Нужда в такой организации в Санкт-Петербурге огромна. В Питере одних только детей, которые считаются домашними, но дома только ночуют – все остальное время находятся в подвале, – около десятка тысяч. Сколько всего беспризорников – сказать трудно: только одна треть уличных детей в Петербурге зарегистрирована. Другие избегают этого, не попадая в поле зрения патрулей. Они находят себе укромные места на чердаках и повалах, используют пригородные дачные домики. Для них-то и был создан в марте 2001 года Центр социальной реабилитации.
Центр социальной реабилитации в Петербурге – это проект благотворительной общественной организации «Детский кризисный центр». Инициаторы его создания – четыре христианских прихода – Православная церковь Св. Иоанна Предтечи, Евангелическая лютеранская церковь св. Петра и Павла, Католическая церковь св. Сердца Иисуса и Российское Библейское общество.
В действующие проекты Центра социальной реабилитации входят телефон доверия, центр дневного пребывания, дополнительное питание уличным детям и детям из неблагополучных семей, и создание ночной гостиницы.
О телефоне доверия рассказывает сотрудник центра Елена Мазуренко:
– На телефон доверия можно звонить в любое время суток, когда есть какие-то трудности, нужна психологическая поддержка. Консультантами телефона доверия являются психотерапевты и люди, прошедшие специальную подготовку. На телефон доверия звонят дети, родители, подростки. Самому младшему абоненту было пять лет. Большое количество звонков касается межличностных отношений, проблем воспитания, развода, одиночества. Таких звонков бывает около десяти в день. Бывают тяжелые звонки, авторов которых волнует проблема суицида. На вечернее время суток и ночь приходятся звонки, связанные с насилием.
– Даете ли вы какие-либо советы тем, кто вам позвонил по телефону доверия?
– Нет, советов мы не даем. Мы стараемся направить человека, чтобы он сам принял решение этой проблемы. Бывает так, что человек нам потом перезванивает и говорит, что все в порядке. Мы никого ни к чему не обязываем, потому что главный принцип у нас – конфиденциальность. Но нам всегда приятно слышать человека, которому мы помогли жить. Это главное в нашей работе.
Мы работаем круглосуточно. Наш номер в Петербурге: (812)371-61-10
О центре дневного пребывания, дополнительном питании и ночной гостинице для уличных детей и детей из неблагополучных семей рассказывает социальный педагог Олег Леваков:
– Основное направление нашей работы – профилактика детской подростковой безнадзорности и безнадзорности младших школьников. В основном это дети из кризисных, многодетных и малоимущих семей. Группа детей – 15 человек. Они посещают центр три раза в неделю. Приходят туда после школы и уходят около шести вечера. В центре они обедают, делают уроки, занимаются в кружках, иногда ходят в театры и выезжают за город. На летние каникулы мы детей не бросаем, отправляем их в лагеря. Наша деятельность бесплатная.
– Откуда набираются дети для таких групп?
– Так как это младшие школьники, то наши педагоги ходят по школам, расположенным вблизи центра. С 1-го по 4-й класс ребенок может посещать центр. После того, как он повзрослеет, мы помогаем найти ему такой же центр, но уже для иной возрастной категории.
Существуют еще два проекта в рамках этой организации. Это дополнительное питание уличным детям и детям из неблагополучных семей. На ул. Фарфоровская, дом 6 в 15.00 мы даем им обеды. У нас две группы. Первая группа – подростки, которые пока еще находятся в семьях. Это дети из многодетных остронуждающихся семей. Вторая группа – дети, которые живут в подвалах или на чердаках и практически полностью утратили связь с родственниками и общественными организациями. Это уличные дети, беспризорники. Такая вторая группа нуждается в особом внимании. Им нужно дополнительное питание, с ними нужно проводить дополнительную работу, чтобы вернуть их в семью, или приют, или в детский дом. Отсюда вырос следующий проект – социальная реабилитация для уличных детей. В определенное время дети подходят к нам на улице, после обеда они возвращаются в центр и до вечера с ними работают педагоги. Было очень сложно убедить детей, чтобы они приходили к нам, так как они уже никому не верят и тот образ жизни, который они вели, их вполне устраивает. Сейчас я могу сказать, что одна треть детей, которые были в поле нашего зрения, устроены: либо они вернулись в семью или детский дом, либо были взяты под опеку. Другая часть пока определяется, не приняла еще наших условий, доводов, просьб.
