В Китае приговорен к смерти человек, убивший своего партнера по онлайн-игре за тайную продажу виртуального оружия. По словам психологов, геймомания постепенно захватывает и Россию. И если на ранних стадиях ее не остановить при помощи психотерапевта, то легко можно оказаться в психдиспансере.
Китайский суд приговорил к смертной казни 41-летнего любителя компьютерных игр Цю Чэнвэя, который убил своего друга за кражу виртуального меча. Как сообщило в среду китайское агентство «Синьхуа», приговор вынесен с отсрочкой исполнения на два года и в случае хорошего поведения заключенного может быть заменен на 15-летний срок. Агентство рассказывает, что Цю Чэнвэй и его жертва Чжу Цаоюань в феврале нынешнего года в онлайн-игре вместе выиграли «саблю дракона». Затем Цаоюань втайне от друга продал виртуальный меч за 7,2 тыс. юаней (около 0) на интернет-аукционе. Обнаружив пропажу, Чэнвэй обратился с заявлением в милицию, но там ему отказали, так как в китайском законодательстве не предусмотрена статья о защите виртуальных ценностей. Сам Чжу Цаоюань был готов отдать деньги обиженному приятелю, но такой вариант того не устроил.
Разгневанный Чэнвэй ворвался в дом к Цаоюаню и несколько раз ударил его ножом реальным.
После убийства любитель компьютерных игр пришел в полицию и рассказал о случившемся.
Адвокат 41-летнего убийцы отметил, что удовлетворен приговором и не собирается его обжаловать. В то же время семья погибшего заявила, что собирается добиваться немедленного исполнения смертной казни. «Моему сыну было только 26 лет, – сказал отец Чжу Цаоюаня. – Он спал, когда Цю ворвался в его дом. Он едва успел надеть штаны, когда Цю нанес удар ему».
В России также известен случай убийства на почве интернет-зависимости.
В январе 2005 года 14-летний москвич Ильдар Хайрулин «заказал» своим дружкам собственную мать, которая запретила ему играть в слишком «убийственную» компьютерную игру. Преступники зарезали женщину 19 января. Ильдар сам пустил убийц матери в квартиру. По заключению экспертов, жертва скончалась от 20 ударов ножом.
Вскоре убийц и заказчика преступления задержали. Выяснилось, что в качестве платы за преступление исполнители получили мобильный телефон, полторы тысячи рублей и драгоценности жертвы.
С геймерами-взломщиками онлайн-игр в России обычно расправляются в виртуале, однако иногда дело доходит и до реальных инцидентов.
За последние годы в России появилось несколько онлайн-проектов, в которые играют до нескольких сот тысяч игроков ежедневно. Как рассказали «Газете.Ru» модераторы одной из самых популярных онлайн-игр, некоторые участники этой игры могут себе позволить довольно дорогие виртуальные артефакты, оплаченные не игровыми, а реальными деньгами. Стоимость одного такого артефакта доходит до тыс., а некоторые игроки имеют таких артефактов до 15 штук. Поэтому взлом такого виртуального персонажа приводит к существенным денежным потерям. Впрочем, и игроки-«неартефактники» также вкладывают в своих персонажей время, силы и зачастую деньги. Поэтому со взломщиками потерпевшие или их друзья разбираются довольно жестко.
В милицию никто из них не обращался, потому что доказать вину злоумышленника, а тем более наказать его очень сложно. Быстрее учинить «самосуд».
Модераторы способны вычислить через IP взломщика все его координаты. «Иногда мы действуем через провайдеров, которые отключают неблагонадежным людям доступ в интернет. Однако зачастую взломщики действуют через интернет-кафе, поэтому приходится пользоваться и другими возможностями. Например, однажды ради поимки взломщика нам пришлось просматривать камеры видеонаблюдения, а потом «вести» человека до дома. После звонка на домашний телефон взломщик испугался и вернул похищенное, размер которого к тому моменту составлял около 0 тыс., – рассказал собеседник «Газеты.Ru». – Другого взломщика мы убедить не смогли, и тогда пришлось звонить его отцу на работу. Отец – кстати, директор завода – был очень огорчен тем, что его 13-летний сын – вор. И сам принял меры к его отключению от сети».
По словам модераторов, иногда они не успевают вычислить взломщика, и тогда до него добираются хозяева взломанных персонажей.
«Можно совершенно определенно сказать, что за подобные виртуальные преступления несколько десятков человек имеют проблемы со здоровьем. Иногда это просто свернутый нос, а иногда сломанные ребра и отбитые почки. Тратят большие деньги на картинки обычно довольно состоятельные люди, а у них есть свои способы раздобыть информацию о преступниках». Иногда взаимоотношения игроков приводят к «разборкам в реале».
«Газете.Ru» известны случаи, когда во время реальных встреч игроков бойцы противоборствующих кланов с пеной у рта ругались друг с другом. А несколько раз дело доходило до кровавой драки.
«В таких случаях важно, как соотносятся реальность виртуальная и абсолютная, – рассказал «Газете.Ru» заведующий отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов. – В описываемых случаях виртуальная как раз и стала абсолютной. Для большинства людей, пристрастившихся к онлайн-играм, грань всегда существует, но есть группа риска людей, которые там «застревают». В силу психического устройства их увлечение переходит в аддикцию (зависимость). Для психологов это пока новая проблема, поэтому наработанных методик, как бороться с этим синдромом, нет. Но к моим коллегам нередко обращаются родители, дети которых «погрязли» в компьютере».
Как говорят психологи, если человек постоянно поглощен мыслями об игре, задумывается о прошлой игре и находится в предвкушении ее продолжения, если он испытывает раздражение и беспокойство и даже ярость, если надолго отключен от сети или если его пытаются переключить на что-то другое, не может контролировать время, которое проводит в сетевом пространстве, то он уже зависим.
Игры затягивают, причем едва ли не быстрее, чем зависимости фармакологического происхождения (алкоголизм, наркомания, табакозависимость). По мнению некоторых психологов, чтобы стать компьютерным аддиктом, в среднем достаточно полугода-года. Увлечение онлайн-играми, считают они, «цепная реакция»: за одной игрой следует другая, или за пройденным уровнем – следующий, и в итоге человек уже больше живет тем, что происходит в сети, чем тем, что его окружает в действительности.
Государственные психоневрологические диспансеры занимаются, как правило, только самыми запущенными случаями.
Однако в частных клиниках вполне можно пройти курс бесед с психотерапевтом, который может помочь подростку (90% интернет-зависимых людей – подростки) справиться с геймоманией. «Правда, стоит такой курс в районе тысячи рублей за один сеанс, зато у родителей появится уверенность, что их ребенок не придет к ним ночью с ножом», – говорят врачи.
Материал Интернет-издания «Газета.Ru», публикуется с сокращениями.
Текст: Сергей Ивашко, Эля Вермишева