До середины ХIХ века сестрами милосердия были в основном монахини, и их деятельность ассоциировалась прежде всего с христианской добродетелью. Мало кому приходило в голову считать эту работу профессией. Жертвенность и сострадание – основные постулаты сестринского дела того времени.
Со временем стало понятно, что одного сострадания недостаточно – чтобы выхаживать больных, нужно многое знать и уметь.
Флоренс Найтингейл. За несколько дней собрала команду из 34 медсестер и отправилась на фронт
Близкие ломали голову, откуда в ней это дикое желание? Англичане из высшего общества всегда помогали бедным, это было принято, но, чтобы образованная, богатая, честолюбивая девушка мечтала посвятить этому всю свою жизнь… такое случалось нечасто.
У Флоренс Найтингейл (1820–1910) была возможность вести светскую жизнь в роскошном доме с огромным количеством прислуги, но она жаждала менять мир к лучшему, причем масштабно, вспоминала ее сестра. Верила, что в этом ее Божественное предназначение.
Найтингейл начала с самой низшей должности в лондонской больнице, помогая бороться с эпидемией холеры. Работала дни и ночи напролет и через год заняла должность суперинтенданта больницы.
К началу Крымской войны (1853–1856) у нее уже сложилась прочная репутация ответственного и преданного делу профессионала. Найтингейл поручили организовать группу медсестер для ухода за ранеными солдатами.
Всего за несколько дней Флоренс собрала команду из 34 медсестер, в основном из религиозных общин, и отправилась с ними на фронт.
Они прибыли в Скутари, британский госпиталь в Константинополе. Госпиталь был переполнен, раненые лежали в собственных экскрементах на носилках, в коридорах. Мимо них проносились крысы, всюду ползали клопы. Флоренс раздобыла сотни щеток и попросила ходячих пациентов помочь отмыть внутреннюю часть больницы от пола до потолка. Многие сочли это эксцентрической выходкой светской дамы.
Флоренс не обращала внимания на косые взгляды. Немедленно открыла прачечную – пациентам жизненно необходимо было иметь чистую одежду и постельное белье. Заставила всех мыть руки, понимая, что это один из способов остановить распространение болезней. Помогла спроектировать палаты так, чтобы впустить больше света и свежего воздуха.
Сохранились письма, где она обвиняла военных врачей и администрацию госпиталя в «убийственных» ошибках. Не думая о последствиях, не соблюдая никаких мер безопасности, они отправляли больных холерой в переполненные палаты, не проветривали помещения, чем множили распространение инфекций.
То, что сегодня кажется очевидным, в то время встречало сопротивление – ей приходилось отстаивать свои взгляды, объяснять важным чинам, почему необходимо мыть руки и избавляться от насекомых и грызунов.
Позже правоту Найтингейл подтвердило специальное расследование: почти в семь раз больше британских солдат умирало от болезней, чем от ранений, и, как только больницы были отмыты, продезинфицированы и все стали соблюдать правила личной гигиены, уровень смертности снизился с 40% до 2%.
Флоренс с детства увлекалась статистикой, и это очень пригодилось ей, когда она начала работать над реорганизацией армейской медицинской службы. Рассылала анкеты администраторам больниц, собирала и анализировала результаты, создавала комиссии по расследованию. Ее книга «Заметки о факторах, влияющих на здоровье, эффективность и управление госпиталями британской армии»1858 года вошла в историю как первое статистическое пособие. Найтингейл пришла к убеждению, что «использовать статистику для понимания того, как устроен мир, – значит понимать замысел Бога».
Она отдала подарок королевы Виктории, роскошную брошь, на строительство больницы Святого Фомы, а в 1860 году открыла при больнице первую в истории страны школу подготовки медсестер. Выпускницы школы стали открывать подобные заведения в Америке и Европе, а день рождения Флоренс, 12 мая, стал Днем медсестер во всем мире.
