Православный портал о благотворительности

Софья Давыдова – предводительница русских кружевниц. Как кружева спасли людей от смерти

Софья Александровна Давыдова полжизни занималась пропагандой кружевоплетения. Казалось бы, как несерьезно. Однако она с помощью этого кружева спасала российские семьи от голода и создала в Америке моду на русскую культуру

Софья Давыдова (в девичестве фон Гойер) родилась в 1842 году, в Могилевской губернии, в дворянской семье. Получила домашнее образование, выдержала экзамен на звание домашней учительницы. Девятнадцати лет вышла замуж за лейтенанта Федора Федоровича Давыдова. Была классической домохозяйкой, воспитывала четырех сыновей.

А в 1878 году ее семья перебралась в Санкт-Петербург, чтобы дать детям достойное образование. В 37 лет у Софьи Александровны неожиданно началась новая жизнь.

От нечего делать Давыдова отправилась в Публичную библиотеку. Она вспоминала впоследствии: «Вся обстановка отделения с ее атмосферой труда и учености сильно меня смутили. Тем не менее обратившись к г-ну библиотекарю, я просила его указать мне на сочинения, которые могли бы меня ознакомить с русским стилем.

По-видимому, обращение это заживо затронуло г-на библиотекаря. Мы стали часто обмениваться взглядами на интересовавший нас обоих вопрос. Г. библиотекарь горячо и убедительно доказывал мне, что изучить какой бы то ни было стиль, не имея определенной задачи, есть занятие бесплодное и безграничное, что гораздо полезнее соединить это занятие с какою-нибудь специальною и строго ограниченною задачею… Г. библиотекарь сообщил мне, что давно уже задумывался над разработкой вопроса о происхождении русского кружева, но времени у него не хватало заняться им, и тут же предложил мне взяться за изучение исторического хода развития у нас кружевного дела».

Софья Александровна тогда и не подозревала, как ей повезло. «Г. библиотекарем» оказался знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов.

И, конечно, он был не простым библиотекарем, а заведующим Художественным отделом.

Жизнь российских кружевниц

Страницы из книги С. Давыдовой «Русское кружево и русские кружевницы». Исследование исторические, техническое и статистическое, СПБ., 1983 г.
Страницы из книги С. Давыдовой «Русское кружево и русские кружевницы». Исследование исторические, техническое и статистическое, СПБ., 1892 г.

Давыдова и раньше увлекалась кружевоплетением. Но не больше, чем прочие домохозяйки. А начиная с этого момента вся жизнь Софьи Александровны подчиняется именно этому искусству.

Она много ездит по стране с целью изучения кружевной промышленности. Путешествует по Средней Азии. А ведь тогда это было непросто, на самолете не улетишь. Поездом до Твери, затем пароходом до Астрахани, а уж там как придется.

Результаты систематизируются, публикуются в «Трудах комиссии по исследованию кустарного производства в России», становятся достояниями музеев. Кстати, свою уникальную коллекцию вологодского кружева Давыдова передала столичному Кустарному музею.

Кроме особенностей техники плетения, Софья Александровна примечает местные традиции. Например, на Вологодчине молодая жена должна была вскоре после свадьбы выйти к старшим женщинам и продемонстрировать свое умение как кружевницы. При этом вся одежда должна быть надета на нее же. Но непросто надеть на себя много рубашек и платьев.

Одна такая женщина явилась на осмотр, натянув на себя 17 разных юбок с кружевами.

А еще огромное значение кружевницы уделяли символам. Сердце символизировало добродетель, зонт – защиту от головной боли, мельница – богатство, единорог – целомудрие, козел – силу и защиту. И так далее.

Общественное служение

Занятие в Мариинской практической школе кружевниц. Фото: https://krugevo.com

Общественное служение затягивает. В 1881 году Софья Александровна становится помощницей заведующей центральным складом Общества Красного Креста. Но главным делом жизни все же остается кружевоплетение.

В 1883 году Давыдова в Санкт-Петербурге открыла Мариинскую практическую школу кружевниц. На время обучения мастерицам предоставлялись квартиры, полное содержание и стипендия, равная среднему заработку кружевницы в провинции. Это были, как говорится, карманные деньги – всем остальным учениц обеспечивали.

Со временем здесь начали преподавать еще и вышивку, и ковроделие. А Мариинской школа называлась в честь высочайшей покровительницы, императрицы Марии Федоровны.

Софье Давыдовой и этого мало. Она принимается организовывать школы кружевоплетения, тканья и вышивания по всей России. Вологда, Рязань, Вятка, Елец. Преподают в них большей частью выпускницы Мариинской школы. Собственно, задачи школы изначально так и формулировались – «помочь мастерицам из внутренних губерний России совершенствоваться в технических приемах их ремесла, образовать свой вкус, упражняться в рисовании и составления сколков». (Сколки – технические рисунки, по которым плетутся кружевные изделия. Ударение на первый слог. – Ред.)

Давыдовой покровительствует Министерство государственных имуществ. Но тем не менее все держится именно на ее энтузиазме. Образовалась фактически целая сеть, сама напоминающая кружево.

