Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Сотрудничество Церкви с государственными и общественными организациями в социальной области на примере Санкт-Петербурга

Современная ситуация в России характеризуется отсутствием стратегической перспективы развития государства. Какую страну мы хотели бы иметь через 5, 10, 50 лет? Какое место церковь может занять в будущей России? На эти вопросы сегодняшняя власть не дает и не пытается дать вразумительный ответ. Государство живет решением сегодняшних проблем. Поэтому и в законодательстве о религиозных организациях мы находим много неопределенного

прот. Александр Степанов, председатель отдела по благотворительности
С.-Петербургской Епархии РПЦ




1. История вопроса за последние пятнадцать лет: проблемы Церкви и проблемы государства.

В 90-е годы усилия РПЦ были сконцентрированы на восстановлении храмов. Социальная активность не была первым приоритетом, хотя уже в конце 80-х годов в нашей епархии возникли первые церковные благотворительные проекты. Финансовая и материальная их поддержка осуществлялась из-за рубежа. Другая причина сравнительно слабого развития социальных инициатив в эти годы — полная утрата традиции, навыков и самого понимания значения этой деятельности для церкви. Сегодня главными проблемами является отсутствие материальной базы социальной работы (в городах — прежде всего помещений), системы государственной поддержки церковной благотворительности, пассивность бизнес-сообщества, недостаток квалифицированных специалистов среди верующих, готовых работать при крайне скудном обеспечении.
Государство в начале 90-х годов столкнулось с валом социальных проблем, которых не знало ранее. Кроме того, привычные командно-административные методы решения этих проблем оказались неприемлемы в силу наступившей гласности. Этот период совпал со временем начала реформ как системы соцобеспечения, так и здравоохранения. Проблемы накапливались, как снежный ком. Государство часто имитирует социальную деятельность, формально создавая собственные учреждения, обозначающие деятельность в том или ином направлении, но не работая на достижение определенного результата. По нормам, напр., в СПб должно быть около 70 детских социальных приютов. Это количество позволит оказывать социальную помощь всем детям оказавшимся без попечения родителей (постоянно или временно). В городе действует 5 с 1992 г. 1-2 открыты в последние 10 лет. Понятно, что ситуация с детской безнадзорностью не изменяется к лучшему.
Вместе с тем, появившиеся общественные и религиозные организации по-прежнему вызывали недоверие у власти и не получили государственной поддержки для своего развития. Поэтому эти учреждения фактом своего существования сегодня только обозначают желание церкви участвовать в социальной работе. Государство же и до сих пор пытается удерживать монополию в социальной сфере.

2. Законодательные основы сотрудничества Церкви и государства на общероссийском и местном уровне; система соглашений с исполнительной властью; социальный заказ.
Современная ситуация в России характеризуется отсутствием стратегической перспективы развития государства. Какую страну мы хотели бы иметь через 5, 10, 50 лет? Какое место церковь может занять в будущей России? На эти вопросы сегодняшняя власть не дает и не пытается дать вразумительный ответ. Государство живет решением сегодняшних проблем. Поэтому и в законодательстве о религиозных организациях мы находим много неопределенного. Законодательно взаимодействие церкви и государства в интересующей нас социальной сфере регламентируется федеральными законами О свободе совести и религиозных организациях, О некоммерческих организациях, О социальном обслуживании населения и О благотворительной деятельности. Анализ этих законов показывает, к сожалению, непроработанность механизмов взаимодействия и отсутствие заинтересованности государства в привлечении церкви к решению социальных проблем в обществе.

Пример 1. Храм в медико-социальном учреждении.
Закон о свободе совести…:
6.3. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.
16.3. Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов…

Священник может причастить больного, но в палате. Можно ли выделить специальное помещение для часовни, храма – неясно. Даже расположенный к церкви администратор чувствует себя в этой ситуации неуверенно. Все знают, что такое ведомственная или прокурорская проверка…

Пример 2. Благотворительная деятельность.
Закон о свободе совести…:
6.1. Религиозным объединением… признается добровольное объединение граждан… образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
вероисповедание;
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Цель создания религиозной организации – совместное исповедание веры. Если мы создаем детский приют или реабилитационный центр, мы «втягиваем» в религиозную жизнь несовершеннолетних. Прокуратура тут же протестует (особенно, если мы пытаемся получить государственную поддержку).

18.1. Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.
18.3. Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций,

В какой форме?

4.3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
Явно в финансовой форме возможна только поддержка реставрации храмов и образования. Финансовая и материальная поддержка благотворительной деятельности церкви явно в законе не предусмотрена. В то же время, Закон о некоммерческих организациях говорит гораздо шире (религиозные организации относятся законом к некоммерческим и идут всегда в законе вместе с общественными):

31.1 Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:
предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям
размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов

Аналогично широко смотрит и ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»:
Социальное обслуживание граждан может осуществляться социальными службами независимо от форм собственности.
государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности (ст.4).

