София Григорьевна Рехневская писала Федору Михайловичу Достоевскому: «Приют Св. Ксении не имеет никакого капитала и существует день за день. Нужно постоянно измышлять средства для поддержания его, что достигается с большим трудом, но я вполне за него вознаграждена, так как цель достигается выше всех ожиданий».
Журнал, который издавала женщина для женщин
София Рехневская, урожденная Полянская, появилась на свет в Петербурге, в семье тульского помещика, в 1821 году. Первый брак оказался неудачным – ее муж, знаменитый стихотворец Лев Мей, был на год ее моложе, но умер рано – от неумеренного пьянства.
София Григорьевна вторично вышла замуж – на сей раз за абсолютную противоположность первого супруга, за военного инженера и профессора геодезии, генерал-лейтенанта Станислава-Казимира Симоновича Рехневского. Он, впрочем, тоже умер вскоре после свадьбы.
Третий раз София Григорьевна не стала испытывать судьбу, а занялась полезными делами. В первую очередь, журналом «Модный магазин».
Странно было бы сравнивать это издание с современным глянцем. Женщины тогда были другие, и запросы у них тоже были другие. Опыт подобных изданий к тому моменту имелся. Первый отечественный женский журнал выпустил в 1779 году просветитель Николай Новиков. Он назывался «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Впрочем, новиковское СМИ просуществовало всего год, и говорить о нем как о полноценном состоявшемся журнале не приходится.
Затем были «Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми», «Лучи», «Ваза», «Гирлянда», «Друг женщин».
«Модный магазин» был журналом особенным. Хотя бы потому, что его издавала женщина, а не загадочные «молодые люди» или, наоборот, высоколобые просветители.
Первый российский журнал мод
К счастью, у Рехневской обнаружилось прекрасное редакторское чутье. Условные котики в журнале присутствовали. Прочие красивые картинки тоже. И серьезные гравюры – София Григорьевна специально оформила право собственности в Академии Художеств.
Но не они там были главными, хотя без качественного оформления журнал не состоялся бы. В нем имелись выкройки, и женщины, которые не могли себе позволить услуги модисток, получили возможность одеваться современно, изящно и в соответствии с собственным вкусом.
А еще там имелся литературный отдел. Притом часть этого отдела заполняла сама Рехневская.
Она в этом журнале была и издателем, и редактором, и писателем, и переводчиком.
И колумнистом – София Григорьевна вела хронику моды. А была еще светская и театральная хроника, и рекомендации гигиенического плана, и статьи о детской моде.
«Модный магазин» позиционировал себя как «Первый иллюстрированный модный журнал в России». На самом же деле он был полезным во всех отношениях.
Реклама соблазняла: «Модный Магазин» выходит два раза в месяц … со следующими приложениями: к одной книжке прикладывается: Парижская картинка мод, работы Жюля Давида, и лист с рисованными выкройками, узорами для вышивания и разными работами; к другой: большая вырезная выкройка в натуральную величину, и узор – или канвовый, или тамбурный, или же Парижская картинка туалетных подробностей. Кроме того, подписчики получат в продолжении года 3 заграничных гравюры на стали».
Еще один довольно любопытный ход – создание собственного литературного салона. Не удивительно – София Григорьевна была дамой остроумной, образованной, знала иностранные языки, прекрасно музицировала.
Этот салон собирался на квартире у Рехневской, там появлялись Николай Некрасов, Алексей Писемский, Федор Берг, другие знаменитости. И, конечно, они не отказывали гостеприимной хозяйке в просьбах написать что-нибудь для «Модного магазина».
«Не допустить их до грязной среды»
Журналом и салоном добрые дела не ограничивались. София Григорьевна занималась и классической благотворительностью. Вторым делом ее жизни был комитет Кружка для покровительства учащимся молодым девицам. А может быть, и первым – трудно сравнивать. Этот Кружок был заведен в 1874 году и, в свою очередь, являлся частью Общества для пособия бедным женщинам в Санкт-Петербурге.
Само же общество возникло в 1865 году, и целью его было «во-первых, доставлять бедным лицам женского пола, как несовершеннолетним, так и взрослым, способы вести честную и трудолюбивую жизнь и, во-вторых, заботиться о нравственном их состоянии.
Для достижения этой цели общество приискивает места для бедных женщин, учреждает школы, рукодельни, ремесленные заведения и богадельни, а также заботится об отправлении указанных лиц, по их желанию, на родину».
Важный момент: «Общество не ограничивает своей деятельности лицами только доброй нравственности, но заботится с тою же ревностью и о лицах испорченной нравственности, на какой бы низкой степени они ни стояли, и принимает всевозможные меры к нравственному восстановлению сказанных лиц и открытию им средств к честной и трудолюбивой жизни».
Целью же Кружка для покровительства учащимся молодым девицам было «покровительство молодым бесприютным девицам образованных классов (преимущественно сиротам, выходящим из учебных заведений), не имеющим никаких средств к существованию, кроме собственного труда, и нуждающимся как в материальной, так и в нравственной поддержке».
Собирался комитет, опять же, на квартире у Рехневской.
Главное, по мнению организаторов Кружка, – «не допустить их до грязной среды, доставить им за возможно дешевую плату приличное помещение и здоровую пищу, и кроме того, дать им заработать деньги для уплаты за свое содержание».
Заработок – в первую очередь, уроки.
Для этого кружковцы наняли просторную семикомнатную квартиру в центре Петербурга. В ней проживали полтора десятка девушек, которые платили по 10 рублей в месяц. За эти деньги им, помимо проживания, предоставлялись мебель, освещение, полный пансион и полное обслуживание. Имелась и швейная мастерская – «для доставления постоянной работы тем из девиц, которые недостаточно успели в науках и не могут зарабатывать деньги уроками».
В качестве подспорья при квартире открыли магазин – торговать изделиями девушек. И, разумеется, принимались пожертвования.
Организаторы довольно здраво рассудили: «Если находятся люди, которые жертвуют суммы на призрение падших женщин, то неужели не найдется таких, которые захотят пожертвовать что-нибудь для предупреждения подобного несчастья?»
Появилось название – Приют святой Ксении. Почему именно так? Все очень просто. Шефство над этим приютом взяла великая княгиня Ксения Александровна. Конечно, в честь ее небесной покровительницы.
Управляла этими сложными процессами все та же София Григорьевна.
Что можно взять с Достоевского
Кстати, пожертвования принимались не только деньгами. Вот, к примеру, письмо, которое Рехневская отправила Достоевскому: «Милостивый Государь Федор Михайлович, обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой и надеюсь, что вы мне в ней не откажете, так как дело идет о помощи многим лицам, достойным сочувствия.
Я прошу Вас принять участие в устраиваемом мною литературном «Лермонтовском вечере» в пользу Приюта Св. Ксении, которого я состою попечительницей».
После чего – описание приюта, своего рода рекламная часть:
«Этот Приют – общежитие для учащейся женской молодежи – чрезвычайно популярен между курсистками, и желающих поступить в него является масса. Действительно, он оказывает большие благодеяния этим молодым особам».
Подобными рассылками в то время занимались почти все благотворители, не имевшие своих серьезных средств, и ничего унизительного в этом не было. Главное – сохранить в письме свое достоинство. А здесь оно, без всякого сомнения, сохранено.
* * *
А в 1889 году София Григорьевна Рехневская умерла. В том же городе, в котором и родилась – в Санкт-Петербурге. Еще раньше, в 1882 году закрылся «Модный магазин». А Кружок для покровительства учащимся молодым девицам просуществовал до революции. И в 1910-е годы его покровительством пользовались уже 90 барышень.