На днях опять начали говорить о том, что гостевой режим для детей-сирот не эффективен, не нужен и опасен. Мол, походы по кафе их развращают. Травмируется психика детей. И детские дома не хотят реализовывать эту форму, ссылаясь на травмоопасность. Психологи детских домов рассказывают, о том, что дети грустят, вернувшись из «гостевого». Но это прекрасная грусть! Ведь процесс ожидания встречи ребенка с семьей можно грамотно «включать». Это начало новых отношений и новые грани жизни. Грамотно выстроенный «гостевой режим» может дать ребенку-сироте очень многое и от даже повлиять на его дальнейшую судьбу. Не все готовы взять ребенка сироту в свою семью, поэтому для многих, кто хочет сделать что-то полезное для сирот гостевой режим может оказаться как раз самой подходящей формой помощи. Ведь этот режим позволяет ребенку узнать новые рубежи, заглянуть в новые пространства жизни. Так как же лучше сводить детдомовца «в гости»?
Противниками этой формы взаимодействия чаще всего являются организации, граждане, которые считают, что только опека, патронат или усыновление эффективно для детей-сирот. Но надо учитывать, что усыновляют и берут под опеку либо детей-родственников, либо детей младшего возраста. Дети постарше мало кого интересуют. Что делать с ними не знает ни детский дом, ни НКО, ни те, кто готов провести с ребенком этот день. На мой взгляд, самое важное, чему должны научиться добровольцы, берущие детей на гостевой режим: как создать условия, при которых дети могли бы осознавать, что это временная мера участия в их жизни. К сожалению, не навсегда, но, такая. Честно.
Ведь беготня добровольцев вокруг сироты в рамках детского дома не даст столько, сколько может дать один поход в семью, где можно будет наглядно показать все, что касается семьи, ее уклада, границ, и всего того, что в ней размещено. Не придумывая, и не загоняя сирот в домовую комнату, где будут говорить о том, чего ребенок увидеть не может. Может сразу отвести его туда, где и придумывать ничего не надо?
Часто противниками такой формы выступают детские дома. Тамошние психологи говорят о том, что дети меняются после гостевого, им становится трудно жить в рамках детского дома и т.д. Им трудно, и вот этой трудности им там не желают, а зря. Дети хотят в семью, но, если ребенка не усыновили лет до 5, то, скорее всего, это хорошее желание они смогут реализовать только создав когда-то свою собственную. Но известно, что дети-сироты с огромным трудом создают семьи, часто живут поодиночке, потому что боятся ошибаться, ошибившись, раз или два. У многих детей-сирот есть ложное представление о семье, когда он искренне считает детский дом такой семьей. Как это преодолеть потом, когда детского дома рядом уже не будет?
Интересно получается: если ребенок становится задумчивым, задающим вопросы, ему где-то даже и трудно, в этом тут же находят катастрофу. Но гостевой – это не шишки, падающие на голову, а скорее шлем для тренировок, чтобы не получать более болезненные шишки от самой жизни. Сотрудники детских домов, очень не хотят таких изменений, ведь это заставляет их шевелиться и идти в ногу со временем. Они желают детям прежнего спокойного проживания, комфортного и безмятежного. Но эти сотрудники не окажутся рядом, когда выпускник детского дома не сможет прижиться в системе общежития, где живут и домашние дети, просто потому что не имеет навыков самостоятельного проживания. Не умеет занять себя, не имеет мотивацию к учебе и т.д., не умеет преодолевать зоны риска, навыки обхода которых мог бы подсмотреть в том же гостевом. Будет иметь трудности контакта с противоположным полом, сервировкой стола и т.д.
Противники гостевого режима искренне считают, что посещая семью, ребенок получает травму. Но какую он получит травму, когда ему придется столкнуться с проблемами, гораздо более сложными, нежели посещение чьей-то семьи? Это никого не волнует, все охраняют сироток от травм. Но это полезные травмы. Ведь ребенок все равно живет, соприкасаясь с миром, заглядывая в который, не может в него войти. Детдомовец учится в школе с домашними детьми, те говорят о своих родителях, планах на выходные или едят домашний бутерброд. Или слышит рассказы о жизни в семье. Все это формирует в нем знания, но те ли они, того ли качества, верное ли представление у него возникает по этим обрывкам фраз?