Екатерина Бакунина. Искоренила воровство в госпиталях, вернула мясо в суп солдату
В те же дни, только по другую сторону фронта Крымской войны, сестринским делом занималась другая выдающаяся женщина, Екатерина Бакунина (1810–1894). Она знала о Флоренс Найтингейл задолго до того, как попала на войну, и не считала ее врагом.
Бакунина вспоминала, как отслеживала публикации в газетах, надеясь, что ее кандидатуру одобрят для отправки на помощь раненым: «И вот, прочитала я, что в английские госпитали поехала мисс Найтингейл с дамами и сестрами. А что ж мы-то? Неужели у нас ничего не будет? Эта мысль не оставляла меня…».
Да, она ненавидела французов и англичан за то, что они сделали с ее любимым городом Севастополем, но первая разорвала свой платок, чтобы перевязать встреченного на поле сражения раненого французского солдата, и успокаивала его на чистейшем французском.
В 1854 году по инициативе Великой княгини Елены Павловны создается Крестовоздвиженская община сестер милосердия, женское формирование для оказания помощи раненым. Бакунина была одной из первых, кто выразил желание поехать на фронт.
Готовясь стать медсестрой, она присутствовала на хирургических операциях, чтобы испытать себя. «Некоторые врачи смеялись надо мной, – писала Бакунина в дневнике, – что это за сестра милосердия, которая ездит на перевязки в карете?» А она просто боялась простудиться, ведь тогда ее поездка могла сорваться.
Да, она сама называла себя «кисейной барышней», любила танцевать на балах, музицировать, но все это оказалось бессмысленным и ненужным, когда началась война.
Конечно, ни она и никто другой не могли себе представить, что их ждет. Иногда за одну ночь поступало более 100 раненых и делали до 60 операций за утро – в основном ампутации. «Страшные раны, оторванные ноги, несчастные, которые вместо рук поднимали обнаженные кости, проломанные головы – все эти ужасы только с разными переменами повторялись изо дня в день. Господи, как все это было ужасно и тяжело!..» – писала она в дневниках.
Но лить слезы было некогда. Екатерина Бакунина объехала все военные госпитали Крыма. Шла пешком по колено в грязи или скользила по льду, сопровождая повозки с больными и ранеными. Никогда не требовала для себя особых условий, в холодных промозглых избах ночевала вместе с солдатами. Все это было «не для лести и суеты, а для жизненной пользы страждущим больным», – писал про нее доктор Пирогов.
Бакунина действовала порой как четко отлаженный механизм, могла быть авторитарной, жесткой, когда того требовали обстоятельства. Они с Пироговым почти искоренили воровство в госпиталях, которое расцвело от безнаказанности и смятения. Бакунина вернула мясо в суп солдату – до ее появления мясо разворовывалось (и не только мясо, воровали все, даже лекарства), а раненых кормили жидкой баландой с заплесневелыми сухарями. Солдаты обожали ее, рассказывали о ней в письмах родным, с ней не хотели расставаться, когда выздоравливали. Один ее вид – никогда не растерянный, всегда собранный, доброжелательный, вселял в них уверенность.
Ана Нери. Отправилась на войну, чтобы не расставаться с сыновьями
История Аны Нери (1814–1880), самой известной медицинской сестры Бразилии, возможно, не такая блистательная, как у Найтингейл или Бакуниной – она не вела статистику, не воевала с администрацией, но из поколения в поколение люди передают рассказы о том, что может сделать женщина, умеющая сострадать и любить.
Ана родилась в маленьком городке Кашуэйра-ду-Парагуасу, вышла замуж и родила троих сыновей. В 29 лет овдовела, но муж оставил ей достаточно денег, чтобы жить безбедно. Ана воспитывала сыновей одна и была сильно к ним привязана. Один сын стал военным, а два других получили медицинское образование. В 1864 году ее сыновья были призваны на Парагвайскую войну (1864–1870).
