опустимся ниже, а будем все только выше и выше двигаться.
Мы знаем из житий святых разные случаи, когда люди, уже, по-видимому, достигшие высокого уровня духовной жизни и даже благодатных даров, падали и иногда ужасно. Никто из нас от этого тоже не застрахован, поэтому мне кажется, отслеживать стадии нашего развития, пытаясь выстроить какую-то восходящую лестницу, – это отчасти даже и опасно.
– Но, читая Евангелие, притчи, задаешься же вопросом – а не окажусь ли я среди тех, перед кем двери закрылись? Вот фарисеи исполняли-исполняли закон, а оказалось, самое главное упустили!
– Должен быть духовник, который может в этом деле каждому из нас помочь и подсказать, потому что человеку смотреть на себя из себя же объективно очень трудно. Мало кто на это способен. Поэтому здесь помощь духовника и хороша, и необходима.
Я думаю, что Господь будет нас оценивать не по нашим абсолютным достижениям, которые ведь еще от многих внешних обстоятельств зависят, а от того, насколько искренне мы старались двигаться в Его сторону. И это главное.
Каждый на своем месте, со своим талантом или с двумя, или с пятью, может пройти разное расстояние и разного достигнуть. Но даже если свой маленький талант человек пустит в дело, приумножит и будет искренне заботиться о том, чтобы жить по-христиански, то, мне кажется, такой «работник одиннадцатого часа» не останется без милости Божией.
Главное – само движение. И на своем месте делать свое дело максимально хорошо. У преподобного Макария (Глухарева), замечательного миссионера ХIХ века, есть мысль о том, что вообще вся жизнь земной Церкви в широком смысле слова – это миссия. И в этой миссии есть место для любой, как он говорил, науки, любого искусства, любого труда и дела. Церковь принимает всякий труд от каждого человека.
Меняться – значит ущемлять свое «я»
– Есть мнение, что люди радикальным образом редко меняются. То же самое и в Церкви?
– Я готов согласиться с тем, что люди нечасто, небыстро и нелегко меняются. И скорее, может быть, даже наоборот. Часто неосознанно, но именно приходя в Церковь, человек хочет оправдать таким образом свои внутренние проблемы, чтобы жить с ними и дальше. Например, когда собственная вялость, отсутствие точки зрения, позиции, неготовность нести ответственность за свою жизнь и свои решения – выдаются за смирение.
Меняться – это самое трудное для человека. Иногда человек все вокруг себя готов переменить, лишь бы не меняться самому, потому что это очень болезненно.
Тем более, если мы говорим о переменах в христианском смысле, потому что это, прежде всего, некоторое ущемление своего «я», самоотвержение. И часто человек, инстинктивно опасаясь всякой боли, пытается каким-то образом себя прикрыть.
Говоря это, я никого не обвиняю в лицемерии; ветхий наш человек сопротивляется и любые средства, в том числе психологической защиты, для этого использует.
И здесь очень важно, чтобы человек постарался искренне осознать проблему – что на самом деле не так хочется меняться, и каковы тут причины. В этом задача и духовника, и самого человека. И признав этот факт, дальше по мере своих сил и возможностей двигаться. Ведь движение, о котором мы говорили выше, – и есть изменение.
Иногда бывают обстоятельства, которые заставляют человека измениться. Но мне кажется, что главное, с чего надо начинать, – это осознание своих проблем. Иначе есть опасность, что мы все, с чем уже уютно сжились, принесем в Церковь, назовем другими именами и как ни в чем не бывало продолжим жить «по-старому, бывалому». Главное – не обманывать себя.
– Некоторые священники – для лучшей самоотчетности – советуют вести дневник своей внутренней жизни, мыслей и чувств. Это может помочь?
– Наверное, совет может дать тот, кто дневник ведет. Я затрудняюсь что-то сказать. Но у нас есть яркий пример ведения дневника внутренней жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского. И там нет ни слова о продвижении, скорее даже наоборот.
Я как-то разговаривал с человеком, который расшифровывал эти дневники, которые еще не все опубликованы, и он говорил, что с годами в них становится все большее именно покаянных записей. Для святого Иоанна дневник в некотором смысле заменял духовника в силу обстоятельств его жизни. Но там никогда не шла речь о каком-то продвижении: нет такого, чтобы он сказал – а вот в этом я преуспел и больше не грешу. Даже мысли или попытки такой не найти.
Коллажи Татьяны Соколовой