В некотором царстве, в некотором государстве жила-была девушка Корги Вельш. Однажды она написала сказку про мальчика Карла и облачко по имени Вольке. Сказка эта была не простая, а звуковая.
Долгое время сценарий лежал у писательницы в столе, но однажды случилось чудо – актеры Театра Булгакова решили поставить по сказке спектакль. Причем не простой, а волшебный: для слепых и слабовидящих детей.
А может, чудо случилось не в тот момент, а чуть позже: когда дети переступили порог театра и «увидели» то, что раньше увидеть не могли: и Карла, и его шляпу, и даже тень маленького мальчика. «Как?» – удивитесь вы? «При помощи звуков, запахов и тактильных ощущений», – поясняет Ксения Дмитриева, работающая над сказочным проектом под псевдонимом Корги Вельш.
Сейчас Ксения не только сотрудник пиар-отдела Театра Булгакова, но и куратор благотворительного проекта «Спектакли-невидимки» Булгаковского дома. После того, как спектакль по ее сценарию, который получил название «Вольке», прижился и полюбился на Булгаковской сцене в центре Москвы, актеры стали возить постановку в школы для слепых и слабовидящих детей по центральной части РФ, показывая ее тем, кто не имеет возможности приехать в столицу.
Спектакль построен таким образом: в зале одновременно находятся не больше 30 детей (спектакль рассчитан на школьников 3-7 классов). Они садятся вокруг или вдоль «сцены» в один-два ряда и автоматически становятся непосредственными участниками творческого процесса. В частности, каждый ребенок в ходе представления может потрогать предметы, принадлежащие главным героям, ощутить запахи, которые окружают персонажей, и, главное, полностью погрузиться в сказочную атмосферу благодаря звуковому сопровождению каждой сцены.
Актеры протягивают школьникам предметы, принадлежащие героям сказки, подносят к носу аромо-тряпочки и в «режиме онлайн» изображают и гром, и молнию, и шум ветра.
По сути, «спектакль-невидимка» – это перенесенный на сцену радиоспектакль. «Дети называют наш проект – «театр 5D»», – улыбается Ксения Дмитриева. И рассказывает об уникальной обратной связи, когда школьники прямо во время спектакля комментируют происходящее на сцене.
«Некоторых настолько переполняют эмоции, что они начинают с места выкрикивать советы героям сказки. Когда это происходит, мы считаем, что наша миссия выполнена: мы смогли погрузить слепых ребят в атмосферу представления», – комментирует Ксения.
По ее словам, в некоторых школах дети писали отзывы на постановку, а также делали творческие проекты по мотивам спектакля вместе с преподавателями.
«Конечно, спектакли Театра Булгакова производят огромное впечатление на детей. Ощущение присутствия максимально: этому способствуют и звуки, и запахи, и даже изменения температуры. Но для наших необычных школьников важен и другой аспект: общение до и после спектакля. Актеры создают неформальную атмосферу и включают детей в творческий процесс. Это очень важно. По сути, это не просто посещение театра, это дружба», – делится своими впечатлениями от проекта «Спектакли-невидимки» педагог школы-интерната для слепых обучающихся № 1 в Москве Наталья Морозова.
На сегодняшний день в России более ста школ для слепых и слабовидящих детей. Спектакль Театра Булгакова посетили пока ученики только 14 учебных заведений. Но на эту осень актеры запланировали новые гастроли: по ближайшим городам центральной России, рассказывает Ксения Дмитриева.
На то, чтобы ехать дальше, у творческого коллектива не хватает средств: проект благотворительный и существует на деньги спонсоров, средств которых, пока хватило только на самую необходимую технику и билеты на поезд для коллектива. Тех, у кого есть возможность поддержать проект и подарить слепым детям в Зауралье шанс «увидеть» волшебную сказку, организаторы спектакля просят поддержать проект на сайте planeta.ru.
Параллельно с подготовкой гастролей коллектив Театра Булгакова работает над вторым спектаклем-невидимкой – «Чучело». Режиссером и «Вольке», и нового спектакля выступает Екатерина Нергуца. Постановка по мотивам повести Владимира Железнякова будет ориентирована на слепых и слабовидящих детей-подростков.
Как отмечает режиссер, к сожалению, на сегодняшний день, эти дети оказываются без внимания со стороны государства и творческого сообщества. И несмотря на то, что Театр Булгакова не единственный, кто ставит звуковые спектакли (похожие проекты есть и в Театре Гоголя в Москве, и в театре Образцова), Булгаковский центр в первую очередь считает своей задачей создать творческую атмосферу для особенных детей, для тех, кто «смотрит» на этот мир иначе.
Конечно, на спектакль Театра Булгакова может прийти и любой зрячий, но, чтобы погрузиться в сказочную атмосферу на 100 процентов, ему придется завязать глаза.