Фонд «Право матери»: «Мы убедили тысячи родителей остаться жить ради памяти погибших детей»
Фонд «Право матери» уже больше 30 лет оказывает бесплатную юридическую помощь семьям погибших военнослужащих — во время боевых действий или из-за преступлений в вооруженных силах.
Фонд — первопроходец судебной практики и инициатор исков о компенсации морального вреда граждан – родных погибшего – к государству. «Самые большие суммы компенсаций в российской практике — это наши дела», — говорит Вероника Марченко, председатель правления «Право матери».
Сейчас в фонде работает 6 человек и около 30 волонтеров, юристы организации регулярно отправляются в командировки — в 2020 году их было 83. Дважды пришлось летать в Новосибирск, чтобы доказать в суде права 80-летней Галины Яковлевны Пешковой, матери сразу двух трагически погибших военнослужащих.
Военный комиссариат не выплачивал женщине положенную ежемесячную компенсацию — долг накопился в 300 тысяч рублей. «В какой-то момент у нас сложилось впечатление, что эти чиновники просто ждут и надеются, а вдруг Галина Яковлевна «успеет» умереть», — делится Вероника Марченко.
Больше 40% родителей, обратившихся в фонд после гибели сына в армии, сообщают, что их дети подвергались поборам, побоям, угрозам и унижениям, но официальная версия смерти — якобы «самоубийство» или «доведение до самоубийства». Другая причина смерти сыновей, с которой семьи обращаются к юристам фонда, – халатность командиров или низового медперсонала, игнорирующих жалобы призывников на здоровье.
«Я в правозащите потому, что мне жалко людей. Никто, особенно человек в горе, не должен чувствовать себя брошенным и одиноким, – говорит Вероника Марченко. – Удивительно, но правозащитника из меня сделал не «Архипелаг ГУЛАГ», а личное общение с такими людьми, как Валерий Федорович Абрамкин (участник Московской Хельсинкской группы, отстаивал права заключенных и гуманное устройство тюремной системы – прим. ред.). Он, я помню, подарил мне свою книжку «Как выжить в советской тюрьме» и велел сильно подумать, готова ли я бороться за своих подопечных так, как это может потребоваться – как за своих, и до конца».
Родные погибших военнослужащих не входят в круг лиц, которым полагается бесплатная юридическая помощь от государства, а денег на юриста может не быть. Госорганы «футболят» их, чаще всего пожилых людей (около 60% заявок в фонд – от пенсионеров 65 лет и старше), в суд – самим бороться за то, что им положено по закону, раз нет денег на адвокатов.
Эти расходы фонд «Право матери» берет на себя – и выигрывает 90% своих судебных дел. «На скромные, по меркам любого адвоката, средства, которые нам удается привлечь на работу и командировки юристов, фонд достигает феноменального результата, – говорит Вероника Марченко. – На сегодняшний день мы дали 116000 консультаций, вернули людям сотни миллионов рублей, которые им не доплачивали, убедили тысячи родителей остаться жить ради памяти своих погибших детей».
Из-за пандемии свободный доступ к материалам судебных дел оказался затруднен для всех, но пожилым родителям пришлось тяжелее вдвойне. Мать погибшего военнослужащего Фардана Сафовна Хайруллина из Челябинской области даже не смогла собрать для суда нужные документы – лежала с коронавирусом в больнице. Ольга Григорьевна Кочетова из Ленинградской области переболела COVID-19 и рассказала юристу фонда, что восстанавливаться после тяжелой болезни ей пришлось одной: «Никому я не нужна». Эта история закончилась хорошо: юристы фонда выиграли для Ольги Григорьевны суд.
Правозащитную работу «Право матери» ведет на частные пожертвования – 1,7 млн рублей в 2019 году – и средства от Фонда президентских грантов.
Помочь фонду «Право матери»
Фонд «Память поколений»: «Стараемся держать планку сборов на десятках миллионов – ветеранам нужна дорогостоящая медпомощь»
Фонд появился в 2015 году для помощи в лечении и физической и психологической реабилитации для участников разных боевых действий: ветеранов ВОВ, военных, служивших в Афганистане и Чечне.
Ветераны обращаются в фонд, в первую очередь, за медицинской помощью: установить протез, слуховой аппарат, получить современную коляску, лекарства, средства реабилитации и услуги ухода на дому. В фонде работает оперативный отдел – команда сотрудников, которая собирает срочные заявки и организует помощь максимально быстро.
Еще одно важное направление помощи – юридические консультации и бесплатная психологическая помощь. Кроме того, фонд сотрудничает с волонтерскими организациями – привлекает волонтеров-медиков и других добровольцев на помощь ветеранам.
