Рассказывают заведующая кафедрой социальной работы Татьяна Зальцман и заведующая отделением социальной и молодежной работы Ирина Соловьева.
– Для чего нужно было вводить новый профиль?
Татьяна Зальцман: Современный тренд – это развитие диджитал, виртуальной реальности. Мы все больше времени проводим в интернете, туда сейчас перемещаются многие виды деятельности. Стало естественным делать покупки в интернете, читать, смотреть фильмы и спектакли в интернете, работать, получать образование дистанционно, заниматься с репетиторами по скайпу. Те же процессы происходят и в сфере благотворительности: теперь можно принять участие в разных социальных проектах онлайн, перечислить пожертвования через сайт, отметить понравившийся проект, отдав ему свой голос.
Современному социальному работнику, особенно сотруднику НКО, нужно уметь работать в интернете: знать новые способы сбора пожертвований, новые инструменты отслеживания поступлений, уметь придумывать и заказывать разработчикам сайты, продвигать благотворительные проекты в социальных сетях. Соцработа немыслима без интернета.
И таких людей, которые бы и разбирались в социальной проблематике, и обладали специальными IT-знаниями не так много. Большинству специалистов приходится осваивать новые знания прямо на работе. А наша задача сейчас готовить новое поколение специалистов, которые бы приходили уже подготовленными.
Ирина Соловьева: Если проанализировать тематику обучающих мероприятий, которые проходят для сотрудников НКО, то совершенно очевидно, что есть спрос на интегративные знания: IT+социальная работа (благотворительность). Социальный работник часто выступает в роли посредника, консультанта, медиатора. Уже сейчас он может работать в социальных центрах, обучая компьютерной грамотности старшее поколение. Ведь широкое применение новых технологий предполагает, что нужно будет обучать людей пользоваться ими в быту – в сбербанках, из дома, вести дела через личные кабинеты, офисы. Это реалии недалекого будущего.
– Молодежь в интернете отлично ориентируется, может быть достаточно того уровня, которым они владеют?
Ирина Соловьева: Молодежь действительно живет в интернете, им легче написать, чем позвонить, легче выразить свое отношение, поставив смайлик, чем общаться вживую, но они там не работают. Большая часть молодежи не обладает специальными знаниями. Быть активным пользователем и быть специалистом – это совсем разные вещи.
– Насколько вообще сотрудники НКО сейчас разбираются в инертернет-технологиях? Чему конкретно им нужно учиться?
Татьяна Зальцман: Процесс идет с двух сторон: активно развивается само интернет-пространство, а с другой стороны появляются люди, которые понимают, как эти технические возможности адаптировать к социальной работе. Они пока только учатся ставить задачи, вступать в диалог с программистами, дизайнерами и другими специалистами, которые разрабатывают для них продукты. Это всегда работа в команде.
Но придумать и разработать новые информационные продукты для благотворительности и социальной сферы можно лишь в том случае, если ты знаешь специфику деятельности, ценности своей целевой аудитории, понимаешь, что этой аудитории интересно и нужно.
– Чему будут учить на новом профиле? Какие минимальные знания потребуются для того, чтобы начать социальную работу в интернете?
Татьяна Зальцман: Мы планируем познакомить ребят с теорией и практикой использования больших объемов информации, с базами данных, которые используются в государственных фондах социального страхования, пенсионным фондом, исполнительными органами власти, так как от этого зависит регулярность выплат, четкий учет «кому, что нужно платить».
Современным социальным работникам полезно знать, как интернет влияет на развитие технических средств реабилитации, какие появляются специальные средства для коммуникации и обучения: программы, сканеры, телефоны, планшеты и проч.
Ну и конечно, ребята будут осваивать интернет-инструменты для привлечения сбора средств и организации помощи , будут создавать свои проекты.
Также планируем дать знания, направленные на понимание виртуального пространства, тенденций его развития, психологии взаимоотношений внутри него. Сейчас появились новые социальные проблемы, связанные именно с виртуальной реальностью: деструктивные организации, манипулирующие сознанием социально незащищенных людей, компьютерная и игровая интернет зависимость, интернет-неграмотность пожилого поколения; мошенники, выдающие себя за благотворителей и социальных работников. Меняется формы и виды коммуникации, меняется язык, формируются новые социальные группы и сообщества, люди по-другому выражают свои эмоции.
Ирина Соловьева: Студенты, которые выберут новый профиль, узнают, по каким законам существует виртуальная реальность, как она влияет на человека, какие опасности и возможности она дает. Мы будем показывать, какие проблемы могут появиться у людей в связи с погружением в интернет-пространство, будем обучать, как помогать людям, как защитить их от специфических опасностей в интернете.
Все это можно узнать, только если сам активно в интернет-пространстве действуешь. Поэтому студентов с первых же месяцев обучения ждет практическая работа под руководством преподавателей кафедры социальной работы и наших партнеров из тех организаций, которые используют информационные технологии.
Мы не сомневаемся, что полученные знания, а, главное, навыки и умения будут востребованы, поэтому выпускники смогут получить интересную работу и стабильный доход.
Фото: Анна Гальперина