Пользуясь детской терминологией, «старая тусовка» разошлась в «нормальную атмосферу» и сейчас у нас около двадцати новых ребят. Конечно, они требуют полной реабилитации, начиная с одежды и здоровья и заканчивая душевными качествами. Дети к нам приходят через «сарафанное радио»: встречаясь где-то в разных частях Петербурга, рассказывают о центре, приходят из любопытства, некоторые остаются.
– Уличные дети – это криминальные дети?
– Не все. Они стоят на грани. Некоторые грань перешагивают. Наша задача – не допустить этого. Есть социальные сироты, родители которых лишены родительских прав, либо пьют и применяют насилие к этим детям, вымещая обиду. Есть дети, которые при наличии нормальных родителей оказываются на улице. Здесь сказывается тяга к свободе, к приключениям, к путешествиям и большая беда – зависимость от токсических препаратов. Значительная часть ребят – те, кто находится в той или иной зависимости. Чем тяжелее зависимость, тем труднее ребенка вернуть к нормальному образу жизни. Есть дети-гастролеры. Это ребята из регионов ленинградской области, которые кочуют, в летнее время оседают на чердаке, а в зимнее время – в подвале.
– Но после того, как эти дети в вашем центре обедают, играют в футбол, общаются с педагогами, они вновь возвращаются в подвалы?
– Да, к сожалению. Поэтому многое, что ребенок увидел и узнал у нас за день, у него выветривается, потому что он возвращается в круг своего быта. Утром мы можем его не узнать. Тот, кто еще вчера был у нас на сцене, сегодня может появиться в тяжелейшем токсическом опьянении. Поэтому следующий проект – открытие ночной гостиницы на 12 мест на пр. Обуховской Обороны, 79. Она не для всех уличных ребят, а для тех, кто проявляет желание начать работать, понимая, что из подвала выходить на работу и возвращаться с нее невозможно. Ночная гостиница открывается после закрытия центра.
– Есть ли у вас образовательная программа? Или образование у многих детей, которые приходят к вам в центр – улица?
– Мы сталкиваемся с ужасающими проблемами. Когда, например, семнадцатилетний подросток не умеет читать, писать, позабыл все на уровне третьего класса – времени, когда он ушел из дома. Собственными силами мы пытаемся заниматься с ними, заново учим писать, читать, дотягиваем их до определенного уровня. Если школа признает его знания соответствующими, мы выдаем аттестат об образовании. Это позволит ему в дальнейшем продолжить образование и найти работу.
– Какие перспективы у таких детей?
– Перспективы, конечно, есть. Здесь важно желание ребенка изменить жизнь. Мы помогаем ему в этом. Мы не отрываем его от его среды, ребенок остается в «безопасности», «среди своих». Тем самым может возникнуть коллективное желание придти в центр. Но есть проблема, о которой мы уже говорили – присутствие зависимости. Если зависимость серьезная, ребенок деградирует и превращается в существо, которое только хочет есть и утолять токсический голод. Здесь перспективы плачевные.
Большая проблема, что ребята 15, 16, 17-ти лет, не имея зависимости, при всем желании не могут устроиться на работу. Их нигде не берут. Работа молодежной биржи труда связана со многими условностями. Нам нужно участие других людей, которые могли бы помочь в трудоустройстве. Если у вас на глазах подросток, который живет в подвале, или он выпал из семьи – объясните ему, как попасть в наш центр, где его покормят, поймут, где с ним будут находиться хорошие люди, а главное – такие же ребята, как он, где ему нечего бояться или стесняться.
Если вы готовы предложить любую посильную помощь – позвоните, пожалуйста, по телефону детского кризисного центра: (812)-560-89-74, или по телефону доверия: (812)-371-61-13.
Жанна Сизова