За пять лет работы фонд помог 14 852 ветеранам на общую сумму 1 миллиард 707 миллионов рублей. Средства на работу фонд получает из частных пожертвований и от крупных компаний: Сбербанк, Росатом, ВТБ.
Большую часть денег, по словам Екатерины Кругловой, исполнительного директора «Память поколений», переводит бизнес: «Мы стараемся держать планку по суммам сборов на десятках миллионов в месяц — качественная медицинская помощь, к сожалению, дорогостоящая, и только с такой планкой мы можем помочь в месяц нескольким сотням ветеранов».
«Солдатские матери Санкт-Петербурга»: «Просвещая призывников, мы предупреждаем преступления против военнослужащих»
В правозащитной организации, действующей с 1991 года, сейчас работают всего два человека. По словам председателя «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» Оксаны Парамоновой, после 2017 года штат пришлось сократить — именно тогда в последний раз удалось получить средства, выиграв конкурс Фонда президентских грантов.
Между тем, проблем, с которыми обращаются в НКО молодые люди, становится только больше. Незаконный призыв с тяжелым заболеванием, сокрытие начальством полученных призывником на службе травм, неоказание медицинской помощи – по таким поводам обращаются в 65-70% случаев.
Кроме того, законодатели пытаются существенно ограничить доступность общества к информации из армии – той, которая не относится к охраняемой законом тайне. А в сфере призыва снова вернулись облавы и попытки насильственного призыва.
Оксана Парамонова приводит актуальный пример из коронавирусного 2020 года. Во многих регионах России призывников удерживали в сборных пунктах, чтобы отправить в армию, несмотря на то, что многие из них были не согласны с решением комиссии и собирались обжаловать его в суде.
Сотрудники «Солдатских матерей» проводят больше 10 тысяч консультаций в год, занимаются просветительской работой, а также ведут мониторинг нарушений прав и интересов военнослужащих и призывников. На этой основе готовят аналитику и предоставляют данные в органы власти и международные правозащитные организации.
«Мы работаем в двух ключевых направлениях: защита прав призывника и защита прав военнослужащего и альтернативно служащего. Эти направления очень связаны. Ведь просвещая призывников, мы предупреждаем возможные преступления против военнослужащих», — говорит Оксана Парамонова.
Всю необходимую для молодых людей информацию НКО собрала в удобном виде — двух мобильных приложениях. «Призывник онлайн» — короткий и простой путеводитель по типичным ситуациям и вопросам. Приложение «Армия и закон» – для военнослужащих по призыву.
«Жизнь показала, что эти приложения стали более актуальными для военнослужащих по контракту — они через приложения обращались примерно в 80% случаев. А военнослужащие по призыву со временем вообще потеряли право пользоваться смартфонами в армии», — говорит Оксана.
Сегодня организация существует на частные пожертвования — примерно 70 тысяч рублей в месяц. «Прямо сейчас мы собираем деньги на оплату коммунальных услуг, которые в отопительный сезон довольно дороги», — говорит Оксана. Как волонтеры с «Солдатскими матерями Санкт-Петербурга» сотрудничают юристы, SMM-менеджеры, дежурные консультанты на горячей линии.
Несмотря на все трудности, организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» смогла продолжить работу и сформировать круг единомышленников — и это ее главное достижение.
Помочь «Солдатским матерям Санкт-Петербурга»
Комитет солдатских матерей России: «Матерям по всему миру необходимо объединяться»
Одна из старейших НКО в стране с 1989 года занимается защитой прав и информационной работой с допризывниками, военнослужащими и их семьями.
История Комитета началась в Москве: матери студентов, лишенных отсрочки от службы и призванных в середине учебного года, объединились и выступили против этого нарушения закона. Благодаря протесту студенты вновь получили отсрочку, а находившиеся в армии — были отозваны.
В 90-е мощное материнское движение против Чеченской войны возглавила Мария Ивановна Кирбасова — первый председатель Комитета, организатор и участница Марша Материнского Сострадания «Москва — Грозный» в 1995 году.
Сегодня Комитет консультирует молодых людей призывного возраста и действующих военнослужащих. Юристы могут, например, оспорить решение призывной комиссии или перевести служащего в другую часть, помогают получить направление на лечение в госпиталь.
Отделения организации действуют в 56 регионах страны, причем сотрудники работают на волонтерских началах. Аренда офисов, оплата интернета и поддержка работы сайта происходит благодаря пожертвованиям частных лиц и организаций.
Галина Новаковская, заместитель председателя Комитета, считает, что полностью искоренить проблемы в армии невозможно, поэтому движение солдатских матерей должно стать глобальным. «Необходимо объединение матерей не только в нашей стране, но и со всем миром, ведь он тесен», – напоминает она.