Когда это случилось, Нери написала президенту: «Я бразильянка и не могу оставаться равнодушной к страданиям своих соотечественников. Как мать, я не могу оставить сыновей один на один с ужасами войны, мне невыносима даже мысль о разлуке с сыновьями. Я хотела бы сопровождать их».
Ана вызвалась заботиться о раненых до тех пор, пока будет продолжаться конфликт. Ее заявку одобрили, и 51-летняя женщина вошла в состав 10-го добровольческого батальона. На протяжении всей войны Ана работала в военных госпиталях и прославилась на всю страну как первая женщина-медсестра в Бразилии.
Условия и здесь были тяжелейшими – полная антисанитария, нехватка перевязочного материала, лекарств, еды и огромное количество пациентов. Нери так же, как и Найтингейл и Бакунина, часто покупала необходимое для госпиталей на свои средства, не делала различий из-за происхождения или национальности раненых, утешала, вселяла надежду. Сама держалась из последних сил.
Когда погиб один из ее сыновей, она едва успела заплакать – рядом кричал от боли и звал на помощь солдат противника. Ана без злобы подошла к нему, взяла за руку. По лицу текли слезы, что творилось в ее душе, можно только догадываться.
После того как был ранен второй сын Аны и погиб ее племянник, она по-прежнему оставалась в строю. Она не могла сдаться и прекратить помогать вдовам и сиротам погибших и тем, кто продолжал воевать. Очень скоро ее стали называть «мать бразильцев».
Ана открыла на собственные деньги образцовый лазарет в Асунсьоне, столице Парагвая, где работала наравне со всеми. Война уничтожила бóльшую часть мужского населения Парагвая (по разным оценкам, от 75% до 90%) и оставила сотни тысяч женщин и детей в нищете. Ана заботилась обо всех, кто попадал в ее поле зрения, а в конце войны усыновила троих детей-сирот.
В 1870 году, когда Нери вернулась в Бразилию, ей присудили несколько наград за гуманитарную деятельность. Император Бразилии Педру II своим указом назначил ей пожизненную пенсию. Ана использовала эти деньги на образование детей, которых привезла с собой из Парагвая.
В 1926 году, когда в Бразилии открыли первую официальную школу медсестер, ее назвали именем Аны Нери, а сама она получила посмертно звание Национальной героини Бразилии.
Валери де Гаспарен. Создала светскую профессию на основе христианского служения
Историки до сих пор спорят, кто первым открыл школу для медсестер, Флоренс Найтингейл или Валери де Гаспарен (1813–1894).
Так или иначе, в 1859 или 1860 году, в Швейцарии, Валери де Гаспарен при поддержке мужа основала первую в мире светскую школу для медсестер в Лозанне.
Богатая филантропка, протестантская писательница, она мечтала улучшить систему здравоохранения, о которой до этого заботилась лишь Церковь.
На основе христианства она создала профессию, в которой важны были знания и научный подход. Занятия в школе вели опытные врачи разных специальностей, обучая правилам оказания помощи. Здесь любая женщина – незамужняя, замужняя или овдовевшая – могла овладеть медицинским ремеслом независимо от своего социального статуса и без необходимости быть монахиней.
Это было очень смело и в корне поменяло взгляд на сестринское дело. То, что раньше воспринималось исключительно как служение, становится работой, за которую должны платить достойные деньги, а женщины обретают финансовую независимость и могут прокормить себя и своих близких в случае нужды.
За несколько лет до смерти Валери создала фонд, куда перевела капитал, чтобы поддержать деятельность своей школы в будущем.
«Медсестра открывает глаза новорожденному и мягко закрывает глаза умирающему. Воистину, это великое благословение – быть первым и последним, кто стал свидетелем начала и конца жизни».
Кто и когда сказал эти слова неизвестно, но именно так происходит уже на протяжении веков. Люди рукоплескали медсестрам по всему миру во время Крымской войны – и недавней пандемии ковида, как они самоотверженно работали дни напролет, спасая жизни и облегчая течение болезни, насколько могли. Современные медсестры оказались достойны памяти своих прекрасных предшественниц.