Среди фильмов, популярных у молодежи, есть сериал «Кадетство». Он рассказывает о жизни сегодняшних воспитанников суворовских военных училищ. Но военное воспитание — это не только армия и суворовские училища. Стать кадетом можно, не дожидаясь, когда тебе исполнится 15 лет. В России существует система кадетских корпусов и школ, в которые принимают даже первоклассников. В чем заключается военное кадетское воспитание, выяснял наш корреспондент Алексей РЕУТСКИЙ. В конце публикации смотрите наш собственный фоторепортаж о жизни воспитанников суворовского училища:
СПРАВКА
«Кадет» по-французски — младший. Так называли в феодальной Франции и Пруссии молодых дворян, служивших в армии в солдатских чинах (ефрейтор, сержант) до их производства в офицеры. Первый российский Кадетский корпус был создан в 1732 году указом императрицы Анны Иоанновны. Он готовил кадры для государственной службы на военном или гражданском поприще. В нем обучали детей от 5-6 до 18 лет. Все кадетские корпуса были расформированы советской властью. В 1943-м в стране возродились Суворовские военные и Нахимовские военно-морские училища для подростков, чьи родители погибли на фронтах. В приказе Сталин сделал приписку: «по типу кадетских». Однако, так как слово «кадет» прочно ассоциировалось с царскими военными училищами, советские назвали суворовскими.
«В девяностых годах группы суворовцев первых выпусков, озабоченные падением патриотизма и уровнем образования в России, стали создавать по всей стране специализированные учебные заведения для детей с элементами воинской службы на базе детских домов-интернатов. Их-то и стали называть кадетскими школами-интернатами или кадетскими корпусами, а их воспитанников — кадетами», — говорит главный специалист отдела кадетского образования департамента образования Москвы Василий Лудин.
Сегодня в Москве девять кадетских школ-интернатов, где дети находятся круглосуточно на протяжении шести дней в неделю. Принимают туда ребят с 11 лет, т. е. с пятого класса, на конкурсной основе. Кроме того, в Москве есть еще три кадетские школы и интернаты, где дети учатся с первого класса, находятся там до 19.00, а на ночь уходят домой.
«Смир-но!!!»
Каждый будний день для воспитанников школы-интерната № 69 Второй Московский кадетский корпус начинается с построения и исполнения Гимна России. Они знают его наизусть и поют, пока флаг России ползет по флагштоку вверх. Прежде чем здесь оказаться, им пришлось пройти строгий конкурс. Насыщенный учебой и физической нагрузкой режим корпуса может выдержать только ребенок с первой группой здоровья (т. е. не имеющий никаких болезней). Но главное — желание самих детей учиться в корпусе. «Был случай, когда папа настоял на том, чтобы его сына приняли в корпус, хотя его сын как мог сопротивлялся. В конце концов, отец был вынужден забрать его домой», — говорит психолог кадетской школы Светлана Кузнецова.
«Не напрягает тебя каждое утро гимн петь, а перед сном с песней маршировать по плацу?» — спрашивали мы у всех: от пятиклассников до выпускников. Пятиклашкам нравится. Их буквально распирает в этот момент от гордости. Некоторые, правда, говорят, что первое время ноги болели. Те, кто постарше, отвечали: «Нет, привыкли».
В корпусе детям приходится учиться многим новым для них вещам. Например, безоговорочно подчиняться не только взрослым, но и командиру учебного взвода, хотя он твой ровесник (здесь воспитанники разбиты не на классы, а на взводы). Командир взвода (ему присваивается кадетское звание вице-сержант или вице-ефрейтор) назначается администрацией, к выбору кандидата на эту должность относятся очень внимательно, ведь с него все остальные должны брать пример. «Смир-но!» — командует командир первого взвода Игнат Белоусов, и 20 пятиклашек, выскочив из-за парт, замирают в полной тишине, приветствуя учителя истории. Замечаю, что у них совершенно одинаковые черные сумки-чемоданчики. Как кадеты их различают? По брелокам.
Эти мальчишки шесть лет (с 5-го по 11-й класс) живут на казарменном положении, в комнатах на пятерых. Учатся соблюдать распорядок дня, следить за внешним видом, ходить строем, а в летних лагерях при войсковых частях — стрелять из настоящего АКМ, а еще ограничивать свои потребности (например, телевизор здесь — по расписанию, а мобильником разрешено пользоваться только 11-классникам, да и то после занятий).
В то же время кадетский корпус — не армия. Обратиться к преподавателю можно не только по званию, но и по имени-отчеству. В каждом взводе есть женщина-воспитатель, а до восьмого класса еще и офицер-воспитатель — мужчина. Преподавательский состав — в основном женщины, есть родительский комитет и родительские собрания. После уроков можно сменить форму на спортивную одежду. Однако отношение к дисциплине здесь иное, чем в школе. Нагруби преподавателю, прогуляй урок, попадись на курении, затей драку или встань в строй с криво пришитым шевроном — командир отделения зафиксирует это в специальном блокноте. В конце недели все замечания окажутся на столе у офицера-воспитателя. И вместо поездки в зоопарк или кино ты будешь драить полы, подметать двор или вне очереди дежурить в столовой. Но гораздо хуже, когда снимут погоны и разжалуют в воспитанники (до производства в кадеты вновь прибывшие три месяца ходят в воспитанниках). Это первый звоночек к отчислению.