Конечно, если вы берете ребенка на гостевой режим, необходимо обладать знаниями, чтобы не только не навредить сироте и не дать ему лишних надежд, но и все сделать, чтобы из-за вашего неумения такая форма поддержки не была отвергнута вообще. Важно понимать, что для ведения этого направления надо чувствовать, что дети не воспринимают НКО как толпу просто добрых дяденек и тетенек, а есть доверие, уважение и взаимопонимание. Сотрудничество. Тогда «гостевой режим», для многих сирот станет благом, а не его подменой, когда поход в кафе или кино легко называют «гостевым режимом». Необходимо включение ребенка сироты в семейный ритм, определение формы его участия, и т.д. Это нечто большее, более программное, действительно помогающее развивать ребенка, готовить его к самостоятельной жизни. Посещая семью, ребенок видит не только внутренний мир семьи, обустройство дома, пользование теми или иными приспособлениями, он не боится жить в этом пространстве. И желает создать его, научившись, подсмотрев, поняв и приняв. Сироты, попавшие в детский дом позднее других, выгодно отличаются от детей, не живших в семьях. Значит, надо сделать все, чтобы последние набрались этих знаний. Возможно, это для них единственный шанс узнать о мире семьи и жизни. Не лишайте их этого шанса. Ведь ребенок приходит не гостить, как это бывает в жизни, он приходит учиться жизни. Это так важно. Берегите «гостевой», как формулу будущего успеха в жизни.
Когда ребенок оказался в вашей семье, не надо постоянно думать о том, что на вашей территории сирота и нужно сделать много специального, чтобы этим обгореть его. Не надо часто обсуждать это и постоянно созывать на этот счет «домашние конференции». Ведь то, что он у вас это время, а не в стенах детского дома, – это уже много. Не надо покупать только сладкие продукты, самые лучшие мультфильмы и постоянно дарить подарки. Мы же для своих детей этого не делаем, зачем этим развращать ребенка, пусть и чужого? Чем он хуже ваших детей? Не надо продумывать походы каждый день в кино и кафе, потому что это приведет к тому, что вернувшись в детский дом, ребенок поймет, что его брали для неестественного обогрева, и будет ждать только этого. Между тем, он может понять и то, что он как бы на обучении, в лагере, в гостях. Надо просто грамотно включить ребенка в процесс, ритм, которым живет семья. Подъем, умывание, участие в приготовлении завтрака. Не выделяя его как детдомовского ребенка. Пусть ребенок делает ответственные шаги, принимает решения и участвует в жизни семьи. Пусть делает то, чего он не может сделать в рамках детского дома, и эти навыки будут для него спасительными потом, после выхода из стен детского дома. Если надо вынести мусор – пусть вынесет, попылесосить, помыть окно, помочь главе семьи вкрутить шуруп, пойти со всеми на спорт, подготовить вместе уроки. Не берегите его от того, что является выполнением обязанностей в рамках семьи. Чтобы ребенок не чувствовал себя выделяемым, чтобы все, что получают дети из семьи, доставалось и ему. Чтобы он понимал, что его принимают как личность, а не как сироту. Ведь такие отношения позволят помогать ребенку и после того, как он покинет стены детского дома, он уже сам сможет прийти как гости, в гости, как и мы, ходим к своим друзьям и знакомым. Это так важно для будущей адаптации, о которой так много говорят. Но самая лучшая адаптация та, которая была в контакте, в семье, среди понимающих людей.
Часто, после того, как ребенок принял все правила жизни в семье, возможна опека и усыновление. Так что «гостевой» это и начало новых возможностей для ребенка сироты. Не лишайте его этих возможностей.
Александр ГЕЗАЛОВ