Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Спасение на водах

Идея сооружения первого плавучего храма принадлежала астраханскому мещанину Николаю Янкову. Он подолгу жил на рыбачьих промыслах, где не было церкви и очень скучал по богослужению. В октябре 1907 года он написал проект «устройства первого плавающего на водах храма». Смотрите наш фоторепортаж о том как выглядит современный плавучий храм

«Обычный храм стоит на суше, а наш ходит по воде! Местным жителям любопытно, что за храм такой странный причалил к пристани? И они приходят, сначала посмотреть, потом поговорить, потом на службу приходят, а в другой раз уже и ждут когда мы снова остановимся у них», — о храме-барже «Святитель Иннокентий» и об истории появления таких храмов в России нам рассказал настоятель плавучего храма во имя свт.Иннокентия иерей Геннадий Ханыкин.


Идея сооружения первого плавучего храма принадлежала астраханскому мещанину Николаю Янкову. Он подолгу жил на рыбачьих промыслах, где не было церкви и очень скучал по богослужению. В октябре 1907 года он написал проект «устройства плавающего на водах храма». Кирилло-Мефодиевская община Астраханской епархии купила старый буксирный пароход на котором и был построен храм. На его устройство собрали немалую по тем временам сумму 20476 рублей. Денег хватило и на паровую машину, выписанную из Англии.

Помещение церкви площадью тридцать квадратных метров обустроили в носовой части парохода. Плавучий храм освятили в Астрахани в 1910 году во имя свт.Николая Чудотворца. Событие это считалось таким значительным, что даже император Николай II прислал в день освящения церкви телеграмму: «Искренне радуюсь доброму делу удовлетворения духовных нужд ловецкого населения и благодарю всех за выраженные чувства». Церковь – пароход «святитель Николай Чудотворец» должен был ходить в дельте Волги и Каспии, где останавливались морские суда, которые во время мелководья не могли доходить до пристаней Астрахани и были вынуждены подолгу стоять у берега. Порой в местах, куда приставала церковь, скапливалось до нескольких сотен пароходов, шхун и барж. За весну, лето и осень церковь делала путь длинною более четырех тысяч вёрст. После революции храм переделали в ресторан на воде. Узнать где находится эта баржа сейчас и сохранилась ли она отец Геннадий не смог.


Инициаторами воссоздания плавучего храма в наше время стали протоиерей Николай Агафонов, заведующий миссионерским отделом Волгоградской епархии, протоиерей Федор Ван Дер Ворд, руководитель православного отдела при «Kirche in Not » и директор одного из железнодорожных предприятий В.И.Корецкий. Мечта о церкви, которая сама приходит к людям, подкреплялась географическим положением Волгоградской области, она вся пересечена реками и каналами.


«Храм на новой барже мы строили сами, — рассказал отец Геннадий, — и в 1997 году он был готов к своему первому путешествию. Назвали храм «Святитель Иннокентий», в честь знаменитого православного миссионера Святителя Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского. 5 июня церковь двинулась в миссионерский рейс по Волго-Донскому каналу. По благословению Владыки Германа священником на плавучий храм был назначен о. Сергий Тюпин, а я был дьяконом. После 2-х месяцев путешествия, меня рукоположили в священника, и назначили настоятелем».

иерей Геннадий Ханыкин

Плавучая церковь передвигается с помощью старенького буксира, который носит имя Святого Благоверного князя Владимира. Церковь — это бывший дебаркадер разделеный на две части. С одной стороны – храм и звонница, с другой – жилые помещения: комнаты, камбуз, трапезная. В храме есть все необходимое: алтарь, иконостас, утварь, подсвечники, лампады и иконы. Венчает храм серебряный купол с золотым крестом.

Свт. Иннокентий


внутреннее убранство храма

В течение 120 дней первого миссионерского путешествия плавучий храм побывал в 28 населенных пунктах. За это время 450 человек приняли крещение, около полутора тысяч участвовали в таинствах исповеди и причастились Святых Христовых таинств. Богослужение посетили более трех тысяч человек. Храм останавливался в каждом населенном пункте на 4-5 дней. Вместимость храма примерно 60 человек, на стоянках на службы приходили от 10 до 40 человек.