А, например, пойманным на месте преступления курильщикам в качестве наказания предлагается переписать Закон РФ «Об ограничении курения табака» (это четыре страницы убористым шрифтом)
При этом родителям запрещено вмешиваться и требовать изменений в распорядке дня, т. к. с Уставом корпуса они были ознакомлены заблаговременно и заключили договор. В их воле — только забрать документы.
3000 пельменей: средство от дедовщины
Между тем в корпусе предусмотрена и система поощрений. За успехи в учебе и спортивные достижения кадета могут наградить медалью, грамотой и кадетским званием (например, вице-ефрейтора). Однако в основе воспитания лежат не кнут и не пряник. «Учителя стараются понять детей. В школе, где я учился, такого не было», — рассказывает командир взвода (7-й класс) Максим Иваников. Для более доверительного отношения между ребенком и воспитателем в младших классах существует даже «дневник кадета». Ребенок записывает туда свои недоумения и вопросы. Если хочет, может показать этот дневник воспитателю, чтобы обсудить свои проблемы, при этом он уверен, что информация дальше воспитателя не уйдет.
«Мы называем наш корпус домашним, — говорит замдиректора Второго кадетского корпуса Алла Галанина. — Отчасти семейную атмосферу позволяет создать совместное празднование всех праздников. Например, на старый Новый год весь корпус лепит пельмени (в этом году налепили три тысячи штук), на Масленицу все пекут блины. На Пасху красим яйца и печем куличи».
Стенды на стенах холлов рассказывают о воинской доблести российской армии, о выдающиеся людях царской России (выпускниках кадетских корпусов), а грамоты и кубки — наглядное свидетельство достижений корпуса в соревнованиях по рукопашному бою, метанию гранаты на точность, стрельбе, футболу, гимнастике, в олимпиадах по физике, математике и т. д.
Сергею (имя изменено) сейчас 19 лет. Учится в одном из престижных московских вузов. Частенько заглядывает в кадетский корпус навестить преподавателей. Говорит, что корпус развил его физически и нравственно. Сергей — сирота. 12-летнего мальчика незнакомая женщина подобрала на вокзале, привела в свою семью, где было еще трое детей, а потом устроила в корпус. На вокзал он сбежал из интерната, куда отдал его отец-алкоголик. В интернате его за что-то невзлюбили ребята и несколько раз на неделе устраивали по ночам «темную». Первую ночь в корпусе Сергей не спал: боялся, что опять побьют. Но оказалось, что устраивать «темные» здесь не принято. С одной стороны, все 24 часа кадеты находятся под присмотром воспитателей, которые должны реагировать даже на грубый оклик одного кадета другому. За нецензурные выражения следует взыскание. При наличии у кого-то синяка под глазом тут же проводится служебное расследование с составлением протокола, привлечением медицинского работника и наказанием нарушителя. А с другой стороны, уважительное отношение и взаимопомощь между старшими и младшими здесь воспитывают с первого дня. Старшеклассники помогают учителям на Дне открытых дверей, работают в приемной комиссии, тестируя малышей по физической подготовке.
В августе поступившие в кадетский корпус едут в лагерь «Патриот», чтобы пройти курс молодого кадета. С ними обязательно едет кто-то из кадетов 10-11-го класса, его назначают помощником воспитателя. Это первый шаг к тому, чтобы старшие заботились о младших. А в сентябре старшеклассники вручают малышам кадетскую форму и становятся их шефами. «Когда мне непонятна задачка, я всегда могу попросить решить ее старшеклассника», — говорит нам кадет 5-го класса Костя Мормылев. Кадеты и старшего, и младшего классов вместе несут дневальную службу, убирают в столовой. На экскурсию также едут вместе, например, 10-й и 6-й классы.
О том, какие результаты дает такая система воспитания, нам рассказали родители кадетов.
Также предлагаем вам фоторепортаж о жизни суворовцев.
На обед ребята ходят строем
Казарма, где живут суворовцы
Личные вещи у всех суворовцев одинаковые: мыло, зубная паста, зубная щетка, крем для обуви. Ничего лишнего
Дневальный, как в армии стоит «на тумбочке»
Ребята сами убираются в казарме
Столовая училища
Школьные занятия
Планшетки, в которых суворовцы носят свои тетради
Занятия по физической подготовке
Военная подготовка
Суворовцы готовятся к параду на Красной площади…
…под строгим наблюдением своего генерала
Краткий отдых
Фото Екатерины СТЕПАНОВОЙ