Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Сотрудники детского дома: как учиться? чему учиться?

Главным в сиротском учреждении должна стать система, гибко реагирующая на общественные вызовы и изменения, а отнюдь не плазменные телевизоры и развлечения

Детским домам необходим совсем иной тип сотрудника, скорее всего медиатор, носитель общественных знаний и ценностей, специалист по человеческим ресурсам – HR-менеджменту. Это еще не привычное для русского уха словосочетание должно быть на слуху в сиротском учреждении, а профессия – одной из самых главных.

Довольно часто ко мне приходят письма с вопросами, чему учить сотрудников детского дома, кто их должен обучать и какой статус должен быть у этих людей. Чаще всего – это общественники и добровольцы, и не секрет, что штатные сотрудники порой не воспринимают их всерьез. Имеет место и своеобразная ревность к «людям со стороны», имеющим некую мотивацию для работы, недоступную и непонятную штатным работникам. Такое отношение может приводить к недопониманию и даже конфликтам. На мой взгляд, избежать такого отношения можно лишь, нанимая на работу специалистов в области HR-менеджмента, пусть и не всегда владеющих спецификой работы в детском доме. Основные моменты этой специфики необходимо обсуждать.

В детских домах работают в основном женщины. Заработная плата низкая. Средний возраст сотрудниц – 50 с лишним лет, а обновляется коллектив не за счет молодых кадров, а за счет… пенсионеров, покинувших другие сферы деятельности. Поскольку омоложения коллектива не происходит, его сознание весьма сложно повернуть к новым целям и задачам. Как правило, в таких учреждениях существует сплоченная команда сотрудников, так что необходимости у НR-специалистов работать на командообразование нет. Самая главная и сложная задача – именно направить эту команду на выполнение нужных, зачастую новых целей и задач. Сложность заключается и в том, что ответственности за качество деятельности никто не несет, замерить эффективность труда и предъявить какие-то требования – практически невозможны.

60 процентов сотрудников детдомов не имеют специального и высшего образования. В школах-интернатах образовательный уровень повыше. У большинства работников нет базового образования – впрочем, такой специальности как «сотрудник детского дома» в дипломах не встретишь. Я немного утрирую, такая особая специальность вряд ли и нужна. Но детским домам необходим совсем иной тип сотрудника, скорее всего медиатор, носитель общественных знаний и ценностей, специалист по человеческим ресурсам – HR-менеджменту. Это еще не привычное для русского уха слова должно быть на слуху в сиротском учреждении, а профессия – одной из самых главных.

Если вникнуть в суть работы любого детского дома, присмотреться к работе сотрудников, то нетрудно заметить, что основа здесь – это отношения между людьми и личные качества всех участников общего процесса. К сожалению, личностный рост в рамках сиротского учреждения останавливается довольно быстро. Связано это с отсутствием общей стратегии развития коллектива, а значит и каждого в нем. Сложность заключается в том, что детский дом – закрытое учреждение. Он как подводная лодка, где есть все, но лишь для внутреннего пользования. Чаще всего все кружки, секции, необходимые специалисты находятся внутри учреждения. Но если нет связи с внешним миром, иными субъектами, притока новых лиц и технологий, довольно сложно развиваться.

Чему же необходимо обучать персонал сиротских учреждений? Безусловно, нужно развивать компетенции и навыки, давать знания, которые можно применить на рабочем месте. Очень важно, чтобы носителем необходимая для детей информация, которая поможет им в самостоятельной жизни, исходила не от не приходящих добровольцев или наемных сотрудников, а тех, кого дети видят , с кем контактируют каждый день, кому они доверяют, к кому привязаны.

Что это за информация и навыки? Все, что происходит в детдоме, должно соотноситься с теми трудностями, которые поджидают выпускников детдома в будущей самостоятельной жизни. Сироты имеют гедонистические и потребительские установки – значит, необходимо развивать трудовые навыки, сдерживать потоки добровольцев с дарами, учить искать работу, работать в коллективе, прививать желание трудится. Сироты с огромным трудом создают семьи – значит, воспитатели должны быть носителями самих семейных ценностей и уметь донести до воспитанников информацию о них. Сироты юридически безграмотны – основные ответы должны находиться в головах сотрудниц, которые передают правовые знания детям на конкретных примерах. Сироты не умеют обращаться с деньгами – и этом может и должен обучить воспитатель.

Сотрудники детских домов должны теснее работать со школой, где обучаются дети, навещая ее не только когда кто-нибудь разобьет окно. С учителями необходимо говорить о том, чтобы полученные детьми оценки были справедливыми – без скидок на сиротский статус. Известно, что часто детдомовцамм ставят «тройки» автоматом, а значит, «тройка» сироты отличается от тройки домашнего ребенка. Приучившись к такой оценке своего труда, сирота перестает учиться, выполнять домашние задания и отнюдь не стремится получить качественное образование – а зачем?

Рабочее место воспитателя нужно компьютеризировать, научить пользоваться Интернет-сервисами, виджетами-гаджетами и прочими достижениями современной техники. Не менее важно обучить сотрудникам обладали техниками саморефлексии, отсутствие которой приводит к профессиональному выгоранию. Детдом не должен жить отдельной жизнью и стоять на ее обочине. Он обязан взаимодействовать другими субъектами (добровольцы, школа, научные и образовательные учреждения, будущие места работы и учебы выпускников), чтобы так же развиваться на благо детей, да и самого коллектива.
Эффективность сиротского учреждения определяется высоким процентов успешных выпускников. Это должно стать основным мотивом развития детского дома. При такой постановке вопроса непременно повысится уровень квалификации специалистов учреждения, а субъекты взаимодействия пересмотрят свое отношения к детском дому.

Главным в сиротском учреждении должна стать система, гибко реагирующая на общественныевызовы и изменения, а отнюдь не плазменные телевизоры и развлечения. А пока в детский дом, замещая систему, захаживают время от времени добровольцы, которые пытаются решить весьма вопрос, вкладываясь лишь в детей, напрочь забыв о главных действующих лицах процесса – воспитателях. Ведь именно последние, получив помощь и поддержку, смогут изменить свое отношение к тому, чем занимаются все свое рабочее время. Обзаведясь новыми знаниями и умениями, они захотят изменить систему, и измениться самим, только это необходимо им предложить и оснастить всем необходимым. Но и конечно поощрять, продавая те, же плазменные телевизоры, которые тащат в детский дом.