Кто идет в соцработники
У Ларисы высшее экономическое образование, до тридцати лет она работала в крупной фирме. А когда вышла из декрета, выяснилось, что совмещать руководящую работу и маленького ребенка не получается. И стала искать работу, которая совмещалась бы с материнством.
– Не помню точно, кто мне подсказал «идти в соцработники», но в отделе кадров были удивлены. Меня взяли на испытательный срок, потому что думали: я тут же уйду. А мне понравилось. Ведь работы по своей полезности бывают разные, и я поняла, что делаю нужное и благодарное дело.
– А не обидно было после руководства фирмой – носить авоськи с продуктами и мусор выносить?
– Нет. Желание подняться и руководить у меня было в молодости. Но все это прошло, когда родился ребенок. И после декрета на руководящей должности я себя чувствовала по-другому: мне вдруг стало всех жалко, я увидела, сколько мам у меня в подчинении…
Я вообще считаю, что соцработник – это такая хорошая профессия для семейных женщин: между визитами к подопечным бывает время проверить ребенка, встретить его из школы или, если ты на машине, забросить куда-то на кружки. Дети получаются не брошенные.
Ведь «портрет соцработника в Москве» – замужняя женщина с детьми.
Почему в соцработе нет услуги «поговорить»
– Ваши подопечные бабушки – кто они?
– Наши «бабушки» – в основном одинокие пенсионеры, которым уже трудно что-то делать для себя (сходить в магазин лишний раз, выйти из дому в плохую погоду или по здоровью, записаться к врачу), которые сами о себе позаботиться полностью уже не могут. И, конечно, они все проживают без родственников. Хотя бывают и исключения.
Если бабушке нужен соцработник, она или ее родственники идут в ЦСО и пишут заявление.
Если, например, бабушка живет вместе с сыном или внуком, но отношения у них сложные, ведется раздельное хозяйство, этот случай тоже будет рассмотрен. Тогда пишется заявление в ЦСО, может быть заявление соседей или заявление самого этого внука, что он помогать не может, и за бабушкой закрепляют соцработника.
– Но ведь одинокой бабушке хочется еще поговорить?
– Вот с тех пор, как нам ввели систему «единиц трудоемкости», стало неудобно. Потому что на выполнение каждой услуги выделяется конкретное время. С одной стороны, начальство говорит: «Вы ж понимаете, с кем работаете, не надо четко этого придерживаться». Да и бабушку на полуслове не оборвешь. Но так, как раньше – чтобы спокойно все сделать, и при этом поговорить, – уже не получается.
Приходится разговаривать, пока заполняешь документы, чистишь овощи, завариваешь чай. А потом тихо ретируешься к двери.
Бабушкам мы объясняем: «Все меняется. Сколько можем времени, мы вам уделяем, но вы должны понять, что у меня еще столько-то подопечных. Они все, конечно, поначалу не верят, что их так много, но потом привыкают. Как поставишь себя с человеком, когда он только оформил обслуживание, так и будет.
Здоровье, родные, погода, политика – главные темы наших бабушек
– Кого больше среди ваших подопечных, мужчин или женщин?
– В основном, это конечно, женщины. Видимо, потому, что продолжительность их жизни в нашей стране больше. Есть очень интеллигентные дамы с высшим образованием, и те, кто занимал руководящие посты. А есть, – кто работал на заводах.
Те, кто совсем одинок или с родственниками живет далеко, находят в соцработнике «свободные уши» – спешат рассказать ему о своих проблемах и поделиться. Иногда из раза в раз рассказывают одно и то же – это привычно.
Первое, что все обсуждают, – это здоровье. О нем, бывает, рассказывают в самых мельчайших подробностях. Потом упоминают родственников. Дальше обязательный «пункт меню» – погода. А потом уже идут новости и политика.
Причем, интересно: лавочки во дворах у нас не исчезли, иногда я даже вижу, как другие бабушки на них сидят. Но мои подопечные предпочитают общаться со мной, а не с соседками: «Я – не такая. Я с ними свою жизнь обсуждать не пойду, потому что начнутся сплетни и разговоры».
А у социальных работников когда-то даже в бланках рабочих журналов было записано: «Все, что доверяет Вам клиент, должно остаться с Вами. Это нельзя обсуждать с посторонними и даже друг с другом».
В последние годы стали все чаще обсуждать экономический кризис.
То и дело слышишь: «Все позакрывалось, дети и внуки без работы». Удивительно, но дети помогают очень немногим – разве что за бабушкины деньги купить продукты или прибраться.
Но при этом почти все бабушки умудряются выделять деньги родным. «На обучение», «на день рождения» или «внук же мне приехал помочь – он заслужил».
А бывает и такое: приехал взрослый сын – и бабушка выгрузила ему с собой полморозилки продуктов.
«Вредные» бабушки
– Отказаться и сменить соцработника можно?
– Да, такие случаи бывают.
Есть вообще вредные бабушки, которые, как красное знамя, раз в несколько месяцев переходят от одного соцработника к другому.
Потому что они недовольны всем – очень скрупулезно, чуть ни под микроскопом рассматривают продукты, и как ты все делаешь, и все равно рано или поздно скажут свое: «Фии!»
И тут стараешься сохранять вежливость, и не обижаться. И начальство таких наших подопечных уже знает, но так, как «клиент всегда прав», сказать ничего не может. Так и лавируем между двух огней.