Дальше – больше. В 1885 году наша героиня выпускает «Альбом узоров русских кружев». Спустя два года – «Руководство для преподавания рукоделий в школах». В сиротских домах Петербурга Софья Александровна организует классы рукоделия. Открывает школы для преподавательниц домоводства.

Что для нее было важнее – люди или кружева? Наверное, Софья Давыдова просто не отделяла одно от другого.

Кружевоплетение – спасение от смерти

Взрослые кружевницы на занятии в Кукарской школе. Фото: https://kukarka.ru/

В 1891 году в стране страшный неурожай. От него в первую очередь страдают средневолжский и черноземный регионы. На следующий год голод, естественно, усиливается. И Софья Александровна отправляется на места бедствия – Воронежская губерния, Нижегородская губерния. Там она организует производство кружева и вышивки. И, разумеется, их сбыт.

Именно в сбыте состояла главная проблема. Еще одна энтузиастка-кружевница Александра Логиновна Погосская писала: «Те немногие склады кустарных изделий, какие у нас есть в Москве и некоторых земствах провинции, могут служить лишь тысячной доле громадного числа кустарей, нуждающихся в сбыте своих изделий по всем углам России».

В результате деятельности Софьи Давыдовой скромные женские украшения спасали семьи от голодной смерти.

И в том же 1892 году выходит самый известный труд Давыдовой – «Русское кружево и русские кружевницы». За это ей вручают престижную Макарьевскую премию. Тут появляются ассоциации со знаменитой Макарьевской ярмаркой, но все гораздо серьезнее. Эту премию в 1867 учредили по завещанию митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) с целью «поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий». Среди ее лауреатов – священник Павел Флоренский и океанограф вице-адмирал Степан Макаров.

Книгу Софьи Давыдовой переводят на французский язык. Кстати, еще раньше, в 1889 году Софья Александровна представляла русское кружево на Международном промышленном конгрессе в Париже. Так что французским ткачам ее имя было прекрасно известно.

В 1893 году Давыдова выступает на Конгрессе женского труда в Чикаго. Там же в то время проходит Всемирная Колумбова выставка. Разумеется, с участием российских кружевниц.

Да, удается не все. Была попытка воссоздать «старинные кружева из Египта». На этом в первую очередь настаивал Владимир Стасов, ставший приятелем Софьи Александровны. В первую очередь речь шла о коптских шапочках, традиционном головном уборе коптов – египетских православных христиан.

Увы, попытка провалилась.

Мода на русскую культуру

Маленькие кружевницы на занятии в Кукарской школе. Фото: https://kukarka.ru/

Зато с Чикаго все вышло прекраснейшим образом. Колумбова выставка продолжалась полгода – с 1 мая по 30 октября. Успех русской вышивки был колоссальный. И уже на следующий год в Нью-Йорке начал торговлю постоянно действующий склад.

Газета New-York Herald писала: «Ваше внимание вскоре было поглощено бесконечным разнообразием воздушных кружев, пуховых облакоподобных платков, вышивками редких узоров, представителями полуисчезнувших искусств, и тканями столь тонкими, что даже волшебницы могли бы позавидовать им.

Каждый рисунок имеет свой смысл, каждый цвет свое значение, так что в каждой нитке русских рукоделий живет дух прошедших веков, глубокое чувство христианства…

Русские изделия решительно начали входить в моду. В эту и последнюю зиму в Нью-Йорке устраивали много разных русских праздников при содействии русского хора.

Эти два учреждения – русский склад и прекрасный хор – проливали новый свет на совершенно незнакомую страну, полную свежести и оригинальности».

Русская вышивка тянула за собой моду на русскую культуру вообще. И не где-нибудь, а далеко за океаном.

Следом за американским складом русской вышивки открылся великобританский. Одна из английских газет сообщала: «В Эдинбургском складе выставлена очень интересная коллекция работ различных губерний России. Они получаются непосредственно от крестьян и состоят из кружев, строчек, шерстяных и льняных тканей, вышивок и берестяных изделий, русских костюмов и сибирских камней».

За девять месяцев на этом складе продали всякого кустарного товара на 7 110 рублей. Заграничная торговля была очень выгодной. Тем более, что мода на Россию все росла.

«Думать о других без шума»

Из альбома С.А. Давыдовой «Русское кружево. Узоры и сколки». СПб.: Фототипия А. Дресслера, 1909 г. Фото: https://www.litfund.ru/

Софья Александровна – председатель Общества поощрения женского ремесленного образования. Она входит в состав учредительного комитета Министерства народного просвещения по техническому и профессиональному образованию.

В 1900 году Софья Александровна снова едет за границу. И снова в Париж – на Всемирную выставку. И опять с кружевами. Там они получают гран-при – «за выдающуюся красоту старинного рисунка».

В 1909 году выходит еще один альбом Давыдовой – «Русское кружево. Узоры и сколки».

А в 1915 году Софья Давыдова умирает. В некрологе говорится: «Все встречавшиеся с С.А. Давыдовой сохранят об этой замечательной деятельнице самое светлое воспоминание. Замкнутая и очень сдержанная, человек системы и огромного труда она всегда находила время думать о других без шума, без сентиментальных восклицаний, почему многие, мало знавшие С.А., считали ее холодной».

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version