иконная лавка



«Необычность нашей миссионерской деятельности, — продолжил свой рассказ батюшка, — в том, что проповедует сам храм, устроенный по православным канонам, с куполом, позолоченным крестом, благолепием внутреннего убранства, но обустроенный на воде. Он привлекает внимание жителей окрестности. Когда мы причаливаем к берегу, обязательно звоним во все колокола. Мы с псаломщиком отправляемся в хутор, чтобы повесить расписания служб, встретиться с жителями, пригласить их на богослужение. В каждой станице остаемся до тех пор, пока люди к нам приходят, пока они нуждаются в нас. Часто просят «встать на вечную стоянку». Но мы уже девять лет ходим по Дону, жители и других хуторов привыкли к нам, ждут прихода храма целый год. За один рейс мы проходим примерно 400 километров по Дону от Волгограда и обратно.

макет храма из глины


трапезная или кают-компания?

Наша команда – это я, матушка, она у нас поет в храме, капитан, два матроса и два моих сына Петр и Николай – алтарники и юнги. Часто вместе с нами ходят в плаванье знакомые с детьми. У нас даже как-то был детский лагерь на борту. Ребятишки помогали драить палубу, мальчики помогали мне в алтаре, девочки готовили вместе с матушкой обед. Конечно, они и купались и рыбу ловили и в игры играли. Надо же детям отдыхать где-то, хорошо, когда получается устроить отдых при храме.

В хуторах нас ждут, принимают с радостью. Хотя помнится, когда в первый рейс пошли, причаливаем к одной станице. В это время местный жительницы шли к берегу, они услышали колокольный звон с реки и страшно испугались, начали креститься. Не видели никогда такого диковинного храма! Теперь привыкли, всем хутором выходят на берег встречать храм. Но всякое бывает. Пьяные ребята однажды обрезали швартовые канаты, побили наших матросов, даже обещали поджечь храм и утопить команду. Но я с ними поговорил по-хорошему, все-таки рост у меня 190 и телосложения я крепкого. Они послушались и больше не приходили с плохими намерениями. Воруют в хуторах часто, тащат все что «плохо лежит» ведра, канаты, бочки. Мы каждый год останавливаемся в одних и тех же станицах, подружились с жителями теперь они относятся бережнее.

звонница и вход в храм

На мели садимся каждый год! Я с ответственностью могу заявить, что все мели здесь знаю! В 2001 году ни одного дня не прошло так, чтобы мы не сели на мель. Дон пересох воды по колено было. А посадка у нас 70 см. В прошлом году на полном ходу оторвались оба руля, пришлось толкать баржу вручную! И пробоины случались и чего только не было. Но всегда находились помощники и храм не оставался в беде. Удавалось все на месте починить и идти дальше».

шлюпка

Плавучий храм ходит в рейсы летом с мая по август. Зимует плавучая церковь в поселке Пятиморский Волгоградского района и используется там в качестве приходского храма. Зимой с переменным успехом удается немного подремонтироваться, подлататься, подштопаться, собрать денег на солярку и тогда можно готовиться к новому рейсу. За годы стоянок плавучего храма в Пятиморском, в поселке сложилась крепкая православная община. Во многих хуторах, где бывал «Святитель Иннокентий» уже построили свои церкви, часовни, молебные дома (станицы Трехостровская, Качалинская, Усть-Хоперская, хутор Бобровский и др.) «Мы с нашими прихожанами не расстаёмся, даже когда уходим дальше по реке – во всяком случае, молитвенное общение не прекращается – я за них молюсь, они, надеюсь, за меня молятся!», — сказал батюшка.

зимовка в поселке Пятиморский

В наше время построены еще два плавучих храма. Один назван в честь Святителя Николая. Церковь стоит на Волго-Донском канале, и он стал как бы приходским храмом, передвигаться по Дону он не может из-за отсутствия буксира. Второй храм построен и назван в честь святого князя Владимира. Находится он в Волгограде на Волге у пристани яхт-клуба, что в Кировском районе. Это самоходная плавучая церковь, но передвигаться она пока тоже не может. Однако Богослужения в этих храмах совершается.


Екатерина СТЕПАНОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?