На старой работе мне часто приходилось улаживать конфликты с клиентами и на новой это очень пригодилось.
Например, у меня есть подопечная бабушка очень экономная, любит все подешевле. Заказала мне картошку. Я купила в сетевом магазине чистую, немелкую. А потом она говорит: «Вот вы бы себе такую не купили, картошка совсем невкусная!». А бабушка вежливая, нескандальная. Я объясняю, что она ведь просила подешевле, а себе я покупаю на рынке. «Да», – согласилась она. И потом мы стали искать с ней компромиссы.
Все бабушки – очень разные. Кто-то любит только лучшие продукты – пусть и по чуть-чуть. Кто-то любит дешевое – лишь бы было, что в рот положить.
Для соцработника очень важна вежливость и внимательность, особенно когда принимаешь первый заказ, если подробно расспросил: «Что вы любите, какой фирмы, где вам это купить, по какой цене?» – тогда проблем не возникает.
Опасности профессии
– Бывали случаи, когда работать было опасно?
– Бывает, мы же работаем и с людьми, которые и в ПНД на учете состоят. Или вот недавно у нас пострадала одна сотрудница.
Она приехала к бабушке, вышла на этаже, а из соседней квартиры выходит сосед с большой собакой. Ну, и дальше – то ли женщина испугалась, то ли пес увидел незнакомого человека. В общем, хозяин его не удержал, были раны и укусы. Хоть и не от бабушки пострадала, но ведь на работе.
– А какая-то рабочая инструкция по опасным случаям есть?
– Нет, увы. У нас есть только «инструктаж по охране труда», за который мы расписываемся.
Там сказано, что соцработник не должен носить обувь на каблуках и в транспорте держаться за поручень, чтобы не упасть – вот такое.
А про внештатные ситуации нам никто никогда не рассказывал.
Что должны делать соцработники: стандарт расширился
– Раньше все было просто: у нас был перечень услуг, которые мы оказывали. Клиенты их знают: когда встают к нам на обслуживание, они получают на руки экземпляр договора, в котором написано, что должен делать соцработник.
Еще всегда были платные услуги – то, что в обязательный перечень не входит, но социальный работник может сделать за отдельные деньги. А с 2015 года появились новые стандарты, с тех пор наши обязанности сильно расширились.
Например, раньше у самых тяжелых бабушек и дедушек были не только социальные, но и медицинские работники.
Это они меняли памперсы, обрабатывали раны и пролежни. А потом всю медицинскую службу сократили, и ее обязанности вменили нам.
Еще наше начальство теперь очень любит адресную помощь, и существуют так называемые ИППСУ – индивидуальные программы предоставления социальных услуг. Это означает, что при постановке на обслуживание к бабушке или дедушке приходит комиссия, предлагают список услуг и спрашивают: «Что вам надо, а что – нет?» На основе этого опроса для них составляется индивидуальная бесплатная программа на год.
И бывает так: одной бабушке положены только продукты, а другой нужно и давление постоянно мерить, и лекарства покупать, и к врачу записать.
Врач – это вообще отдельная тема: если терапевт не видел бабушку больше трех месяцев, соцработник должен его вызвать на дом к бабушке, чтобы он еще раз обговорил лекарства, сделал замены, все это записал и переправил в поликлинику, где результаты осмотра подкалывают в карту. И только на основе результатов этого осмотра можно выписать какие-то лекарства.
Правда, есть неудобство: если состояние бабушки сильно ухудшилось, и ей понадобилась какая-то новая услуга, без переделки индивидуальной программы оказать эту услугу ей нельзя.
Ещё есть перечень услуг, которые мы предоставляем платно (например, перестилание постели). Если бабушке интересно – ей можно, например, этот листочек с перечнем распечатать. И когда ей что-то понадобится, – она просит, а сотрудник делает за деньги.
О странностях системы подготовки
Как построен инструктаж соцработника? Вам, например, рассказывали, как разговаривать с человеком, у которого провалы в памяти?
– Если соцработник закончил профильный институт, думаю, там его всему научили. Но не уверена, что такой человек будет «ходить по бабушкам».
Я заканчивала только курсы. Например, на психологических курсах против выгорания нам говорили, что бабушкам надо сочувствовать, сопереживать, но при этом не брать их проблемы на себя и уметь отключаться. Что, выйдя от бабушки, напряжение нужно сбрасывать. Что провалы в памяти – это старческая деменция. Что такой бабушке нужно терпеливо повторить много раз, а если она сама рассказывает одно и то же, терпеливо кивать головой.
На медицинском инструктаже нам прочитали лекцию по оказанию первой помощи – как накладывать повязки, как делать искусственное дыхание, а конкретно про смену памперсов – как перевернуть в кровати грузного человека, сменить ему постель – не было ничего.
Конечно, социальные работники не перевязывают раны, не делают уколы. Мы должны менять памперсы и обрабатывать пролежни. Для этого есть специальные пенки в баллончиках.
В сложных случаях мы пытаемся договориться с самим клиентом или с его детьми и найти для него патронажное отделение на базе ЦСО, где соцработник делает все – и готовит, и памперсы меняет, и там у каждого работника – один или два клиента.
В такие отделения оформляются только нуждающиеся в уходе одиноко проживающие, на которых оформлена квартира. Но квартиру за эти услуги потом ни ЦСО, ни государство не забирают. Даже у самых одиноких бабушек и дедушек всегда находятся какие-то дальние родственники, которым она отходит.