Эту «непрорисованность» законодательства в государственной поддержке благотворительной работы церкви можно было бы уточнить на местном уровне (в региональном законе), не противореча федеральным законам. Возможно, это сделать проще, чем на федеральном уровне.
Реально в СПб религиозные организации деньги получают (напр., реабилитационный центр для наркозависимых «Саперное», а через него – другие епархиальные центры, имеющие статус как религиозных, так и общественных; Центр свт.Василия Великого по реабилитации условно-осужденных подростков – также, но через гос. учреждение «Дом милосердия»).
Одновременно с этим Закон о грантах СПб ограничивает возможность их получения только общественными организациями, решительно исключая религиозные.
В связи с этим почти сразу после выхода закона о религиозных организациях стали появляться законодательные инициативы по внесению поправок в этот закон или созданию нового закона, дополняющего существующий. Первая попытка – законопроект деп. Чуева О традиционных конфессиях. Потом его, кажется дорабатывал Глазьев. Последняя попытка законодательно закрепить сотрудничество церкви и государства в социальной сфере отразилась в проекте федерального закона О социальном партнерстве церкви и государства, предложенном депутатом Законодательного Собрания СПб И.С.Риммером. Его суть, как я понял из беседы, – продекларировать заинтересованность государства в сотрудничестве с традиционными религиями в социальной и духовной сфере, сформулировать эту заинтересованность через социальный заказ.
Одновременно с этим, реагируя на стихийно развивающиеся попытки церкви участвовать в социальной помощи людям, на уровне исполнительной власти были подписаны декларативные соглашения о сотрудничестве церкви и государства по отдельным направлениям как на федеральном уровне, так и на региональном. Однако, они носят лишь характер выражения намерений и воспринимаются как необязательные рекомендации администрацией. Прокурорской проверкой вряд ли будут всерьез приняты во внимание.

3. Примеры государственной поддержки церковной благотворительной деятельности в С-Петербурге по наиболее острым социальным проблемам.
1). Медицинские проекты
– Существует более 60 храмов и часовен в медико-соц. учреждениях;
– В рамках закона О грантах СПб общественные орг-ции, созданные церковью, получают небольшое финансирование (3-5 проектов в год по 2-3 тыс.$);
– Детский хоспис – предоставление помещения (здания) городом спец. разрешением губернатора.
2). Наркомания, ВИЧ – СПИД
– В рамках городской программы по борьбе с наркоманией через молодежный комитет центр «Саперное» получает средства и делится с др. центрами
3). Детская беспризорность и безнадзорность
– «Дом милосердия» – пример сотрудничества церкви и государства в рамках гос учреждения, расположенного в церковном доме, храм на законных основаниях (обратная зависимость гос. от церкви)
– Сестричество св. прмц. Елизаветы Феодоровны (программа с трудными подростками в Калининском районе совместно с государством, работа в Приморском районе с детьми онкологических больных, приют, финансовая поддержка от района, передано не церковное здание для социальной работы)
– Приход Рождества Иоанна Предтечи (детский кризисный центр – передано помещение для стационарной работы)
– Красносельское благочиние (приход прп. Андрея Критского) – ведутся переговоры с районной администрацией об открытии социальной гостиницы для подростков)
4). Реабилитация социально неадаптированных групп (бывшие заключенные, выпускники детских домов и интернатов, бомжи и т.п.)
– центр свт. Василия Великого (финансирование по программе профилактики правонарушений несовершеннолетних через Комитет по труду и соц. защите).
5). По закону о Грантах СПб – Покровская община, Витязи – лагеря и молодежная конференция.
4. Активность Церкви в социальной сфере как составляющая часть гражданского общества.
Развитие гражданского общества подразумевает активизацию как отдельных личностей, так и их объединений (общественных и религиозных организаций) в решении задач и проблем, стоящих перед обществом. Этот процесс приводит к тому, что из пассивных получателей благ, дающихся государством, граждане становятся соработниками государства в деле разработки и реализации социальных программ, направленных на решение социальных проблем общества. Гражданское общество несовместимо с государственной монополией на управление общественной жизнью и подразумевает широкое участие в ней общественных и религиозных организаций. Этот процесс, хотя и медленно, но идет.
К сожалению, сегодняшнее развитие общественной жизни в России идет по дурно понимаемому западному образцу. При этом верующие могут участвовать в общественной жизни только через создаваемые ими общественные организации, не идентифицирующие себя во вне с определенной религией. Это ведет к вытеснению религиозных организаций (РПЦ, в частности) из общественной жизни. Религия становится исключительно частным делом каждого человека. Поэтому одной из важнейших задач социальной деятельности церкви является отстаивание ее права на явное присутствие в жизни общества. Сегодня у церкви есть неплохие шансы остаться на общественной сцене, надо эту возможность не потерять. Во многом от этого зависит и успех нашей миссии в Российском обществе.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?