В начале марта исполнился год благотворительной программе «Возвращение» службы помощи «Милосердие». «Возвращение» – это помощь тем, кто еще не стал бездомным, но может им стать.
«Беглец», худ. Дмитрий Ленков «Беглец» Фото с сайта art-helicon.ru
Первая годовщина – время подводить первые итоги. За год с помощью программы Возвращение удалось, в общей сложности, спасти от бездомности более 3300 человек. 1725 человек в критической жизненной ситуации смогли уехать домой или устроиться в приют (социальную гостиницу, центр реабилитации). 320 человек получили помощь в восстановлении документов, 101 – лекарственную помощь. 79 подопечным мы помогли с трудоустройством (не считая предоставления списков свежих вакансий и бесплатного телефона для самостоятельных попыток найти работу).
И это неполная статистика. «Хотелось бы подчеркнуть, что для нас эти цифры скорее печальные, – говорит руководитель проектов помощи бездомным в службе «Милосердие» Роман Скоросов. – В душе мы не можем радоваться этим цифрам. Они нас огорчают. Ведь количество людей, которые к нам обращаются, постоянно растет. Мы понимаем, что пришедшие к нам – «капля» в океане проблемы бездомности».
По оценкам специалистов, в столице проживают, по разным подсчетам, от 12 до 50 тыс. бездомных. А представители Департамента социальной защиты населения города Москвы не исключают, что в случае ухудшения экономической ситуации в регионах поток людей в поисках «лучшей жизни» в Москве может увеличиться.
Потеря работы – самая частая причина бродяжничества, указанная бездомными, обратившимися в службу.
Александр, 47 лет – «Производство закрыли. Домой не поехал. На улице 7 месяцев». Слава, 25 лет – «Сам из Иркутска. В поисках работы переезжал из города в город. В Москве 2 месяца. Работу не нашел. Живу на улице».
Дмитрий, 38лет, Самара – «Две недели отработал на стройке. На третью не пустили на проходной. Сказали «идти отдыхать». Денег не заплатили».
Мария, 39 лет – «Ехала делать ремонт квартир. Договоренность была. Приехала – работы нет. Дома не ждали. Осталась тут. На улице 4 месяца».
Сергей, 41 год – «Сначала обобрали на вокзале, потом обобрал начальник. Месяц работал. Уволили не заплатив».
«Не все люди, которых вы видите спящими в переходах или побирающимися на вокзалах, являются закоренелыми бродягами, – говорит Роман Скоросов. – Превратиться в бродягу можно очень быстро. Внешнее сходство проявится после первой недели без душа».
По наблюдениям специалистов, человеку достаточно месяца жизни на улице, чтобы потерять прежние социальные связи и навыки. На смену утерянным приходят новые – уличные. Способствующие выживанию в новых условиях. А дальше классический сценарий – проблемы со здоровьем, потеря документов, искажение восприятия времени. 1-6 месяцев и некогда «нормальный» человек становится членом сообщества бездомных. Человек знакомится с неписаными правилами уличной жизни. Меняются мысли, теряется смысл жизни, занижается самооценка, искажается представление о будущем. Человек замыкается на себя и приобретает характерный внешний облик бездомного.
«Выход из бездомности – сложный процесс, – поясняет руководитель помощи бездомным Роман Скоросов. – Подъем по лестнице сложнее спуска, хоть ступеньки те же. На адаптацию человеку нужно больше времени (вплоть до 18 месяцев). Реабилитация бездомного – это восстановление здоровья (физического и духовного), гражданских прав, прежних социальных связей. Если человек сам не будет верить в лучшую для себя жизнь – ничего не выйдет! Кто-то из пришедших к нам вновь вернется на улицу, но шанс надо дать каждому».
Руководитель помощи бездомным в службе «Милосердие» Роман Скоросов; фото диакона Андрея Радкевича
Говоря с людьми, обратившимися в нашу службу помощи бездомным, можно услышать и о нежелании уходить с улицы, нежелании менять что-то в жизни, но, как показывает практика, – это только от отчаяния.
А чаще звучат иные просьбы – «Помогите вернуться домой», «Устал. Хочу домой», «Устал жить на улице. Помогите добраться до родного края», «Сам не справлюсь. Помогите». И за каждой просьбой непростая человеческая история. И это наша история тоже.
«Что бы хотелось сказать в годовщину проекта? – задается вопросом Роман Скоросов. – Просить прощения хочется. Прежде всего, у тех, кто обращался к нам за помощью, но кому мы не смогли помочь. При разных обстоятельствах и по разным поводам, но по нашему мнению поступив объективно. У тех, кого нам просто не хватило терпения выслушать, чью ситуацию мы не поняли, чьим переживаниям не поверили. Кого, таким образом, не утешили, но и лишний раз обидели. Простите нас, пожалуйста».