Может ли изобразительное искусство выполнять роль социальной рекламы и вернуть нам полузабытые, но важные слова.
В Москве запустили интересный рекламный проект. На остановках и биллбордах в городе размещена социальная реклама, построенная по принципу «вопрос-ответ». Например: «Честность. Что это? Расскажите вашим детям». Идея данной кампании видимо состоит в том, что мы забыли многие слова, на которых должно строится нравственное отношение к жизни. И их надо специально напоминать.
Одно из таких слов, как я думаю, — «Сострадание». Или его синоним — «Сочувствие».
Нет – теоретически многие помнят, что есть такие слова. Но в обыденном словоупотреблении они встречаются все реже. Иначе зачем многие используют вместо них научно-психологический термин «эмпатия».
Отсутствие понимания слова сопутствует отсутствию самого сострадания как такового. И это проявляет себя в самых разных областях. Не только в том, что недостаточно развивается благотворительность, одним из основных движущих стимулов которой является ощущение чужой беды как своей. Но и в том озлоблении, с котором ведутся общественные дискуссии. Неумение поставить себя на место оппонента способствует разобщению.
В прошлом, когда социальная реклама еще не получила такого развития, нравоучительную функцию старались выполнять художники-живописцы. Либо это у них получалось само собой.
Как например у Василия Григорьевича Перова (1833—1882) — русского живописца, одного из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Художник, сам повидавший жизнь, и в своих картинах показывал ее без прикрас.
Принято считать, что Перов обличает действительность. Но мне в его картинах видится большое сострадание к своим героям, которое может передатся и зрителю.
Одна из ранних работ Перова «Приезд станового на следствие», 1857 год, за которую он получил серебрянную медаль Императорской Академии художеств.
Центральная фигура – юноши-крестьянин в бедной, рваной одежде, срубившего дерево в барском лесу вызывает у зрителя живое сочувствие. Особенно на фоне взяточника – станового, и подхалима – писаря.
Другая картина художника, ставшая хрестоматийной – «»Тройка». Ученики мастеровые везут воду», 1866 г.
Другая картина – другая беда. «Старики-родители на могиле сына.» Была написана В. Перовым на сюжет из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». На могиле нигилиста Базарова – только маленький венок на пробивающемся кустарнике.
В. Перов. «Приезд институтки к слепому отцу.» 1870 год.
Очень трогательный сюжет. Девушка, давно не бывшая дома, искренне расплакалась в объятиях любящего отца. К сожалению картина осталась незаконченной.
Картина другого, менее известного «передвижника» – Кириака Константивича Костанди.
«У больного товарища», 1884 год. Беседа с другом-художником помогает лучше любых лекарств.
«Знание и милосердие», Пабло Пикассо, 1897
Огромное полотно было выполнено Пикассо в традиционной академической консервативно-реалистической манере – под влиянием отца, непрерывно работавшего над мастерством сына. Картина напоминает публицистический плакат.
Французская картина про участливых детей парализованного многодетного отца из восемнадцатого века. Жан-Батист Грёз «Паралитик или Сыновнее благочестие» 1763 г.
Другой художник подобно Перову хорошо знающий народную жизнь – Леонид Иванович Соломаткин. Этот замечательный автор работал в реалистической манере, отчасти наивной. К сожалению, он известен меньше, чем его современники Перов или Федотов.
Родился в бедной семье. Осиротел в юном возрасте и был вынужден много работать. Был чумаком благодаря чему посетил множество российских городов и деревень.
Соломаткин начал рисовать и делать наброски еще будучи чумаком. В 1855 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Несмотря на получение художественного образования, Леонид Соломаткин вплоть до самой кончины вел бедное существование, и даже не всегда имел постоянное место для ночлега. Умер художник в больнице для бедных в 1883 году.
Вот несколько его работ.
«Нужда скачет, нужда плачет…» 1870.
«Славильщицы». 1868.