Сенсорные игрушки или, как их еще называют, фиджеты, действительно, помогают в некоторой степени успокоиться и расслабиться, приятным образом стимулируя ряд сенсорных каналов.
Но некоторые психологи идут дальше, объявляя их полезным средством для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а так же при аутизме и тревожном расстройстве.
Так ли это?
Научное исследование, но не о том
Авторы, пишущие о пользе спиннера для детей с СДВГ (в том числе автор «Афиши») ссылаются на научную работу, опубликованную осенью 2015 года в журнале Journal of Abnormal Psychology, в которой, якобы, говорится о том, что «повторяющиеся действия помогают детям с синдромом дефицита внимания концентрироваться».
На самом же деле, это не вполне так, а точнее, совсем не так.
Во-первых, в исследовании не идет речи о повторяющихся действиях, то есть о движениях монотонных либо ритуальных, навязчивых.
Во-вторых, и это очень важно, предметом исследования является сама гиперактивность, а вовсе не спиннеры.
Статья называется «Гиперактивность в синдроме дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ): нарушение или компенсаторное поведение?» (Hyperactivity in Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD): Impairing Deficit or Compensatory Behavior?), при этом под гиперактивностью понимается избыточная двигательная активность в поле крупной моторики, а не мелкой, как вращение спиннера пальцами рук.
Что делает ребенок с СДВГ? Бегает, прыгает, пинает мяч, карабкается на высокие объекты, не может долго усидеть на месте в школе или дома, вертится, дергает соседа по парте. Именно такого рода «крупномоторные» действия и рассматривали исследователи, задаваясь вопросом, мешают ли они усваивать учебный материал, либо, наоборот, помогают. Оказалось, что после физической активности рабочая память детей с СДВГ несколько улучшалась, хотя ее показатели и не дотягивали до нормы.
Выводы интересные, весьма значимые для тех, кто работает с детьми, страдающими СДВГ, или воспитывает таких детей, но, увы, не дающие ответа на вопрос, полезен ли для них спиннер.
Слишком легко, чтобы быть правдой
«Психические заболевания трудно лечить, здесь нет простых решений, — говорит доктор Дэвид Андерсон, клинический психолог и директор Центра СДВГ и поведенческих расстройств при Институте детской психологии в Нью-Йорке, — Очень часто мы говорим родителям к их великому разочарованию: если что-то кажется легкой для исполнения терапией, скорее всего, это слишком хорошо, чтобы быть правдой».
Доктор Марк Штайн, профессор Вашингтонского университета и директор отделения СДВГ в детской больнице Сиэтла озабочен тем, что спиннеры могут отвлечь многих родителей от того, что реально необходимо их детям. Его тревожит, что в медицинскую зону входит бизнес с не всегда добросовестной рекламой.
Однако несмотря на отсутствие научных данных, некоторые врачи руководствуются своим положительным опытом и рекомендуют спиннеры детям с СДВГ и аутизмом, говоря о том, что сенсорная игрушка может помочь успокоиться и даже сосредоточиться. Доктор Меган Уоллс, психолог детской больницы в Филадельфии, предлагает родителям детей с синдромом обсудить со школьными учителями и администрацией возможность приносить спиннер в школу и играть с ним на уроке, если это помогает ребенку.
Не очень понятно, как это происходит, ведь спиннер дает гамму ощущений, стимулируя сразу несколько сенсорных каналов, зрительный, слуховой, кинестетический и тактильный. Каким же образом все эти стимулы, действуя одновременно, помогают ученику сосредоточиться на изложении учителем учебного материала или выполнении задания?
В ряде американских школ посчитали, что спиннер, наоборот, отвлекает, и запретили доставать его из портфеля на уроках.
Крутится-вертится, на время снижая тревогу
О том, что повторяющиеся действия являются адаптивным поведением, снижающим уровень тревожности и у людей, и у животных, пишет группа авторов из Университета Тель-Авива вот в этой статье. Исследователи считают, однако, что ритуалы здорового человека отличаются от ритуалов того, кто страдает от обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), тем, что в первом случае ритуал имеет четко выраженное начало и конец, а во втором — становится навязчивым, принося лишь кратковременное удовлетворение, а затем повторяясь опять.
Повторяющиеся действия при аутизме — не совсем то же самое, что при ОКР, однако и в том и в другом случае они связаны с тревожностью.
Возможно, что у некоторых детей с аутизмом сочетание сенсорных стимулов, создаваемых вращением спиннера, помогает снизить тревожность и тем самым на некоторое время дает возможность сосредоточить внимание на том, что значимо для обучения.
Интерес к вращающимся предметам у аутичных детей — явление хорошо известное. Они любят подолгу смотреть на крутящиеся карусели, с удивительной ловкостью вращают на полу любые предметы округлой формы и внимательно наблюдают за ними и, наконец, крутятся сами, наслаждаясь открывающимся их взору зрительным рядом плывущих по кругу предметов обстановки.
Все это действительно успокаивает аутичного ребенка, и использовать спиннер в ситуации перегрузки, вызывающей истерику, вполне логично.
Однако важно понимать: подобные действия, которые специалисты называют также «стереотипиями», есть способ уйти от тревожности лишь на время и не являются терапией. Состояние через некоторое время снова вернется.
Выключает из окружающего мира
Кроме того, поглощенный стереотипиями ребенок выключен из окружающего мира, страдает его познавательная активность, он не усваивает информацию о предметах и их назначении, не развивает полезных физических и социальных навыков, оттачивая лишь один, связанный с любимым ритуалом.
Поэтому задача родителей и специалистов, работающих с аутичным ребенком, не поощрять стереотипии, а пытаться свести к минимуму время, которое он проводит, занимаясь ими.
Кстати, это одна из проблем, над которой активно работают нейробиологи. Они предполагают, что ослаблению стереотипий у людей с аутизмом может способствовать препарат, усиливающий сигнал нейромедиатора ГАМК (гамма-амина-масляная кислота), но создать такое лекарство еще только предстоит.
А пока родители прибегают к помощи разного рода поведенческих терапий, которые эффективны для большинства детей с аутизмом.
Что же в итоге?
Итак, исследований, свидетельствующих в пользу применения спиннера при СДВГ и аутизме, на сегодняшний день не существует.
Опыт говорит о том, что для некоторых детей, спиннер может быть полезен при ограниченном применении, однако ни в коем случае нельзя допустить чрезмерного увлечения аутичного ребенка этой игрушкой, так как она не решит проблему тревожности, но «выключит» его из содержательной игры, обучения и общения.
Что же касается здорового и самостоятельного подростка или взрослого человека, то сенсорная игрушка может помочь ему расслабиться и успокоиться, после чего —сосредоточиться на важном деле.
Впрочем, есть другие занятия, представляющие собой повторяющиеся действия и приносящие сенсорное удовлетворение, но при этом более продуктивные. Например, вязание. А если вы хотите поменьше сидеть и побольше двигаться — займитесь настольным теннисом.
Источники:
Finding relief in ritual: A healthy dose of repetitive behavior reduces anxiety, says researcher
Fidget Spinners Can Help Children With ADHD, Autism, Doctors Say